Народное прикладное искусство является одним из древнейших искусств казахского народа. Культура жизнеобеспечения казахов во многом определялась народными промыслами и ремеслами. Большое и важное место в жизни казахов занимали различные предметы из кожи [5,с.72]. Обработка кожи – один из традиционных видов казахского ремесла [2, с. 207].
Восточно-Казахстанским областным архитектурно-этнографическим и природно-ландшафтным музеем-заповедником проводится большая работа по возрождению народных ремесел и искусства. Самые лучшие работы мастеров хранятся в фондах музея, характеризуя мастерство, талант, фантазию каждого автора, продолжающего и развивающего старые традиции. Увлечение историей, этнографией также нашло отражение в их творчестве. Их изделия знакомят с жизнью и бытом казахского народа.
В 2008 г. сотрудники музея побывали в экспедиции по Семипалатинскому региону и выявили ряд ремесленников, работающих в разных ремеслах. Каждый ремесленник имеет свое, неповторимое, тонкое, чистое творчество. Сменяются века, цивилизации, а ремесленник востребован был, есть и будет. Мастера живут в городе Семее, и активно трудятся в своих мастерских. Они прекрасно владеют разной техникой: резьбой по дереву, корневой скульптурой, инкрустацией, росписью по дереву и т.д. В числе этих людей были и те, кто занимается древним и редким ремеслом – художественной обработкой кожи. Один из них Жармак Мукажанов Зарбаевич, 1958 г. рождения, уроженец ст. Жарма, Семипалатинской области, образование - среднее. Научился изготавливать изделия из дерева, кожи у старших братьев, у старых мастеров этого ремесла. Благодаря своему таланту и высокому мастерству замечательному мастеру удалось воплотить в предметах быта богатые национальные традиции в области прикладного искусства. Его первая работа – это камча, которую он сделал, когда учился в младших классах. Жармак изготавливает торсыки, сундуки, музыкальные инструменты и многое другое. В 2000 году работал над специальным заказом для известного фильма «Кочевники» (воинские доспехи, оружия). С 2000 г. принимал участие в ежегодной Средне-Азиатской выставке г. Алматы. Многие его изделия хранятся в музеях г. Семей.
В фондах нашего музея-заповедника находятся его торсыки и декоративная плетка. Высокое исполнительское мастерство и художественный вкус характеризует сосуд для кумыса – торсык КП 51–30396 (рис.1). Торсык рогообразной формы темно-коричневого цвета, среднего размера, объемновыпуклый с крышкой из дерева и кожаным шнурком для подвешивания. Сосуд сделан в форме казахского орнамента «бараньи рога». На тулове с обеих сторон просматривается зооморфный орнамент, заполняющий почти всю поверхность внизу и на горлышке. Орнамент выполнен в технике тиснения. Торсык по периметру прошит толстой скрученной нитью широкими стежками. Крышка темно-коричневого цвета - в форме конуса с ножкой, круглым основанием и «пробкой» для плотного затыкания сосуда. У самого кончика проделано сквозное отверстие для шнурка. Также отверстия имеются на корпусе сосуда слева и справа от горлышка на овально-круглых рубцах, которые дополняют орнамент, созданный самим изделием. Данный предмет этнографичен, выполнен с соблюдением традиций, имеет как декоративную, так и утилитарную функции – в нем вполне можно хранить молочные продукты. Второй декоративный кожаный сосуд для кумыса - торсык КП52-30587 (рис.2) коричневого цвета с тесненным орнаментом. Тулово украшает орнамент рог барана с двух сторон. Корпус сосуда сшит из двух частей кожи. Горловина удлиненная. На горловине с двух сторон, в форме треугольника выделены ручки с отверстиями, в которые продеты тоненькие кожаные ленточки. Пробка деревянная в форме конуса с кольцевой серединой. На конусе отверстие, через которую протянута ленточка, соединяющая пробку с туловом. Внутренняя часть полая.
Также в фондах нашего музея находится выполненная Ж.З. Мукажановым декоративная плетка (камча) КП 52-30586 (рис 3). Рукоятка плетки состоит из ножки косули с мехом светло-коричневого цвета. В верхней части на рукоятку надет кожаный футляр коричневого цвета с надрезами в виде бахромы. На конце футляра тонкая кожаная ленточка для подвешивания. Футляр с двух сторон прошнурован белой кожаной лентой и закреплен на ножке. Футляр декорирован металлической, узорной пластиной удлиненной овальной формы. В центре – камень сиреневого цвета. К копытцу прикручена декоративными гвоздиками и связана белыми ленточками фигурная полоса из двух половинок кожи, с прошнурованными краями. Верхняя часть раздваивается, образуя цветок, внутри которого закреплена белая переплетенная кожаная косичка с кисточкой на конце. На верхней части две металлические, декоративные фигурные пластины с вставленными голубыми камнями. Здесь мастер проявил себя как ювелир.
Работы Архата Дюсембаевича Оразгалиева, архитектора-дизайнера побывали в Америке, Франции, Японии, Центрально-Азиатской выставке-ярмарке ремесел [6,с.13]. Каждое его произведение – это нечто самобытное, «необычное» и уникальное. Он окончил архитектурный факультет Алматинского архитектурно-строительного института. В настоящее время мастер изготавливает декоративные изделия из кожи, дерева, войлока. Изучая старинное ремесло, мастер старается возродить забытые, ушедшие в небытие предметы быта: декоративный щит воина, кожаный барабан, различную посуду: торсык (сумка переметная), торбу (мешок для посуды), футляры для охотничьего оружия.
В фондах музея находится его четыре работы: панно «Степь», и три – на тему «Наскальные рисунки». В которых он проявляет себя как художник, при этом использует старинную технологию и рисунки в своих работах. Панно «Степь» КП_52_30541(рис 4). Прямоугольное, горизонтальное, в коричневой деревянной раме. На коже коричневого цвета с серебристыми вкраплениями красками изображен степной пейзаж, на первом плане, в центре - лошадь с жеребенком, на дальнем плане – горы и небо. Панно выполнено в технике тиснения, гофрирования, плетения, гравировки, аппликации и тонировки.
В серии работ на тему «Наскальные рисунки» мастер рисует различные сюжеты масляными красками. Декоративное панно КП_52_30539 (рис. 5). Рамка деревянная из реек, наложенных друг на друга, соединенных оплеткой из узкой кожаной ленты желто-коричневого цвета. На коричневой коже черным, коричневым серебристым, золотистым, зеленым цветами изображена сцена охоты в стиле наскальных рисунков древних людей. В центре – крупные изображения буйвола, под ним архар, вокруг них фигурки меньшего размера. На рамке серебристой краской начертаны родовые знаки (тамги). Второе (рис.6), третье (рис. 7) панно по формату и по технике одинаково с первым, отличается сюжетным изображениям. Панно «Наскальные рисунки» КП_52_30540 (рис. 6). В центре – крупное изображение оленя, вокруг них – маленькие фигурки животных и охотника. На рамке серебристой краской начертаны родовые знаки (тамги). Третье панно «Наскальные рисунки» КП_52_30542 (рис.7). В центре – крупное изображение трех человеческих фигур с поднятыми вверх руками, двое их них (в центре и слева) держат символические изображения солнца. Слева и справа от них фигурки козла и охотника. На рамке серебристой краской начертаны родовые знаки (тамги).
В фондах нашего музея-заповедника также находится четыре панно на тему «Наскальные рисунки». Автор этих работ мастер Назархан Советхан. Художник-дизайнер, мастер прикладного искусства выполняет из дерева скульптурные композиции, изготавливает музыкальные инструменты, доспехи воина. Он изготавливает скульптурные композиции, предметы быта, седла, национальные музыкальные инструменты. Мастер работает в традиционных и современных техниках, его изделия отличаются художественным вкусом и профессиональным мастерством. В своих работах использует металл, камень, кость. Назархан участник городских, областных и республиканских выставок.
Все панно по формату, технике исполнения и рамки одинаковы, отличается они сюжетным изображением. Первое панно из серии «Наскальные рисунки» КП_52_30580 (рис.8). Рамка деревянная из реек наложенных друг на друга, и соединенных перекрещенной узкой кожаной лентой белого цвета. Рисунок черного цвета, в стиле наскальных рисунков древних людей. Композиция – сцена охоты. В центре – силуэтное изображение всадника на коне со знаменем в руке; справа от него, меньшего размера, - схематичная фигурка охотника, стреляющего из лука; слева, внизу – птица. Второе панно из серии «Наскальные рисунки» КП_52_30581 (рис.9). На серовато - коричневой коже рисунок черного цвета, в стиле наскальных рисунков древних людей. В центре силуэтно изображены два козлика. Слева, - две человеческие фигурки, справа, - охотник, стреляющий из лука, внизу – солярный знак. Третье панно «Наскальные рисунки» КП_52_30582 (рис.10). Рисунок крупный, черного цвета. Изображен стоящий на коленях воин, стреляющий из лука. В правой части схематично – всадник с копьем в руках, сидящий на лошади. Четвертое панно «Наскальные рисунки» КП_52_30583 (рис.11). В центре изображена повозка, слева – козел, справа – фигурка человека. В своих работах Назархан использует роспись красками, технику плетения.
Изделия этих мастеров, характеризуется профессиональным мастерством, не так много мастеров, которые занимается этим древним ремеслом. Многие работы их пользуется спросом, как в Казахстане, также в зарубежье. Они привлекают внимание, являясь продолжением народного творчества.
Источники и литература
1. Джанибеков У.Д. Культура казахского ремесла. Алма-Ата:«Өнер», 1982. 144 с.
2. Казахское народное прикладное искусство. Том.1. Алма-Ата: «Өнер», 1986.
3. Пушкина В. Кожа. Москва, 2003. 246 с.
4. «Казахи» Историко-этнографическое исследование. Алматы «Казахстан», 1995, 352 с.
5. Раимханова К.Н., Мекебаева А.А. Народные промыслы и ремесла казахов. Алматы, 2003, 104 с.
6. Мастера прикладного искусства Казахстана. Альбом. Издательство ТОО «Деловой мир Астана». 2008, 20 с.
Ж.А. Жаппаркул
Этнография Алтая и сопредельных территорий: материалы 8-й международной научной конференции, посвященной 20-летию историко-этнографических исследований сектора устной истории и этнографии ЛИК АлтГПА. Выпуск 8 / под редакцией Т.Г. Щегловой. – Барнаул: Алтайская государственная педагогическая академия, 2011. – 358 с.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|