• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи научно-популярные Цукуренко С. В. Каллиграфия - часть искусства

Цукуренко С. В. Каллиграфия - часть искусства

Каллиграфическое письмо всегда было частью культуры многих народов. Зародившись в Азии, оно пришло в  Европу, и также как и в Азии, стало синонимом красивого письма.

Существуют  множество гипотез  относительно времени  и страны появления каллиграфии, но  приходиться  признать,  что каллиграфическое письмо зародилось самостоятельно в каждой из азиатских стран.  Единственный установленный факт, что   страны юго-восточной Азии, стали внедрять каллиграфию под влиянием Китая.  Арабская же  каллиграфия зародилась примерно в  7 веке нашей эры и также возможно была адаптирована из китайского источника.

Каллиграфия - часть искусстваСвоеобразие написания тех или иных букв  или выраженные в одном иероглифе понятие  -  обязывало представить читателю текст,  написанный красиво, чтобы читающий  мог  оценить не только смысл написанного, но  и  проникся величием и красотой, необычностью,  и  порой вычурностью написанного.

В разных странах это достигалось отличием повседневного бытового письма от письма, которым писались поэмы и царские указы, законы и описания величественных побед.

Письменность возникла в Китае из пиктограмм, в 5 веке до н. э.  и постепенно распространилась среди народа. Первые письмена наносились на панцири черепах,  впоследствии, художники и поэты начали насыщать свои  картины  и тексты необычностью подачи,  и тем самым сделали первый шаг для создания каллиграфического письма.  Каллиграфия неотделима от живописи. В основе многих живописных техник и способов изображения лежат именно  приемы каллиграфического письма.  Китайские художники древности говорили: «художник, не знающий каллиграфии, не знает живописи». 

По своей сути - иероглифы – это видоизмененные пиктограммы, т.е. упрощенные изображения предметов, животных,  людей, явлений природы.  Каждый иероглиф составлен из  ряда отдельных элементов - мазков.

Неоценимым качеством художника или чиновника, было умение тщательно планировать и уверенно наносить иероглифы на бумагу. Каким  бы не был  строгим порядок структуры слов, их выражение могло и должно быть чрезвычайно творческим. Все линии  в каллиграфии постоянны и неизменны, в отличии  от других техник изобразительного искусства. Навыки красивого письма и высокой добродетели были критерием отбора  на должности при Императорском дворе.

Не существовало единых стандартов написания иероглифов, такие критерии как толщина и впитываемость  бумаги, концентрация чернил и толщина и гибкость материала кисти давало возможность создавать бесконечное множество стилей и форм письма. Любой сухой мазок или случайное пятно не  считалось в Китае ошибкой или небрежностью. Это было лишь импровизационным  элементом и украшало текст.  На  Западе же,  да и на Ближнем мусульманском Востоке,  подобные вольности считались ошибкой и подлежали подчищению или переписки всей страницы.  В Западной каллиграфии, можно встретить красивые шрифты, не несущие никакой идеи, а просто механически заполняющие страницы. В Китае же - каллиграфия  это  упражнение, которое координирует ум и тело, предполагая для каждого отдельного случая, своеобразие написания особым стилем и настроением. Это, на первый взгляд, свободное и расслабляющее упражнение, требует  высокой дисциплины, что очень положительно влияет,  на гармонию  духа и тела, здоровье. Многие из известных  каллиграфов отличались необычайным долголетием.

«Четыре драгоценности кабинета»

 

Набор для каллиграфического письмаРазнообразные экспонаты попадает  в наш музей-заповедник. Летом 2015 года появилась возможность приобрести набор для каллиграфического письма. Штука весьма занимательная. Набор, как уверяли новый, но в традиционном плане не отличимый от старинных наборов, находящихся в китайских музеях.

Действительно, после изучения всех предметов, входящих в набор, приходиться признать – все предметы  новые (начало XXI века), но традиции их изготовления соблюдены.

Сам набор состоит из  каменной тушенницы с крышкой, 4-х кисточек, украшенных иероглифами, фарфоровой  подставки  для двух кисточек (с рисунком  домов, деревьев, гор и пагоды),  плитки китайской чёрной туши, на которой выдавлены иероглифы золотистого цвета. Также есть заготовка для изготовления печати художника из мыльного камня и фарфоровая баночка с красной мастикой  для печати  с маленькой ложечкой. Крышка украшена рисунком дракона. В набор  входит и емкость для воды с темно-синим рисунком цветков и листков. Все это помещено в футляр из дерева, оббитого золотисто-желтой, с отливом, тканью.

Надо заметить, что есть основные предметы этого набора, а есть второстепенные.

 К  основным относятся кисти, тушь и чернильница. 

Дело в том, что самые лучшие кисти в Китае делают  в городке Шаньлянь в уезде Усин, провинции Чжэцзян. В древние времена, эта местность называлась префектура Хунжоу и кисти, производимые здесь,   назывались «хуби» (hubi) или коротко «ху». 

Для изготовления кистей используют шерсть желтой ласки, зайцев и коз. Само производство  состоит из 70 этапов.   Подготовка предполагает сортировку шерсти по  длине, толщине, жесткости или мягкости.  В настоящее время производиться около 200 видов кистей, в зависимости от потребностей, имеющие разные характеристики.  Высококачественный  бамбук используют для изготовления палочки, часто украшая ее слоновой костью или красным деревом, различными надписями или рисунками. В настоящее время кистями пользуются и студенты и профессионалы, ранее же,  кисти поставлялись Императорскому двору, и привилегия использовать их принадлежала  ограниченному кругу придворных поэтов, художникам и  чиновникам.

 Кисти «ху» считались высококачественными, если отвечали  следующим четырем требованиям: острый кончик, четкое расположение волосков, округлая форма и способность быстро восстанавливать форму.  Использование  кисти для письма является одной из особенности китайской каллиграфии.

Вторым основным предметом набора для каллиграфического письма является тушь или по-китайски «хуэй» (huimo).

Тушь была изобретена в Китае во время правления династии Хань (206г до н. э.-220 г н. э.).  До ее изобретения все грамотные люди, и  каллиграфы в их числе, использовали графит. Но количество  пишущих,  все время увеличивалось,  и возник  дефицит. Тогда и появилась первая тушь,  состоящая из сажи от сожженной древесины сосны. Её разбавляли водой и писали.

Надписи на балкахВ нашем наборе лежит брусок туши. Это, так называемая,  «твердая тушь». Чтобы подготовить тушь для письма в чернильницу (которая в Китае называется тушенница), наливали немного воды и растирали брусок круговыми движениями. Поскольку тушенница была каменная, то вода быстро становилась густой и черной, и тушь можно было использовать.

Третий предмет этого набора- тушенница-  «дуань» (duanyan).

Самые ранние тушенницы (чернильницы) относятся к династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г.), то есть им  более 2000 лет. Первые тушенницы представляли собой плоский гладкий или, как правило, шероховатый камень, на котором растиралась тушь с водой. 

Самые лучшие и качественные изготовляли около 1500 лет назад в Дуаньси, предместье Чжаоцина (бывший Дуаньчжоу), что в провинции Гуаньдун. Название города и дало название всем тушенницам  -  «дуань».

 

Говоря о трех основных предметах набора, нельзя не упомянуть бумагу«сюань» (xuanzhi), на которой писали тушью

 Самые  знаменитые шедевры китайской живописи выполнены на бумаге  «сюань». Именно  эта бумага, используется в каллиграфии и живописи. В древности центром торговли бумагой был город Сюаньчэн и провинция называлась Сюаньжоу. Отсюда и пошло название бумаги «сюань». Широкое признание эта бумага получила при династии Тан. Для общения с высшими чиновниками  и внутри императорского двора использовалась только эта бумага.

Изготовление бумаги «сюань» занимало достаточно долгое время, и доходило до 300 суток. Процесс изготовления был разделен на 18 этапов. Основой бумаги служила кора  тутового дерева и рисовая солома. В западных странах такую бумагу называли рисовой. Тушь на такой бумаге не растекается,  а впитывается. Сегодня ее применяют для составления дипломатических документов и важных правительственных  бумаг. Конечно,  как и столетия  назад,   её продолжают использовать живописцы и каллиграфы.

Свои предметы труда они так и называли  -  «четыре драгоценности кабинета».  В древнем Китае мастера уделяли большое внимание выбору и бережному использованию этих предметов.

Еще один непременный атрибут любого произведения изобразительного искусства в Китае - красная печать мастера. Массовое изготовление  и применение печатей  отмечено в период правления династии Цинь (221 -206 г. до н.э.). Изготавливали печати из дерева, металла, слоновой кости, но наибольшее распространение получили печати из камня. Это мог быть и дорогой нефрит,  и красный камень, и мыльный камень, и некоторые другие. В те далекие времена этим занимались специальные мастера. Намного позже, к началу 14 века, художники и каллиграфы стали изготовлять печати самостоятельно.  Мыльный камень находиться в нашем наборе и любой начинающий мастер может самостоятельно изготовить свою печать. Здесь же и фарфоровая баночка с красной мастикой.

Надо заметить, что в нашем музее-заповеднике в экспозиции Дворца императора находятся картины, в форме свитков. Они выполнены современными китайскими художниками, но с соблюдением всех классических канонов китайской живописи, в т.ч. и на каждой поставлена красная печать мастера.

 

 

Стили письма

 

Стиль "кайшу"Стиль "лишу"В каком же стиле могут быть  выполнены первые картины начинающего мастера каллиграфии?

На протяжении тысячелетней истории Китая возникали и существовали десятки видов написания тех или иных иероглифов. Было горизонтально и вертикально ориентированное письмо, была стандартная скоропись и индивидуальные мазки авторских линий, но неизменным оставалось одно - через тушь и кисть передавался дух Китая -  его культура и история.

Одни стили письма уходили в историю сами, другим помогали императоры. Неоднократно зафиксированы случаи приведения к единообразию письменности китайскими императорами. Например, Цинь Шихуан в 221 году до н.э. объединив  страну,  вознамерился унифицировать письменность. Ему это удалось - так возник стиль «чжуань». 

Впоследствии в китайском обществе возникли и заняли достойное место еще 4 вида начертания иероглифов. Это «лишу», «кайшу», «синшу» (ходовая скоропись) и «цаошу».

Каждый из этих стилей имеют характерные особенности.

 

Стиль "синшу"Стиль "цаошу"Конечно, чтобы стать настоящим мастером каллиграфии нужен не один год, да и само искусство каллиграфии развивалось веками.

Как в танце есть движение - па, а в музыке -  звук – нота, так и в каллиграфии каждое движение - это линия. «Искусством линии» -  так  китайцы, иногда  называют каллиграфию. Каждый исполнитель  несет свое движение,  поэтому индивидуальность написания неповторима.

Насчитывая около пяти тысяч лет своей истории,  каллиграфическое письмо глубоко  по содержанию и являет собой  настоящий феномен китайской цивилизации, раскрывая и представляя публике глубинную суть традиций  китайского народа.


 



Станислав Валерьевич Цукуренко

специалист отдела экспозиции "Шелковый путь",

Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и

природно-ландшафтного музея-заповедника.

Журнал  "ИКОМ ҚАЗАҚСТАН" 2016 №2 Апрель

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы