Основная продукция старообрядческого литья – иконы – складни и кресты. Всего в собрании музея 19 полностью сохранившихся складней, больших и малых, трехстворчатых (по старообрядческой терминологии - «тройчатки») и четырехстворчатых. Поморские складни (в сложенном виде) имеют прямоугольную, близкую к квадрату форму, соединяются при помощи продолговатых, пригнанных друг к другу шарниров, способ схлопывания створок накладной.
Один из самых распространенных видов поморского литья – трехстворчатый складень с изображением 9 фигур святых в рост – «Деисус с предстоящими». По числу изображенных фигур складни подобной иконографии в среде их бытования назывались «девятками». Иконография складня уникальна. По подбору святых она не находит аналогий в памятниках древнерусского искусства, однако по смыслу и композиционному построению глубоко традиционна. Это чин моления. Об этом говорят позы и жесты святых по отношению к центральной фигуре Христа.
Распятие с предстоящими праздниками и праздниками 19 век
На центральной створке изображен «Деисус» (слово греческое – «моление», прошение») – фигуры Христа, Богоматери, Иоанна Крестителя, слева изображены святые митрополит Филипп, Николай Чудотворец и апостол Иоанн Богослов, справа – ангел – хранитель, преподобные Зосима и Савватий, основатели Соловецкого монастыря.
Основной круг сюжетов, представленных на трехстворчатых складнях : Деисус, Распятие, Троица, Богоматерь Знамение, Двунадесятые праздники.
Широко распространены так называемые «большие праздничные створы » - четырехстворчатый складень – иконостас - «Двунадесятые праздники», каждая створка которого увенчана нарядным кокошником. Складень включает 20 композиций небольшого размера на темы евангельской истории.
Складень-иконостас (внизу). ХVIII-ХIХ в.в. Святой Тихон (вверху слева), ХIХ в. Деисус (вверху справа), ХIХ в.
Одна из оборотных сторон створок складней декорирована великолепным «поморским» орнаментом. В овале в центре на фоне стен и башен г. Иерусалима изображен Голгофский восьмиконечный крест, копье и трость. Внизу у нижнего конца креста – череп Адама, головы фантастических птиц, повернутых в разные стороны и к друг другу (в коллекции музея 3 произведения первого вида, 1 - второго). Вокруг овала рамка с плетенным пышным растительным и геометрическим (колонны, обвитые виноградной лозой) орнаментом. Вверху надпись: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, светлое воскресение твое славим».
В собрании музея всего 4 полностью сохранившихся четырехстворчатых складней - иконостасов и большое количество фрагментов. Объясняется это, по рассказам сдатчиков, тем, что родители при благославлении детей, если семья была большая, стараясь благословить каждого из детей, разъединяли створы.
Конфигурация створцов отличается от конфигураций поморских складней, напоминая древнерусскую мелкую пластику. Обычно створцы имеют вид киотца, створяются посередине, боковые створки вполовину уже центральной. Крепление осуществляется по углам средника при помощи штырьков и отверстий в теле центральной створки. На боковых створках парные полуфигуры святых в три ряда.
Большие и малые створы и створцы разнообразной формы происходят из среднерусских литейных мастерских. 4 памятника из 11 датируются XVIII в. – «Богоматерь всех скорбящих радость,» «Никола Можайский», «Богоматерь Знамение» и «Святой Тихон».
Распространенным видом старообрядческого литья в XVIII – начале XX в.в. были разнообразные кресты. В музейной коллекции их насчитывается 56 экземпляров. По месту их изготовления нами выделены кресты поморского, московского, гуслицкого и уральского литья.
Крест – святой символ в христианстве, предмет религиозного почитания. По христианскому вероучению, на кресте был распят Иисус Христос.
Распятие – крест с фигурой Христа.
Изделия поморского литья представлены большими напрестольными восьмиконечными крестами. Характерным признаком поморского литья может служить написание на медных крестах: «Царь Славы Исус Христос Сын Божий». Поморцы также отрицали изображение на крестах Бога – отца – Саваофа и Святого духа в виде голубя. Над распятием они признавали лишь изображение Спаса нерукотворного, что соответствовало древнерусской традиции в медном литье.
Обороты крестов украшены мотивами растительного орнамента в виде цветов, листьев, гроздьев винограда, (любимыми в резьбе с конца XVIII в.); извивающихся стеблей с крупными цветами и листьями; крупных цветов в вазонах.
Распятие: лицевая (слева) и оборотная (в центре) стороны, ХIХ в.
Распятие с предстоящими (справа), ХIХ в.
Среди памятников поморского литья в собрании музея имеется крест с очень редким растительным орнаментом на обороте – стилизованные четырех–восьми лепестковые цветы в фигурных розетках. Еще один подобный образец хранится и в фондах Восточно-Казахстанского историко – краеведческого музея.
Северные мастера отливали и особый киотный крест – «Распятие с предстоящими». Он был специально предназначен для домашнего алтаря или киота, в котором мог заменить икону.
Кресты поповского толка характеризуются наличием в верхней части изображений Саваофа и Святого духа в виде голубя между ним и распятым Христом, фигурками двух ангелов, стремглав слетающих с платами (излюбленное украшение на изделиях, популярных у старообрядцев – поповцев с первой половины XVIII в.), надписями «I H Ц I» (Исус Назарянин (Назорей) Царь Иудейский) . Встречаются кресты «Распятие с предстоящими и праздниками», очень массивные, богато украшенные эмалью, где распятие дополнено изображениями 15 праздников и святых. Верхняя часть креста увенчана венцом из 19 херувимов на штифтах, напоминающие главки церквей. Литье отличается исключительной четкостью, графичностью рельефа. На торцах и обороте следы от чистки напильником, что характерно для старообрядческих изделий медного литья, начиная с начала XVIII в.
Отличительная черта крестов уральского литья (7 изделий) – декорирование их эмалью белого и темно-синего цветов, либо эмалью темно-синего цвета с вкраплениями белого. На оборотах тексты с молитвой кресту: «Крест – хранитель всей вселенной. Крест – красота церковная. Крест – царям держава. Крест – верным утверждение. Крест – ангелам слава. Крест – бесам язва», на нижнем конце – символическое изображение Голгофы – восьмиконечного креста и орудий страстей.
Нательные кресты .Начало 20 века
Нательные металлические кресты изготавливали в начале XXв. в некоторых деревнях края местные мастера. Для этого в избе устраивались небольшие печки с вытяж-
ой трубой. При литье употреблялись каменные формы.
Все старообрядческие кресты восьмиконечные, независимо от их размера. Исключением были лишь кресты – тельники, отливавшиеся четырехконечными, но обязательно с гравированным изображением восьмиконечного креста.
По свидетельству этнографов в начале XXв. кресты носили «на гайтане» или на «гайташке» (шнурке). Крестики мужские отличались от крестиков женских тем, что расширялись к концам, либо имели прямые или закругленные концы, а женские сужались, напоминая по форме лист дерева. Эта особенность была присуща только старообрядческим крестам.
Надписи на обороте креста выполняли роль оберега.
Медный тельный крест чаще всего одевался на шею умершему. С серебряными и железными не хоронили. Запрещение применения железа в похоронном обряде связано было, по всей видимости, с народными представлениями о том, что железо загораживает умершему путь на «тот свет».
Постскриптум.
Сведения о различиях в идеологии, обрядах, искусстве старообрядчества и официального православия скудны, отрывочны. Считаем не лишним опубликовать информацию из дореволюционной фондовой коллекции редких книг и рукописей нашего музея (около 6 тысяч книг и периодических изданий) об особенностях культовых обрядов и ритуалов, живописи старообрядцев, которые, на наш взгляд, очень четко выделены в одном из обзоров 1871г.
Старообрядцы придерживаются всего древнего, что чтилось со времен святого Владимира до введения патриархом Никоном исправленных церковных книг и обрядов. Имя Сына Божия читают и пишут по – старинному: Исус, а не Иисус.
В символе веры после слов: и святого, прибавляют истинного.
Святой крест чтут только восьмиконечный.
Крестное знамение употребляют двуперстное.
Святых угодников и мощи их чтут только прославленных до Никона, прославившихся же после того – презирают.
Святые иконы чтут только древние; новые списывают не иначе как по тому же образцу, приготовляя себя к тому постом и молитвой, должность иконописца, предоставляемые преимущественно холостым и девицам, составляет как бы особый чин иерархии.
Обряды все совершаются по древним уставам: так, например: при крещении вокруг купели, при браке вокруг аналоя, при обхождении вокруг церкви ходят всегда посолонь (по солнцу).
Аллилуйя читается и поется по дважды.
Бритье бороды и подстрижка усов считается искажением образа Божьего.
Молятся всегда с лестовками. ( своеобразные четки).
Земные поклоны кладут на подручниках, чтобы не прикасаться челом и перстами к грязному полу, из уважения к тому, что ими изображается крестное знамение.
Все, назначенное уставом, вычитывается вполне, медленно и нараспев. Поют «то гнусливо – визгливым (женщины), то дико- грубым (мужчины) голосом, « считая умиленное пение в православных церквах – блудом в голове.
Жулдуз Каирбекова .
«Деловой Усть-Каменогорск», 2002, № 9
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|