Февральские события 1917г. в России кардинально изменили социальный и политический статус русского еврейства. Временное правительство отменило «черту оседлости» и законы, ограничивающие права евреев, предоставило полную свободу культурного и общественного развития. Резко возросло количество периодических изданий, в том числе на иврите и идише. В короткий срок появились и начали функционировать учебные заведения, возникли новые профессиональные, женские, молодёжные, студенческие еврейские организации. Реанимировали свою работу, вышедшие из подполья еврейские партии, в большинстве своём отрицательно относящиеся к Октябрьской революции и приходу к власти большевиков, хотя среди которых было немало представителей еврейского народа (Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев, Я.М.Свердлов, Л.Д.Троцкий и др.) Для большевиков «еврейский вопрос» являлся частью национальной политики. В своих выступлениях Ленин говорил:«…чтобы русского коммуниста, который не понимает важности национального вопроса и третирует «инородца», рассматривать, как черносотенца антисемита, окружить атмосферой презрения такого «коммуниста», который хотя бы шутя говорит «наплевать» на всех националов, Россия – для русских». [1] В начале 1918 г. в составе Наркомнаца РСФСР создаётся Еврейский комиссариат. Летом этого же года состоялся 1-й съезд еврейских общин, избравший Центральное бюро, просуществовавшее до июня 1919 года. Это был последний избранный демократическим путём еврейский орган самоуправления. Позже «руководство» национальной жизнью возлагается на созданные в 1918г. евсекции (еврейские секции) при комитетах РКП(б), ставшие орудием новой власти в борьбе с традиционной иудейской культурой и религией. «Главной задачей таких национальных секций являлось реальное распространение коммунистической идеологии в среде национальных меньшинств на их родном языке и вовлечение их в строительство социалистического общества… Члены евсекций выступали… на местах инициаторами ликвидации общинных институций, агитировали за закрытие синагог, шельмовали раввинов, резников как «служителей культа». [2] В 1919г. по всей России развернулось наступление на сионизм, традиционные формы еврейской жизни. Иврит объявляют контрреволюционным языком, а его преподавание запрещают. Одновременно ликвидировалось всё связанное с иудаизмом: закрывались синагоги, хедеры, иешивы, преследовались раввины. Многих евреев-торговцев, служителей культа, владельцев кустарных мастерских объявили «нетрудовыми элементами» и лишили избирательных и ряда социальных прав.
В октябре 1920г. в составе РСФСР была образована Казахская АССР. С первых дней своего существования республика включилась в осуществление нелёгких задач по реализации планов страны Советов в области культурной революции. Работа по просвещению и культурно-политическому воспитанию молодёжи относилась к разряду наиважнейших. Для претворения в жизнь планов культурной революции необходимо было наладить дело народного образования, т.к. процент грамотности населения в Казахстане до 1917 года составлял всего 2%. На основании декрета «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» в 1921г. в Казахстане создаётся чрезвычайная комиссия по борьбе с неграмотностью. Повсеместно открывались курсы для взрослых, «красные юрты», «красные караваны», избы-читальни, где проводилась не только образовательная, но и большая политико-воспитательная работа среди населения. Орган Семипалатинского Губернского Исполнительного Комитета Р.К.П. – газета «Степная правда» за 1921г., говоря о важности культурно-просветительной работы пафосно писала: «…они (культпросветы) являются светочем из непроглядной тьмы прошлого. Это яркие костры, которые разбрасывают в окружающую массу свои искры… они выводят граждан из полного невежества, доставляя им возможность к восприятию … духовных сторон жизни». [3] С 1920г. в Казахской Республике начинают действовать молодёжные клубы и культурно-просветительные кружки. Молодёжь готовила и ставила спектакли, устраивала громкие читки, обсуждение газет и книг, собирала литературу для библиотек. И всё это в обстановке голода и разрухи периода братоубийственной гражданской войны. Повсюду царили разруха и безработица, приходилось преодолевать невероятные трудности в борьбе за своё существование. Жизнь сложилась так, что представители еврейского этноса, как собственно и многие, оказались в двух враждебных лагерях. Часть еврейского населения и, причём большинство, пополнили собой ряды безработных, порой находившихся в безвыходном положении. Среди последних было много еврейской молодёжи, привлечённой в лагерь большевиков отменой дискриминации и предоставлением определённых прав евреям. Другая часть еврейского населения в условиях новой экономической политики, используя свой опыт в торговле и ремёслах, открыла мелкие предприятия, магазины, превратившись в частников-нэпманов. Но нэп оказался кратковременным и многие перешли в разряд «лишенцев», т.е. лишившись не только избирательных прав, но и порой самого необходимого: работы, жилья, медицинской помощи. Число лишенцев среди евреев было значительным. Нередко ярлык «чуждого элемента» наклеивали оптом на трудящихся евреев и их детей. Чтобы избежать подобной печальной участи, люди бросали насиженные места, меняли род своей деятельности, скрывали социальное происхождение.
На фоне этих событий, в 1921г. в г.Семипалатинске в рамках культурной революции создаётся «Культ-Просвет Кружок Еврейской молодёжи». Под таким названием он фигурирует в архивном деле Центра документации новейшей истории Восточно-Казахстанской области. Какого либо официального распоряжения о создании, начале работы и роспуске еврейской молодёжной организации не найдено. Все обнаруженные материалы датируются апрелем-ноябрём 1923г., хотя в анкетном списке членов кружка в графе «дата вступления» встречается 1921 год. Из чего мы можем заключить, что кружок просуществовал около трёх лет. Из сохранившегося перечня документов мы имеем: фамильный список членов кружка, устав, отчёт о проделанной работе за пять месяцев, текущую документацию. В процессе исследования установлен «домашний адрес» организации – ул.Локтевская, 34. Эта «прописка» привела автора работы к следующим размышлениям и предположениям. Дело в том, что по адресу – ул.Локтевская, 36 в г.Семипалатинске в то время была зарегистрирована синагога, во дворе которой доподлинно известно находилась небольшая сторожка с проживающей в ней семьёй синагогального сторожа по фамилии Клейман. Вполне вероятно, что именно сторожка и значилась по адресу – Локтевская, 34. В защиту данного предположения говорит следующий факт. В первоначальном анкетном списке «кружковцев» отмечена некто Р. Ханина, проживающая всё по тому же адресу – ул. Локтевская, 34, а в графе «сведения о родителях» у неё записано «синагогальный сторож». В 1923г. синагога ещё действовала, официально её закрыли в 1932 году. Таким образом, в одном дворе с культовым учреждением, действовала «передовая и прогрессивная» молодёжная организация. В одном здании ещё читали молитвы, в другом – рядом, проводились бурные диспуты, литературные суды, лекции из истории еврейского народа и не только. Факт любопытный, но вполне объяснимый для того времени. Большая часть членов кружка состояла из детей-выходцев из религиозных семей иудейской общины г.Семипалатинска, поэтому вполне понятна его дислокация. Но есть и ещё одна причина такого соседства. В 1921г. уже активно «работала» правительственная антирелигиозная программа, один из пунктов которой предполагал использование культовых учреждений под «культурные объекты»: клубы, библиотеки, спортивные залы и т.д. Что собственно и произойдёт чуть позже с синагогой, а пока городские власти задействовали лишь здание синагогальной сторожки.
Благодаря сохранившимся архивным материалам мы можем сегодня вполне чётко представить всю структуру Куль-Просвет Кружка еврейской молодёжи. Высшим органом власти под ведением которого находилась и которому подчинялась данная молодёжная организация являлся Губполитпросвет Губернского отдела народного образования г.Семипалатинска. Во главе кружка стояло правление из пяти человек, избираемое общим собранием сроком на полгода. Председательствовал И.Б.Горельников, секретарём был А.С.Каплун. В состав правления входили ещё два человека: С.Клейман, А.Яворский. Главным решающим органом являлось общее собрание, созывавшееся один раз в месяц. Вся документация и материальные ценности в плановом порядке контролировались ревизионной комиссией. Должность казначея исполнял У.В.Срулевич. Казна состояла из поступлений от членских взносов, пожертвований, продажи билетов на платные спектакли. Кроме того, деятельность кружка частично финансировалась органом Губполитпросвета, от которого он регулярно получал «циркуляры» и инструкции. Как, например, вот это:
«Культпросвету Еврейской молодёжи
Губполитпросвет предлагает устроить концерт или спектакль в пользу… О дне спектакля справиться в Губполитпросвете, куда надлежит представить чистый сбор от спектакля и отчёт…»[4]
Организация имела свою печать и штамп, что бесспорно говорит о её определённом статусе в культурно-просветительной работе г.Семипалатинска. В случае реорганизации все дела и имущество передавались высшему органу, т.е. Губполитпросвету. Устав, принятый окончательно в октябре 1923г. выдвигал следующие требования к работе. Во-первых, кружок должен существовать не обособленно, а в тесном контакте с другими организациями молодёжи. Во-вторых, регулярно в соответствии с планом информировать своих членов о «современной и прошлой истории еврейского народа и историей вообще; классической литературе; политических течениях молодёжи; пролетарской этике».[5] Для достижения поставленных задач предполагались лекции, беседы, диспуты, литературные суды и спектакли. Вся деятельность строилась по секционному принципу. Литературная - полностью контролировала информационную работу, устраивала лекции на самые различные темы (Киргизская поэзия, История русского просвещения, История еврейства и др.), причём не только для «кружковцев», но и для всех желающих.
«Культ-Просвет
Еврейской молодёжи
Отдел общий
20 мая 1923г.
№30
г.Семипалатинск
В Полит-Просвет Губ.О.Н.О.
Правление Культ-Просвета Еврейской молодёжи, просит Вас посетить устраиваемую 21 мая сего года лекцию, на тему: «История театра». Лекция состится на детской площадке №2 (Омская №89). Лектор Н.Н.Белослюдов. Начало в 6 часов вечера».[6]
Хотя «лекция» была не единственной формой работы. Устраивались: литературный суд над героем драматического этюда «Медальон», диспут по вопросам обвинения и защиты героя Рено пьесы «Медальон», разбор материалов журнала «Вперёд» и многое другое. Редакционно-библиотечная секция под руководством Р.С.Гительсона отвечала за работу библиотеки и даже предполагала издание собственного журнала и плакатов. Численность книжного фонда в 1923г. составляла 300 ед. Очевидно тематика книг не совсем соответствовала времени, так как в отчёте кружка говорится о их изъятии. После чего правление неоднократно обращается к руководству с просьбой обеспечения необходимой литературой и периодическими изданиями. В числе документов обнаружены две заявки. Хронологически их разделяет 4 месяца, а просьба одна.
«В Полит-Просвет Губ.О.Н.О.
Ввиду того, что при Культпросвете Еврейской Молодёжи в ближайшее время открывается небольшая библиотека-читальня, просим Вашего разрешения на отпуск различной литературы: газет, журналов и т.п. хотя бы в небольшом количестве для начала. Если возможно, отпустить литературу юношеского характера.
15 июля 1923г.»[7]
В ноябре месяце - аналогичное заявление, на которое наложена резолюция: «В распоряжение Губполитпросвета. Газет и журналов для выдачи Культпросвету не имеем».[8] Драматическая секция, в состав которой входили ребята и не еврейской национальности, занималась организацией спектаклей, концертов, литературных вечеров. Девять спектаклей (Непогребённые, Предводитель индейцев, Живой Барометр и др.) поставил кружок менее чем за полгода, причём шесть из них платные.
С большим вниманием и ответственностью организация относилась к работе с детьми, возложив эти обязанности на детскую секцию. В ее деятельности легко угадывались формы работы будущей пионерской организации. Особо популярной и любимой детьми была работа детских площадок, группировавшая детей в возрасте от 3 до 14 лет, общей численностью не более 100 человек. На открытии одной из них, располагавшейся на углу улиц Омская и Локтевская, побывал корреспондент газеты «Степная правда», благодаря чему мы сегодня располагаем следующей информацией. Открытие состоялось 17 мая 1923г., специального помещения не было, поэтому работа с детворой предполагалась в погожие дни, когда «кружковцы» «преподавали» малышне лепку, рисование, гимнастику, развлекательные игры. По воскресениям организовывали экскурсии. Для любителей физкультуры строился гимнастический городок. Для любителей прекрасного на летнее время устанавливали павильон со сценическими декорациями, где в день открытия «играли» пьесу «Дикарь», за которую, кстати, правление кружка получило «замечание», на том основании, что данная пьеса не совсем подходящая случаю. Критика возымела действие и в последующих отчётах о работе мы видим как изменился репертуар для младших детей – «Царь Берендей», «Красная Шапочка» и др. В конце газетной публикации, расположенной под рубрикой «Местная жизнь», даётся оценка открытию детской площадки: «Дивертисмент прошел прилично, а номера балета и еврейского хора заинтересовали «детей» и старше 14 лет. На открытии присутствовало 120 человек детей, большинство еврейские, русские и очень немного татарских детей. Площадка бесплатная, но бедных детей не было. [9] В сентябрьском номере «Степной правды» помещена небольшая заметка «Среди детей», рассказывающая уже о закрытии площадки и подведении итогов работы за летний период. Традиционно в конце сезона устраивалась выставка, где демонстрировались рисунки и поделки. На закрытии присутствовало около 500 человек. Корреспондент газеты, побывавший и на этом мероприятии, пишет: «Нельзя не отметить отзывчивость присутствующих за исключением местного нэпмана Каплуна, который имея крупное дело… старался пройти бесплатно, а когда руководители обратились к нему с просьбой пожертвовать, то его жена Р.В.Каплун заявила: не жертвую, потому что я против антивоспитания».[10] Подобный инцендент является ярким примером традиционного спора «отцов» и «детей» и конечно неприятия всего «нового», так отличающегося от традиционного еврейского воспитания. В день закрытия состоялась продажа лоторейных билетов и аукцион, в результате чего в фонд «площадки» поступило 10000 рублей. В отчетных документах зафиксировано: «Израсходовано на организацию площадки – 3 червонца, остаток в кассе – 1500 руб.» [11]
Музыкально-хоровая секция руководила работой хора, желающие осваивали музыкальные инструменты. Помимо перечисленной работы члены правления организовывали воскресники, экскурсии, гуляния в городском саду.
Последний раздел Устава посвящен дисциплине. За непосещение лекций, собраний и любых плановых занятий члены кружка наказывались. Провинившийся впервые подлежал выговору перед общим собранием, вторично – получал замечание. Повторивший проступок в третий раз исключался из Еврейского кружка. Все спорные вопросы разрешала «конфликтная комиссия». Помимо перечисленной работы члены правления организовывали воскресники, экскурсии, гуляния в городском саду.
Благодаря сохранившемуся анкетному списку членов кружка, составлявшемуся неоднократно в 1923г., мы сегодня доподлинно знаем всех, кто в него входил. Первый от 16 апреля включает 25 человек – молодых людей еврейской национальности в возрасте от 14 до 28 лет с указание домашнего адреса. Второй – от 20 апреля содержит уже более полную информацию, но в количественном отношении сократился до 22-х. Отличительной его особенностью являются представленные сведения о месте работы, социальном положении родителей, «кружковца» и образовании последнего. Состояние «образованности» было далеко полярным, от практически безграмотного (1 класс) до закончившего семилетку. Малограмотные продолжали учиться, на это в хорошем смысле слова сетует правление кружка, когда в отчете о проделанной работе пишет: «Ввиду того, что члены кружка большинство учащиеся, то кружок не может развернуть работу».[12] Хотя некоторые уже трудились, например, братья Вижанские. Один работал в часовой мастерской, второй, с образованием в три класса, состоял на службе в водном транспорте. Казначей кружка У.Срулевич работал в штемпельной мастерской, очевидно у отца, т.к. в графе, предоставляющей сведения о родителях, записано: «производство штемпелей». И последний, третий анкетный список, к сожалению не датированный, включает 38 человек. В нем представлены сведения уже несколько иные. Во-первых, указывается социальное положение не родителей, а самих ребят. Здесь присутствуют две категории: «среднее, бедняк». Причем к первой «среднее» относится всего 7 человек, остальные попали под формулировку «бедняк». Во-вторых, появилась графа «время поступления», где фигурирует дата – 1921г., хотя напоминаем, что в архивных документах о работе этой молодежной организации периода 1921-1922 годов сведений не обнаружено. Но, пожалуй, самое примечательное последнего списка – появление в нем русских фамилий: Вишневецкие, Вороновская, Дмитриев, Коновалов, Рыбак и другие. В 1923г. 17 человек - курсантов Совпартшколы г.Семипалатинса были приняты в ряды «Культ-Просвет Кружка Еврейской молодежи», о чём свидетельствует следующий документ:
«Культ-Просвет
Еврейской молодёжи
Отдел общий
22 ноября 1923г.
№42
В Полит-Просвет Губ.О.Н.О.
/из протокола №7/
Культ-Просвет Еврейской Молодёжи доводит до Вашего сведения, что командированные Вами курсанты Совпартшколы в количестве 17 человек приняты действительными членами нашего кружка. Из них двое т.т.Рыбак и И.Вишневецкий вошли членами правления. Сообразно с приёмом новых членов работа поднялась до должного уровня, вместе с этим считаясь с вступлением членов русской национальности, вводятся новые изменения устава Культ-Просвета…». [13]
После этого события в разделе Устава «О праве вступления» появляется строчка: «Правом вступления в кружок обладает вся молодёжь с 14 до 25 лет, не считаясь с национальностью». Хотя основной контингент кружка продолжает оставаться еврейским.
Культ-Просвет Еврейской молодёжи завершил свою деятельность предположительно в 1923 году. Интересно было бы установить личность «кружковцев» и как сложилась их судьба в дальнейшем. В настоящий момент найдено не много, но кое-что установить удалось. Многие ребята в числе своих семей попали в ряды лишенцев: Вакс, Вижанские, Каплун, Колесников, Муруз, Яворский… Причиной чего послужило в первую очередь социальное происхождение родителей. Как уже упоминалось, некоторые подростки были выходцами из религиозных семей. В качестве примера приведём конкретные фамилии. Так, Соломон Клейман, вероятно сын Лайбиша Клеймана, бывшего сторожа синагоги и проживавшего ранее непосредственно с семьей в сторожке, был членом правления кружка и входил в его состав с 1921 года. В 1922г. в организацию вступил 14-ний Колесников Исай. Колесников Кушель, его родственник – торговец, выполнял до 1931г. обязанности старосты Семипалатинской синагоги. В 1921г. в молодёжную еврейскую организацию вступила некая Рабинович Женя. В г.Семипалатинске было не так много «Рабиновичей» и Женя наверняка имела родственные связи с бывшим казённым раввином синагоги – Кивой Ицковичем Рабиновичем. И ещё одна фамилия «кружковца» тесно переплетается с судьбой синагоги. Н.Гильфанд, зарегистрированный в Культ-Просвет Кружке Еврейской молодёжи с 1923г. является сыном Гильфанда Меера, хозяина торговой лавки по продаже бакалейных и галантерейных товаров, расположенной на Базарной площади г.Семипалатинска и одновременно выполнявшего роль духовного раввина в общине семипалатинских иудеев. Правда в 1930г. жизнь заставила его «переквалифицироваться» в ломового извозчика. В начале прошлого века в г.Семипалатинске была широко известна фамилия Соломона Григорьевича Зеленера, купца первой гильдии, сына николаевского солдата, кантониста Гирша Зеленера. Могила последнего числится среди одной из ранних (1899г.) на старом еврейском кладбище. Соломон умер вскоре после Октябрьских событий, в 1919г., так и не увидев своих сыновей Исая и Вениамина в рядах новой пролетарской молодёжи. Правда, Вениамин Зеленер, записанный в первоначальных списках кружка, в 19-нем возрасте вышел из него и по анкетным данным находился на государственной службе в Губернском военкомате. В ходе исследовательской работы через 80 с лишним лет удалось найти фотографию пока единственного из «кружковцев» - Исая Зеленера. По воспоминаниям его родственницы И.Я.Зеленер, проживающей сегодня в г.Усть-Каменогорске, Исай сначала посвятил себя службе в рядах Советской Армии, позже стал стоматологом. В середине 50-х годов прошлого столетия проживал в п.Верхберёзовка Предгорненского района Восточно-Казахстанской области. В число членов кружка входили братья Горельниковы: Исай и Биньямин. Сын последнего – Яков Вениаминович Горельников проживает сегодня в городе Семипалатинске и является директором русского драматического театра имени М.Ю. Лермонтова.
Подведём итог вышеизложенному материалу. Организация национального кружка в начале 20-х годов прошлого столетия в г.Семипалатинске являлась частью правительственной политики по ассимиляции еврейского населения и привлечения его в строительство «светлого будущего». Это был период массовой культурной ассимиляции евреев и их перехода от еврейской культуры к русской и с идиша на русский язык. В результате чего иудеи заплатили массовой утратой национальных черт, потерей этнической однородности семьи, родного языка, религии и культуры, традиционного уклада жизни, который складывался на протяжении ни одного столетия.
Источники и использованная литература
- Семипалатинский историко-краеведческий музей (СИКМ) Степная правда, 1923г., 27 сентября
- Краткая Еврейская энциклопедия Изд.Общество по исследованию еврейских общин и Еврейского университета. г.Иерусалим. Репринтное издание, полиграфическая фирма «Красный пролетарий», Москва – с.464
- СИКМ Степная правда, 1921г., 1 февраля
- Центр документации новейшей истории Восточно-Казахстанской области (ЦДНИ ВКО) ф.415, оп.1, д.48, л.1
- Там же; л.79
- Там же; л.29
- Там же; л.36
- Там же; л.70
- СИКМ Степная правда, 1923г., 23 мая
- Там же; 22 сентября
- ЦДНИ ВКО ф.415, оп.1, д.48, л.66об.
- Там же; л.67
- Там же; л.71
Нина Крутова
Вестник культуры, 2006 - № 2
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|