Остановите на улице сотню случайных прохожих, задайте им один вопрос:
- Откуда взялась традиция праздновать Новый год с нарядной ёлкой, подарками, карнавалом? Большинством голосов будет утвержден ответ: " Это наш старинный народный праздник!"
Удивительно, но на самом деле не такой уж и старинный и совсем не наш народный. Хотя и с глубокими культурными корнями и всенародной любовью.
В лесу родилась ёлочка?
В древних сказаниях есть предание о Мировом дереве, отличаясь гигантскими размерами, оно является основой мира. Это древо жизни и судьбы, соединяющее различные миры - небо, землю, подземное царство... Место, где оно произрастает - пуп земли. Опашки этого верования сохранялись у многих народов и воплощались в культах деревьев: например, скандинавы почитали ясень, кельты и славяне - дуб, германцы - ель. Существует гипотеза, что появление культа ели у европейцев восходит к времени легендарного Аттилы и связанно с великим переселением народов. Истоки этой традиции, возможно, следует искать среди коренных народов Сибири и Глубиной Азии, которые поклонялись ели еще 3-4 тысячи лет назад. Официальная история Рождественской ёлки ведется с 1500 года, этим временем датируется первое письменное упоминание о празднике, устроенном в Эльзасе. Позднее большинство христианских нардов заимствовало эту традицию у немцев. Не составила исключение и Россия. Обычно историю российской ёлки связывают с эпохой Петра I, основанием тому служит знаменитый указ 1699 года, согласно которому празднование Нового года переносилось с 1 сентября на 1 января. Царь повелел в этот день устроить праздник, однако о Рождественской ёлке пока даже не упоминалось. Впервые она появилась в начале XIX века в домах петербургских немцев. Со временем ёлку стали устанавливать в домах знати... И лишь в начале 1840-х годов. Петербург буквально охватил ёлочный ажиотаж - обычай вошел в моду. Почему это произошло? К этому времени в большинстве европейских стран день Рождества начинают отмечать не только как церковный, но и как светский праздник, в котором языческий обряд поклонения вечнозеленой растительности нашел себе место. В России мода на немецкое нововведение подкреплялась модой на немецкую же литературу, прежде всего на Гофмана, - его "ёлочная" сказка "Щелкунчик" выходила к праздникам отдельным изданием в качестве подарка для детей. Постепенно наладилась торговля ёлками, привезенными мужиками из леса. Более того, уже в конце 1840-х годов, стали заказывать искусственные ёлки, что считалось особым шиком.
В это же время ёлка начинает завоевывать провинцию - губернские и уездные города. В Западной Сибири, в Томской губернии, в которую в те времена входила большая часть нашей Восточно-Казахстанской области, ёлки начали устраивать в конце 1830-х годов. Первое известное упоминание об этой новации принадлежит Е. Поярковой, которая в 1839 году сообщила в частном письме из Барнаула в Петербург, что в сочельник она устроила ёлку для детей. Детские ёлки устраивали в некоторых семьях чиновников, а так же в Томском приюте.
К концу столетия Рождественская ёлка становится обычным явлением. Постепенно уютный семейный праздник превратился в раут с участием детей из других семейств: малыши ходили вокруг наряженного деревца, играли. Отыскивали под ним свои подарки... В богатых домах принято было приглашать на праздник и детей гувернанток, учителей, прислуги. Со временем начали организовывать общественные елки как для детей, так и для взрослых - в дворянских и офицерских собраниях, институтах благородных девиц, в школах...
Казалось бы, ёлка одержала в России полную победу. Однако о всеобщем её признании даже в конце XIX века говорить не приходится. Деревня, крестьянская изба её так и не приняла. Крестьяне ездили в лес только за ёлками для господ или же на продажу в городе: мужичек, срубивший "нашу ёлочку под самый корешок", сделал это не для себя, а для господских детей. У церкви ёлка так же не пользовалась благосклонностью. Святейший Синод не одобрял иноземный и к тому же языческий обычай, вплоть до начала XX века издавал Указы, запрещающие ёлки в учебных заведениях. Да и экологи забили тревогу и проводили в печати целые "антиёлочные компании". И все же ёлка вышла победительницей из этой борьбы: новый обычай оказался столь обаятельным и чарующим, что до революции отменить его так никому и не удалось.
Новая опасность ожидала елку с приходом советской власти. Правда, в первые послереволюционные годы она еще сохранялась в неприкосновенности. Более того, утверждение культа Ленина в детском сознании требовало создания легендарных текстов, где вождь мирового пролетариата веселится на елке вместе с детьми ("Елка в Сокольниках", "Елка в Горках"). Одновременно проводилась компания за преобразование праздника Рождества Христова в "комсомольское рождество", где ёлке тоже нашлось место. Но это благостное отношение к ёлке продолжалось не долго. Прошедшая в апреле 1929 года партконференция, утвердила новый календарь, исключающий церковные праздники, и день Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, уже прочно сросшаяся с ним. Если до революции с ёлкой, как с остатком язычества боролась церковь, то теперь она стала рассматриваться как "поповский" обычай. Началась жестокая идеологическая борьба: центральные газеты обличали взрослых, детские журналы детей, принимавших участие в организации и проведении ёлок... "Только тот. Кто друг попов, ёлку праздновать готов," - клеймила печать.
И вдруг на исходе 1935 года "Правда" печатает заметку "Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку". Так был "положен - конец неправильному осуждению ёлки". На первый взгляд это может показаться удивительным, но если учесть, ёлка заново была принята в тот самый год, когда Сталин объявил, что "жить стало лучше, жить стало веселее", причина её реабилитации становится понятной. Елка могла послужить укреплению победившего режима, но теперь называлась уже не рождественской, а новогодней или просто советской.
Такую советскую, немного политизированную елку и получили в наследство все бывшие Советские Республики, ныне самостоятельные государства. Правительство Казахстана ёлку никогда не запрещало, хотя и не освободило её от государственной службы, - каждый год устраиваются "президентские" и "акимовские" праздники. Лесной красавице, наверное, всё равно, есть ли какая-либо политическая корысть у её организаторов, главное, чтобы у детей был яркий веселый и щедрый праздник. Тем более, что благотворительность тоже часть доброй новогодней традиции.
"Теперь она нарядная!"
Великолепное убранство лесной красавицы тоже имеет свою историю. Самый ранний ее наряд состоял из свечей и лакомств: яблок, орехов, конфет, пряников... А значит, был одновременно и угощением для детей. Сохранились сведения о расторопных кондитерах, продававших ёлки с уже прикрепленными к ней сладостями. В России существовала традиция обрывания подарков, которая называлась "ощипыванием ёлки" (или говорили: "рушить ёлку"). Встречались богатые чудаки, увешивавшие верхние ветки дорогими украшениями - серьгами, перстнями, кольцами... И лишь в XIX веке, в Германии же, придумали стеклянные украшения. Известна легенда о бедном стеклодуве, у которого однажды не нашлось денег не съедобное убранство ёлки и он, чтобы как-то утешить своих детей, сделал их из стекла. Замена оказалась настолько удачной, что скоро вошла в моду, а потом и в традицию. Российские волшебники стекла дополнили традиционные шары, шишечки и грибочки забавными фигурками героев сказок, этим "русская ёлка" отличалась от европейских сестер. Ёлочные украшения делали и из других материалов: из воска, папье-маше, бумаги, фольги...
Существует традиция и в украшении верхушки: вначале туда водружалась только Вифлиемская звезда - закономерное украшение Рождественского деревца. Навершие в виде шпиля, напоминающее острие старой немецкой каски, появилось в 1880-х годах и сделано по заказу кайзера Вильгельма. Пятиконечная звезда - советское нововведение, она призвана была напоминать о звездах, горящих на башнях Московского Кремля, архитектуру которого ёлка напоминала своей пирамидальной формой. Ведь именно оттуда, от курантов Спасской башни начинал своё шествие Новый год. В советское время в наборах ёлочных игрушек появились цеппелины, самолеты, спутники, ракеты, космонавты и прочие реалии нового времени. Теперь такие фигурки предмет внимания коллекционеров и работников музеев. В нашем этнографическом музее бережно хранятся эти хрупкие свидетельства эпохи социализма. Мы надеемся когда-нибудь пополнить эту коллекцию и более старыми, возможно дореволюционными, и совсем новыми оригинальными казахстанскими ёлочными игрушками.
В этом году как всегда по доброй традиции мы опять достанем ёлочные игрушки: какие-то из них, кажется, были в семье всегда, а какие-то куплены в тот или иной памятный год, и обязательно надо докупить не менее трёх новых! Говорят, это приносит в дом достаток и счастье...
Татьяна Шарабарина, «Деловой Усть-Каменогорск», 2002, №12