''Стихия народной жизни необъятна и ни с чем не соизмерима''. С этим утверждением писателя Василия Белова, высказанным в отношении русской народной культуры, нельзя не согласиться. Людьми веками накапливались трудовые навыки, способы обустройства жилища и быта, формировался народный костюм, складывались песни, сказки, обычаи и обряды. На территории нашего края русская народная культура, принесенная переселенцами в Юго-Западные предгорья Алтая более трехсот лет назад, сохраняла свою самобытность до середины ХХ века. Тот, кто родился и вырос в алтайской деревне, помнит теплоту русской печи, аромат и вкус домашнего хлеба и пирогов, бабушкин сундук доверху заполненный старинными сарафанами, вышитыми рубахами, искусно вытканными поясами, вспоминает услышанные в детстве сказки, протяжные песни, деревенские праздники. Но есть люди, кто познанию народной культуры посвятил свою жизнь, свою профессию, отдает любимому занятию свободное время. К таким людям в первую очередь принадлежат музейщики- специалисты по народной культуре. Это они кропотливо расшифровывают орнаменты старинных полотенец, собирают из осколков разбитый кувшин ручной лепки, в музейных экспозициях дотошно воссоздают интерьер крестьянской избы, терпя лишения, едут в экспедиции по сбору старины. Не случайно поэтому, что именно в музейной среде, в Областном этнографическом музее родился фольклорный песенный коллектив ''Бастеньки''. Не случайно потому, что общение с миром старинных предметов вызывает желание исследователя наполнить этот мир звуками, вдохнуть в него жизнь, окружавшую эти предметы когда-то. К примеру, спутница женской судьбы-прялка редко пребывала в тиши. Она за всю свою ''трудовую жизнь'' вместе со своей хозяйкой слышала многое: девочка, обучаясь прядению слушала наставления матери, девка на вечерке со своими подругами пела протяжные песни, бабушка пряла шерсть для носков внукам, качая люльку и напевая колыбельную. А в скольких хороводах побывали сарафаны да шали, рубахи да пояса, прежде чем заняли теперешнее свое место в музейных шкафах и экспозициях.
фото «Бастеньки» (2002 г.)
Не сразу коллектив ''Бастеньки'' приобрел свое теперешнее творческое лицо. Первоначально были попытки пения по нотам, ''приукрашивания'' народных песен и костюма, обучения народному пению по методической литературе. Теперь для участников коллектива не подлежит сомнению, что научиться петь ''по-ранешнему'', т.е. в старинной манере можно только ''с голоса'', непосредственно слушая исполнителей или , в крайнем случае, магнитофонную запись этих исполнителей. Поэтому с наступлением летнего сезона ''бастеньковцы'', откладывая все дела, вооружаясь диктофоном, фотоаппаратом, видеокамерой, едут в деревни. Объектами особого внимания служат села первоначального русского заселения края: по течению рек Бухтармы, Убы, Ульбы и других. Эти села интересны не только своим возрастом, но и тем, что здесь проживают потомки старообрядцев, людей, сумевших сохранить не только ''древлеправославные'' религиозные обряды, но, что самое важное, древнюю русскую культуру. Именно в этой среде еще удается найти исполнителей, умеющих петь в старинной манере: со сложнейшими старорусскими распевами, своеобразными диалектами. Если повезет, то удается встретить коллектив исполнителей, сложившийся в результате многолетнего совместного проживания и пения Это удавалось, например, в селах Тургусун, Быково и Снегирево Зыряновского района, Быструхе, Секисовке и Черемшанке Глубоковского района, Верх-Убе и г.Шемонаихе Шемонаихинского района, с. Сенном Большенарымского района. В сельском певческом коллективе удается услышать ''зачин'' песни, ее подхват, раскладку по голосам, увидеть движения (рук, головы, туловища, притопы, приплясы, хлопки и т.д.), которые при этом совершаются. В ходе экспедиций собирается информация о народных праздниках (Рождество, Масленица, Пасха, Троица и др.), обрядах, истории селений, хозяйственном быте, народном костюме и т.д., разучиваются народные игры, хороводы, пляски Здесь же, в экспедиции можно от местной жительницы научиться как ''по-ранешнему'' повязать шаль или пояс, сплести кнут из кожаного ремня, научиться секретам народной кухни и рукоделия. Если повезет, то привезти для музейных фондов редкий экспонат. А еще очень важно для фольклориста окунуться в народную среду, почувствовать атмосферу, в которой звучали песни, песни, которые предстоит петь фольклорному коллективу. Участники известного во всем мире Московского фольклорного коллектива ''Казачий круг'' перед тем, как разучивать казачьи песни, по нескольку месяцев жили в казачьих станицах, вместе со станичниками косили сено, помогали в других хозяйственных делах. А между делом прислушивались к песням, к местному говору, присматривались к образу жизни казаков. Все это делалось по причине их бережного отношения к народной культуре, стремления перенять, сохранить, правильно, без искажений донести до слушателей казачью песню. Об этом ансамблю ''Бастеньки'' рассказали сами участники коллектива ''Казачий круг'' во время фольклорного фестиваля ''Золотая осень'' в городе Подольске Московской области в сентябре 2000 года. Подольский фольклорный фестиваль не единственный фестиваль, где побывали ''Бастеньки'' за последние годы. Были еще у коллектива Омские фестивали ''На Егория Хороброго'', Новосибирские ''На Кирилла и Мефодия'', Алтайские ''В гостях у Шукшина'', Барнаульские ''Праздник фольклора на Троицу''. А еще они принимали участие в Республиканском фестивале фольклора в г. Алма-Ате в 2001 году (заняли 1-е место в номинаци ''Музыкально-танцевальное творчество''), во Всероссийском Празднике славянской письменности и культуры с участием Патриарха Московского и Всея Руси Алексия П в мае 2002 года в г. Новосибирске(по эксклюзивному приглашению). Коллектив ''Бастеньки'' сам стал инициатором ежегодного фольклорного фестиваля ''Беловодье'' в г. Усть-Каменогорске, принимающего десятки коллективов, в том числе из других областей Казахстана и России. Фольклорные фестивали предоставляют возможность коллективам не только показать творчество за пределами своего региона, но и позволяют многому научиться от собратьев-фольклористов. У Россиян ''Бастеньки'' научились пляске кадрилей, многим вечерошным и детским играм, записали немало интересных песен. Кроме того, общение с россиянами Усть-Каменогорскому фольклорному коллективу придает уверенности в правильности выбранного творческого направления. К сожалению, в нашей области, да и пожалуй, в Республике Казахстан ансамбль ''Бастеньки'' единственный русский коллектив фольклорно-этнографического направления. Поэтому так тесны его связи с Российскими городами. Ансамбль входит в Ассоциацию русского фольклора Урало-Сибирского региона и ежегодно получает приглашения на фольклорные праздники, семинары, конференции из разных мест России. К сожалению, далеко не всегда удается осуществить поездку по приглашению, прежде всего из-за финансовых возможностей. Фольклорный материал, привозимый с фестивалей, записанный в селах, используется при подготовке репертуара ансамбля, народных праздников, творческих программ. При этом коллектив опирается на народные традиции, в частности, на народный календарь.
фото После спектакля «Казак и змеище» (2002 г.)
Известно, что жизнь русских крестьян была построена по народному календарю, согласно которому почти каждый день в году был расписан, что-то значил, с ним были связаны какие-то приметы, праздники, пелись определенные песни. К примеру, на Святки, в старину, следуя отголоскам древней земледельческой магии, по деревне ходили колядовщики с пением специальных песен-колядок , молодежь ''шуликанила'', т.е. вечерами устраивала разные потехи над односельчанами, в дома заходили ряженые, девки гадали о судьбе. В наши дни коллектив ''Бастеньки'' становится активным участником Рождественских праздников, проводимых славянскими культурными центрами и отделом Русской этнографии музея в Областном Доме дружбы народов, превнося в программу праздников элементы местной традиции. Местные особенности превносятся коллективом ''Бастеньки'' и в общегородской праздник ''Проводы Масленицы''. Многое из того, что записано научными сотрудниками музея и ''бастеньковцами'' об ее праздновании в наших деревнях, воплощается на центральной площади, в парках и на улицах г. Усть-Каменогорска. К примеру, в программу включается любимое развлечение шемонаихинцев на Масленицу- поезд ряженых с наличием в его составе колеса, поднятого над землей (древний солярный символ), лошади запряженной в лодку (согласно древним верованиям солнце весной приплывало из-за моря). На Троицу ансамбль ''Бастеньки'' собирает фольклорные коллективы города для проведения троицких обрядов: чествования березки хороводами и песнями, кумления, поедания яишницы, шествия с березкой к Иртышу, гаданий о девичьей судьбе. Подобное празднование Троицы когда-то проводилось и записано в с. Сенном Большенарымского района и других селах нашей области. Народный календарь служит ансамблю и при подготовке других программ, в том числе рассчитанных на разные возрастные категории слушателей. В детские программы включаются всевозможные песенно-хороводные и подвижные игры(Горелки, ''Со вьюном я хожу…'' и другие), пословицы и поговорки, сказки, загадки, кукольные персонажи народных поверий(к примеру, Домовой). Обязательным условием при встречах с детьми является то, что каждый ребенок непременно становится участником какой-либо игры. Для студентов и старшеклассников готовятся программы в виде вечорок, в которые также включаются игры, но уже иные- вечорошные, в том числе ''целовальные''. Для старшего поколения программы составляются преимущественно из протяжных ''житейских'' песен, народных (''жестоких'') романсов, частушек. Тематика и жанр народной песни очень разнообразен. Наряду с уже упоминавшимися жанрами бытовали свадебные, плясовые (''частые''), шуточные, календарные, тюремные, каторжные, казачьи, солдатские, рекрутские и другие. Практически все жанровые направления отражены в репертуаре фольклорного коллектива ''Бастеньки''.
По утверждению руководителя уже упоминавшегося коллектива ''Казачий круг'', для того, чтобы сложился настоящий фольклорный коллектив необходимо наличие в его репертуаре не одной сотни песен. В этом случае участники будут хорошо чувствовать голоса друг друга, песня будет звучать свободно, душевно, как в старину. Сейчас в репертуаре ансамбля ''Бастеньки'' свыше сотни песен. В текущем году коллектив отмечает свой 15-летний юбилей, подводя итоги творческого пути можно сказать, что фольклорно-этнографический ансамбль состоялся.
В настоящее время коллектив работает над выпуском лазерного диска ''Русские свадебные песни Юго-Западного Алтая'' – приложения к ''Сборнику материалов по народной свадебной обрядности русских на территории Восточно-Казахстанской области конца Х1Х- начала ХХ1 веков''- научному изданию отдела Русской этнографии Областного этнографического музея. В планах также создание в Усть-Каменогорске Центра народных традиций, чтобы опыт коллектива ''Бастеньки'' мог распространятся, служить школой для любителей фольклора, чтобы русская традиционная культура нашего края жила, воспитывала, учила житейской мудрости и добру.
Александр Яковлев,
«Деловой Усть-Каменогорск», 2003, №10