Есть в предгорьях Южного Алтая, почти у самого истока реки Ульбы, село Бутаково. Свое название оно получило от впадающей в Ульбу реки Бутачихи, вдоль которой растянулись дома сельчан. Много таких сел разбросано по таежным предгорьям Восточного Казахстана, но это прославилось по всей области и далеко за ее пределами. Здесь, в бутаковской школе, зародился музей, ставший одним из ведущих в Казахстане.
История музея отчасти воссоздает атмосферу ушедших времен: «1968 год. Страна готовилась торжественно отметить 100-летие со дня рождения В.И. Ленина. Повсюду создавались ленинские музеи, комнаты. Не остались в стороне и бутаковские школьники. В мае состоялось заседание комитета комсомола, решившее создать музей старинных вещей. Решение поддержал куратор комсомольской группы — молодой преподаватель истории Зайцев Николай Алексеевич.
Уже на следующий день ребята принесли первый экспонат — расписное блюдо. С увлечением несли все, что долгие годы лежало в сундуках, хранилось в поветях, валялось во дворах. Каждая находка вызывала живейший интерес. Росла коллекция, экспонаты хранились в тамбуре школы, на чердаке. Был создан Совет музея...»
Николай Алексеевич, взявший руководство музеем на себя, нашел ключ к ребячьим сердцам: немного романтики, таинственности, элементов игры — и ребятишки охотно стали заниматься новым делом — созданием музея. Летом 1969 года были организованы первые поисковые экспедиции в близлежащие села: Поперечное, Зимовье, Черемшанку, Орловку, Тарханку, Быструху, Александровку. Юные этнографы вели полевые дневники, собирали материалы о древних ремеслах кожевников, бондарей, гончаров, бортников...
...Николай Алексеевич родом с Урала, из бывшей казачьей станицы Карагайки. Село и поныне богато старыми деревянными строениями, украшенными глухой и пропильной резьбой. Воспитывала мать, добрая крестьянка-труженица. «Лучшим, что во мне, я обязан матери, — говорит Николай Алексеевич. — Трудолюбие — это от нее. И в музейных делах она мне много помогла». По окончании школы вместе с больной матерью уехал в г. Лениногорск, и по, путевке горкома комсомола был направлен в Бутаково для организации там библиотеки. В бутаковской школе недоставало учителей — Н.А. Зайцев по совместительству становится преподавателем истории и физики. Вскоре он полностью на преподавательской работе, здесь и застают его события, описанные в истории музея. С тех пор музей — его дом, его работа, его мечты и поиски, его жизнь.
...Росли музейные коллекции, все чаще стали появляться уникальные экспонаты, ведь Алтайские предгорья — пристанище ревнивых хранителей старины — старообрядцев. В 1972 году музей, обогащенный 8 экспедициями, насчитывает уже свыше 2 тыс. экспонатов. Собранием Бутаковского музея стали интересоваться в областном центре — Усть-Каменогорске, затем в Москве и Ленинграде. Выставку посетило около 10 тыс. человек.
С 1972 года Бутаковский музей становится отделом Лениногорского краеведческого музея. С 1976 по 1978 года его название звучит как «Бутаковский музей под открытым небом». В 1978 году был реорганизован в Областной этнографический, в 1983 году переведен в Усть-Каменогорск. За этими цифрами стоит колоссальная работа коллектива Н.А. Зайцева, отдававшего музею все свои силы.
Постепенно создавались новые выставочные залы, внедрялись новые формы работы. Были открыты отделы с выставочными залами в г. Лениногорске, в с. Быструхе.
Одновременно продолжалась экспедиционная работа, охватывавшая всю область. Был начат сбор экспонатов по казахской этнографии. Музей теперь выезжал с выставками в города республики, но и в Бутаковскую экспозицию приезжали посетители из разных уголков Советского Союза. В книге отзывов остались восторженные записи гостей из Эстонии, Латвии, различных городов России: Новосибирска, Ленинграда и др.
С переводом музея в Усть-Каменогорск Бутаковская экспозиция оставалась его филиалом еще долгие годы. Но грянули тяжелые времена...
Есть категория людей в хорошем смысле слова неугомонных: они никогда не удовлетворены сделанным и полны новых идей. Таков Николай Алексеевич. Вместе с обычными формами работы в музее его стараниями обрели жизнь и оригинальные задумки. Под крышей музея, например, собираются народные мастера из сел и городов области —проводят выставки, продают свои работы, делятся опытом. С ними занимается специально созданный отдел. А раз в год музей устраивает с их участием шумные «Ярмарки народных ремесел».
Музейные экспонаты мертвы без воссоздания атмосферы их бытования, их духовного содержания. Именно поэтому директор создает отдел фольклора, который записывает богатейшее духовное наследие местного населения: песни, сказки, приметы и т.п. Все это становится достоянием посетителей музея через созданный фольклорный ансамбль «Бастеньки», который объехал пол-России. А какие фольклорные фестивали и праздники зародились в стенах музея! Со всей области ежегодно съезжались по приглашению музея фольклорные коллективы и самостоятельные исполнители: музыканты, танцоры, акыны.
Календарные народные празднования — наиболее яркое воплощение фольклорных изысканий музея. Масленица, Красная Горка, Троица—эти русские праздники восстановлены музейными специалистами и воплощены в неповторимые в своих древних распевах представления, поражающие горожан своей необычностью и разнообразием.
Свой подход нашелся и для юношества. Сказками, записанным фольклорным отделом, сотрудницы музея, одетые в старинные сарафаны, вводят юных посетителей в быт бабушек и дедушек. А сколько поэзии и красоты в поющих традиционных свадьбах, которые проводит для молодёжи музей!
Николай Алексеевич не ограничивает свою деятельность областью этнографии. Душа директора болела и болит за все предметы старины, не нашедшие музейного пристанища. Так был создан отдел — а затем и музей — редких книг и рукописей. Многие книги были извлечены из запущенных хранилищ провинциальных библиотек, но самые ценные собраны по глухим кержацким заимкам, разбросанным среди непроходимой тайги. Там же собрано основное количество древних икон, большая часть которых находилась уже под угрозой гибели.
В свое время были налажены контакты со многими музеями Советского Союза. Усть-Каменогорский музей принимал такие выставки, как «Золотая Хохлома» из России, «Золотое сияние Колхиды» из Грузии, «Полесские мотивы» из Белоруссии, «Традиционное искусство Туркмении», «Декоративно-прикладное искусство Ленинграда». «Ковровые орнаменты Азербайджана», «Народные традиции Молдавии», «Народное искусство Тувы» и многие-многие другие. В свою очередь музей выставлял свои коллекции в Армении, Риге, Новокузнецке, Курчатове.
В 1992 году состоялось большое событие, осуществилась давняя мечта директора и всего музейного коллектива — открылась новая экспозиция «Музей под открытым небом». Ее образуют разместившиеся на левом берегу Иртыша: Казахский аул. Казачья станица. Крестьянская деревня, Аллея мастеров. Аллея молодоженов. Поляна сказок и др. Левобережный комплекс стал излюбленным местом отдыха устькаменогорцев, в особенности детей.
Много планов строилось, много надежд возлагалось на новую экспозицию. Но события 1990-х годов остановили не только дальнейшее строительство музея, но и текущие ремонты... Сегодня акимом области принято решение о переносе объектов Левобережного комплекса в парк в центре города.
И Николай Алексеевич вновь полон идей.
Александр Яковлев
Литературно-художественный альманах «Братина»
Вып. 1, Москва, 2002.