Каллиграфическое письмо всегда было частью культуры многих народов. Зародившись в Азии, оно пришло в Европу, и также как и в Азии, стало синонимом красивого письма.
Существуют множество гипотез относительно времени и страны появления каллиграфии, но приходиться признать, что каллиграфическое письмо зародилось самостоятельно в каждой из азиатских стран. Единственный установленный факт, что страны юго-восточной Азии, стали внедрять каллиграфию под влиянием Китая. Арабская же каллиграфия зародилась примерно в 7 веке нашей эры и также возможно была адаптирована из китайского источника.
Своеобразие написания тех или иных букв или выраженные в одном иероглифе понятие - обязывало представить читателю текст, написанный красиво, чтобы читающий мог оценить не только смысл написанного, но и проникся величием и красотой, необычностью, и порой вычурностью написанного.
В разных странах это достигалось отличием повседневного бытового письма от письма, которым писались поэмы и царские указы, законы и описания величественных побед.
Письменность возникла в Китае из пиктограмм, в 5 веке до н. э. и постепенно распространилась среди народа. Первые письмена наносились на панцири черепах, впоследствии, художники и поэты начали насыщать свои картины и тексты необычностью подачи, и тем самым сделали первый шаг для создания каллиграфического письма. Каллиграфия неотделима от живописи. В основе многих живописных техник и способов изображения лежат именно приемы каллиграфического письма. Китайские художники древности говорили: «художник, не знающий каллиграфии, не знает живописи».
По своей сути - иероглифы – это видоизмененные пиктограммы, т.е. упрощенные изображения предметов, животных, людей, явлений природы. Каждый иероглиф составлен из ряда отдельных элементов - мазков.
Неоценимым качеством художника или чиновника, было умение тщательно планировать и уверенно наносить иероглифы на бумагу. Каким бы не был строгим порядок структуры слов, их выражение могло и должно быть чрезвычайно творческим. Все линии в каллиграфии постоянны и неизменны, в отличии от других техник изобразительного искусства. Навыки красивого письма и высокой добродетели были критерием отбора на должности при Императорском дворе.
Не существовало единых стандартов написания иероглифов, такие критерии как толщина и впитываемость бумаги, концентрация чернил и толщина и гибкость материала кисти давало возможность создавать бесконечное множество стилей и форм письма. Любой сухой мазок или случайное пятно не считалось в Китае ошибкой или небрежностью. Это было лишь импровизационным элементом и украшало текст. На Западе же, да и на Ближнем мусульманском Востоке, подобные вольности считались ошибкой и подлежали подчищению или переписки всей страницы. В Западной каллиграфии, можно встретить красивые шрифты, не несущие никакой идеи, а просто механически заполняющие страницы. В Китае же - каллиграфия это упражнение, которое координирует ум и тело, предполагая для каждого отдельного случая, своеобразие написания особым стилем и настроением. Это, на первый взгляд, свободное и расслабляющее упражнение, требует высокой дисциплины, что очень положительно влияет, на гармонию духа и тела, здоровье. Многие из известных каллиграфов отличались необычайным долголетием.
«Четыре драгоценности кабинета»
Разнообразные экспонаты попадает в наш музей-заповедник. Летом 2015 года появилась возможность приобрести набор для каллиграфического письма. Штука весьма занимательная. Набор, как уверяли новый, но в традиционном плане не отличимый от старинных наборов, находящихся в китайских музеях.
Действительно, после изучения всех предметов, входящих в набор, приходиться признать – все предметы новые (начало XXI века), но традиции их изготовления соблюдены.
Сам набор состоит из каменной тушенницы с крышкой, 4-х кисточек, украшенных иероглифами, фарфоровой подставки для двух кисточек (с рисунком домов, деревьев, гор и пагоды), плитки китайской чёрной туши, на которой выдавлены иероглифы золотистого цвета. Также есть заготовка для изготовления печати художника из мыльного камня и фарфоровая баночка с красной мастикой для печати с маленькой ложечкой. Крышка украшена рисунком дракона. В набор входит и емкость для воды с темно-синим рисунком цветков и листков. Все это помещено в футляр из дерева, оббитого золотисто-желтой, с отливом, тканью.
Надо заметить, что есть основные предметы этого набора, а есть второстепенные.
К основным относятся кисти, тушь и чернильница.
Дело в том, что самые лучшие кисти в Китае делают в городке Шаньлянь в уезде Усин, провинции Чжэцзян. В древние времена, эта местность называлась префектура Хунжоу и кисти, производимые здесь, назывались «хуби» (hubi) или коротко «ху».
Для изготовления кистей используют шерсть желтой ласки, зайцев и коз. Само производство состоит из 70 этапов. Подготовка предполагает сортировку шерсти по длине, толщине, жесткости или мягкости. В настоящее время производиться около 200 видов кистей, в зависимости от потребностей, имеющие разные характеристики. Высококачественный бамбук используют для изготовления палочки, часто украшая ее слоновой костью или красным деревом, различными надписями или рисунками. В настоящее время кистями пользуются и студенты и профессионалы, ранее же, кисти поставлялись Императорскому двору, и привилегия использовать их принадлежала ограниченному кругу придворных поэтов, художникам и чиновникам.
Кисти «ху» считались высококачественными, если отвечали следующим четырем требованиям: острый кончик, четкое расположение волосков, округлая форма и способность быстро восстанавливать форму. Использование кисти для письма является одной из особенности китайской каллиграфии.
Вторым основным предметом набора для каллиграфического письма является тушь или по-китайски «хуэй» (huimo).
Тушь была изобретена в Китае во время правления династии Хань (206г до н. э.-220 г н. э.). До ее изобретения все грамотные люди, и каллиграфы в их числе, использовали графит. Но количество пишущих, все время увеличивалось, и возник дефицит. Тогда и появилась первая тушь, состоящая из сажи от сожженной древесины сосны. Её разбавляли водой и писали.
В нашем наборе лежит брусок туши. Это, так называемая, «твердая тушь». Чтобы подготовить тушь для письма в чернильницу (которая в Китае называется тушенница), наливали немного воды и растирали брусок круговыми движениями. Поскольку тушенница была каменная, то вода быстро становилась густой и черной, и тушь можно было использовать.
Третий предмет этого набора- тушенница- «дуань» (duanyan).
Самые ранние тушенницы (чернильницы) относятся к династии Хань (206 г. до н.э. – 220 г.), то есть им более 2000 лет. Первые тушенницы представляли собой плоский гладкий или, как правило, шероховатый камень, на котором растиралась тушь с водой.
Самые лучшие и качественные изготовляли около 1500 лет назад в Дуаньси, предместье Чжаоцина (бывший Дуаньчжоу), что в провинции Гуаньдун. Название города и дало название всем тушенницам - «дуань».
Говоря о трех основных предметах набора, нельзя не упомянуть бумагу«сюань» (xuanzhi), на которой писали тушью
Самые знаменитые шедевры китайской живописи выполнены на бумаге «сюань». Именно эта бумага, используется в каллиграфии и живописи. В древности центром торговли бумагой был город Сюаньчэн и провинция называлась Сюаньжоу. Отсюда и пошло название бумаги «сюань». Широкое признание эта бумага получила при династии Тан. Для общения с высшими чиновниками и внутри императорского двора использовалась только эта бумага.
Изготовление бумаги «сюань» занимало достаточно долгое время, и доходило до 300 суток. Процесс изготовления был разделен на 18 этапов. Основой бумаги служила кора тутового дерева и рисовая солома. В западных странах такую бумагу называли рисовой. Тушь на такой бумаге не растекается, а впитывается. Сегодня ее применяют для составления дипломатических документов и важных правительственных бумаг. Конечно, как и столетия назад, её продолжают использовать живописцы и каллиграфы.
Свои предметы труда они так и называли - «четыре драгоценности кабинета». В древнем Китае мастера уделяли большое внимание выбору и бережному использованию этих предметов.
Еще один непременный атрибут любого произведения изобразительного искусства в Китае - красная печать мастера. Массовое изготовление и применение печатей отмечено в период правления династии Цинь (221 -206 г. до н.э.). Изготавливали печати из дерева, металла, слоновой кости, но наибольшее распространение получили печати из камня. Это мог быть и дорогой нефрит, и красный камень, и мыльный камень, и некоторые другие. В те далекие времена этим занимались специальные мастера. Намного позже, к началу 14 века, художники и каллиграфы стали изготовлять печати самостоятельно. Мыльный камень находиться в нашем наборе и любой начинающий мастер может самостоятельно изготовить свою печать. Здесь же и фарфоровая баночка с красной мастикой.
Надо заметить, что в нашем музее-заповеднике в экспозиции Дворца императора находятся картины, в форме свитков. Они выполнены современными китайскими художниками, но с соблюдением всех классических канонов китайской живописи, в т.ч. и на каждой поставлена красная печать мастера.
Стили письма
В каком же стиле могут быть выполнены первые картины начинающего мастера каллиграфии?
На протяжении тысячелетней истории Китая возникали и существовали десятки видов написания тех или иных иероглифов. Было горизонтально и вертикально ориентированное письмо, была стандартная скоропись и индивидуальные мазки авторских линий, но неизменным оставалось одно - через тушь и кисть передавался дух Китая - его культура и история.
Одни стили письма уходили в историю сами, другим помогали императоры. Неоднократно зафиксированы случаи приведения к единообразию письменности китайскими императорами. Например, Цинь Шихуан в 221 году до н.э. объединив страну, вознамерился унифицировать письменность. Ему это удалось - так возник стиль «чжуань».
Впоследствии в китайском обществе возникли и заняли достойное место еще 4 вида начертания иероглифов. Это «лишу», «кайшу», «синшу» (ходовая скоропись) и «цаошу».
Каждый из этих стилей имеют характерные особенности.
Конечно, чтобы стать настоящим мастером каллиграфии нужен не один год, да и само искусство каллиграфии развивалось веками.
Как в танце есть движение - па, а в музыке - звук – нота, так и в каллиграфии каждое движение - это линия. «Искусством линии» - так китайцы, иногда называют каллиграфию. Каждый исполнитель несет свое движение, поэтому индивидуальность написания неповторима.
Насчитывая около пяти тысяч лет своей истории, каллиграфическое письмо глубоко по содержанию и являет собой настоящий феномен китайской цивилизации, раскрывая и представляя публике глубинную суть традиций китайского народа.
Станислав Валерьевич Цукуренко
специалист отдела экспозиции "Шелковый путь",
Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и
природно-ландшафтного музея-заповедника.
Журнал "ИКОМ ҚАЗАҚСТАН" 2016 №2 Апрель