Коллекция серебра Восточно-Казахстанского областного этнографического музея – изумительна. В ней собраны прекраснейшие произведения культуры и искусства: серебряные казахские и русские ювелирные украшения, монеты, оклады икон, изделия религиозного культа и, конечно, серебряная посуда.
Серебряные изделия – это не только памятники культуры и искусства, но и ценнейшие исторические источники, благодаря имеющимся на них клеймам, надписям, монограммам, позволяющим раскрыть интересные детали, неизвестные страницы истории.
До XIX в. серебро являлось привилегией аристократии. По количеству серебряных предметов в домашней коллекции, по их качеству и разнообразию можно было судить о благосостоянии владельца и его положении в обществе. Этот благородный металл является идеальным объектом коллекционирования.
Самым старинным серебряным изделием музея, датируемым 1788г., является ложка для второго. Сплав серебра 875 пробы. На черенке ложки клейма неизвестного московского мастера, изделия которого хранятся также в г. Москве, в Государственном историческом музее, и альдермана (мастера по качеству) Косарева Алексея, работавшего с 1762 по 1792г.г. Клеймо «альдермана по качеству», состоящее их трех букв в сердцевидном щитке, из которых первая всегда буква «А», было введено в Москве в XVIII в. Альдерман должен был ставить клеймо только «ежели то сделанное явится доброго мастерства». С 1741г. московским клеймом становится герб г. Москвы – изображение Георгия Победоносцева на коне.
Уникальна полоскательница 1848г. из серебра 875 пробы известной фирмы Сазикова. Основатель фирмы в Москве купец третьей гильдии Сазиков Павел Федорович. В 1842г. был открыт филиал в Санкт-Петербурге. С 1848г. фирма имела звание придворного поставщика, занимало одно из первых мест в России, неоднократно получала награды на лондонских выставках, в частности, за серебряную скульптуру. Произведения фирмы Сазикова вывозились для сбыта за границу.
Элегантный рельефный корпус нашей полоскательницы почти лишен всякого украшения, за исключением позолоты на внутренней части, скромного повторяющегося узора в виде цепи выпуклых овалов по краю и низкой ножки.
Утонченностью и изяществом отличается миниатюрная шкатулка для колец (6,0 x 3,8 x 4,0см), выполненная в технике скани. Скань делают из «чистоты», т.е. из чистых золота и серебра, которые из-за отсутствия примесей настолько мягки, что способны вытягиваться в очень тонкую проволоку. Шкатулка изготовлена в 1849г. в Москве из серебра «91» пробы («91» проба установлена в 1847г.) мастером серебряного дела, сканщиком и мещанином Поповым Василием Ивановичем, изделия которого (ковш, дароносица, потир и др.) хранятся в Государственном музее в Москве.
Шкатулка прямоугольная с вытянутыми боковыми сторонами. Исключителен по тонкости работы ажурный воздушный орнамент в виде пальметты (стилизованный веерообразный лист пальмы) на донце и боковых сторонах. Крышка украшена объемным многолепестковым цветком. Воздушная, красивая, легкая, почти невесомая, помещающаяся на небольшой ладошке, обладающая неповторимым мягким блеском, эта шкатулка – одна из лучших в коллекции серебра музея.
Хороша чайница в виде сундучка (12,2 x 8,3 x 8,0 см) с фигурными ручками на боковых спинках. Изготовлена в Москве из серебра 875 пробы традиционно, хотя имеет только одно отделение вместо обычных двух для черного и зеленого чая. На клейме неизвестного пробирного мастера помещена дата – 1883г.
В XIX в. чай был дорогим, и слуги нередко воровали его, заменяя чайные листья каким-нибудь зельем собственного приготовления. Обычно чайницы закрывались на ключ, музейная чайница не является исключением. Сохранилась лишь замочная накладка с петлей для навешивания небольшого замочка. Орнаментация чайницы богата и разнообразна, узоры покрывают всю его поверхность, повторяясь на крышке, боковых сторонах.
Отдельные мотивы орнамента уходят корнями вглубь веков. Отголоски сложной древней плетенки можно увидеть в ромбовидной рамке с переплетающимися лентами. В центре орнамента два концентрических круга, только на крышке из-за выпуклой ее поверхности вместо кругов - овалы. Вокруг кругов гирлянды из листьев и листьев с плодами. Листья с плодами выгравированы и по углам сторон.
Серебряный колокольчик – неотъемлемый элемент дворянского быта дореволюционной России. В коллекции музея имеется настольный литой с деревянной ручкой колокольчик, украшенный чеканкой и зернью, рельефным орнаментом в виде гирлянды из цветов и листьев. Изготовлен в первой половине XIXв. в мастерской крупной фирмы Санкт-Петербурга, владельцами которой были Никольс Карл и Плинке. Чайные сервизы, вазы этой фирмы сегодня хранятся и в Государственном историческом музее Москвы.
Туалетный набор для волос обычно состоял из щетки, гребня и зеркала. В собрании серебра музея представлены зеркало и три щетки разных размеров. К сожалению, для полноты коллекции недостает гребня. Оправы всех предметов украшены монограммами и рельефными ободками с небольшими тисненными объемными цветами – розами.
Среди памятных подарков и призов – небольшого размера кубок на ножке с резным изображением герба России – двуглавого орла. Вокруг герба – гравированная надпись: «Собственноручно пожалован Ея императорским Величеством Г.И. Марией Федоровной», ниже – в одну строку продолжение надписи: «С.П. Зеленкову 25 декабря 1907г.». На противоположной стороне – пустое место, где должен помещаться вензель. Для сведения: Мария Федоровна – императрица, супруга императора Александра III, мать императора Николая II, дочь датского короля Христиана IX. Родилась 14 ноября 1847г., вдовствовала с 1894г.
Надпись свидетельствует, что кубок был пожалован С.П. Зеленкову, казаку из с. Тургусун в 1907 г. К сожалению, мы можем только предполагать за какие заслуги был отмечен наш земляк. Передала же кубок в музей дочь Зеленкова С.П., уроженка с. Тургусун Астахова Мария.
Еще один интересный кубок, переданный в музей Андреевым В.Л. и принадлежавший его деду, Максимовичу Тимофею Ивановичу, 1889г. рождения, уроженцу г. Сорочинска Оренбургской области. Максимович Т.И., очевидно, служил в III Сибирском казачьем полку, так как на кубке выгравирована надпись в 4 строки: «За джигитовку. III Сибирский казачий полк». Интересно, что III конный полк Сибирского казачьего войска, сформированный в 1872 г., находился на территории нашего края, части его были расквартированы в г. Усть-Каменогорске.
Кубок изготовлен из серебра 875 пробы в виде стопы, украшен резным растительным орнаментом (ветки, листья и цветы). Николай Александрович Сапожников, автор кубка, был одним из 10 известных мастеров, работавших в 80-90ые годы XIXв. в Калуге. Его предметы из серебра хранятся также в собраниях Калужского краеведческого и Государственного исторического музеев России. Среди них довольно большое количество вотивных (обетных) привесок к иконам в виде отдельных частей человеческого тела – рук, ног, сердец, глаз, зубов или же целых фигур, полуфигур и голов. Появление их объясняется тем, что в благодарность за исцеление люди приносили в жертву изображения больных членов человеческого тела – рук, ног, сердца – и подвешивали к иконе.
В 1999г. музей приобрел «фамильное серебро» - набор столовых приборов в 162 предмета из серебра 800 пробы: всевозможные ложки (45шт.), вилки (62шт.), ножи (40шт.), лопаточки (2шт.), крючки для омаров и крабов (11шт.), щипцы для сахара (1шт.), ситечко для чая (1шт.)
По рассказам сдатчицы, жительницы г. Усть-Каменогорска Беньяш Валентины Евгеньевны серебро досталось ей от дедушки по материнской линии – Левина Соломона Пинхуановича ( 1880-1969г.г.), переехавшего в Усть-Каменогорск из г. Галича Комстромской губернии в 1959г. В дореволюционное время Левин С.П. жил в Берлине, где работал зубным врачом. Набор столовых приборов изготовлен по его заказу в 1910г. в Берлине к 10-годовщине свадьбы с Никой Александровной Дерер. О немецком происхождении серебра можно судить и по его пробе, так как в Германии серебро имело лишь 800 пробу. На всех изделиях набора имеется гравированный вензель, обозначающий фамилию, имя, отчество владельца. «Фамильное серебро» передалось по наследству, за ним тщательно ухаживали и подавали на стол лишь в особо торжественных случаях.
Очень интересен рельефный чеканный серебряный оклад иконы «Святой Николай Чудотворец» (12,1 x 1,0 x 19,0) с отверстиями для лика и рук. Фелонь (верхняя одежда священника без рукавов) украшена гравированным растительным орнаментом в виде четырехлепестковых цветов, омофор (облачение архиерейское, покрывающее плечи) – каймой и чешуйчатым орнаментом, фон – густым рельефным растительным узором. Рамка узкая, рельефная, круглая с ритмически чередующимися горизонтальными линиями и крестами. По нижнему краю оклада клейма с гербом г. Москвы и неизвестного пробирного мастера с датой 1869г.
Иконы передавались по наследству, ими благословляли. Икона «Николай Чудотворец» есть благословение матери сыну, подаренная ему через 30 лет после ее изготовления. Об этом свидетельствует рукописная надпись на обороте иконы: «Благословение сыну моему Николаю от любящей тебя мамы. 24 декабря 1899г».
В собрании музея - две иконы с серебряными окладами начала XIXв. – «Успение пресвятой богородицы» 1802г. и небольшая иконка «Святой Савва Освященный» (9,0 x 7,0 x 0,7) 1819г. Святой Савва – основатель монастыря в пустыне близ Иордана, получивший впоследствии название лавры Саввы Освященного, изображен на фоне монастыря, по краям иконы рельефная рамка в виде жемчужной обнизи. По нижнему торцу клеймо серебряного дела мастера Василия Яковлева, работавшего в 1805-1822г.г. в Москве.
Сюжет оклада «Три святителя (святой епископ Митрофан, Иоанн Златоуст, святой епископ Тихон) со святыми Иларионом и Параскевой » полностью повторяют сюжет иконы. Оклад изготовлен в Москве в 1868г. на фабрике серебряных изделий Василия Семенова, основанной в 1852г. Пробирный мастер А. Свечин, работавший в 1862-1875г.г.
Оклад иконы XIX в. «Воскресение Христово» в виде «Сошествия в ад» с 12 клеймами массивный, чеканный, 875 пробы серебра. Клейм мастеров на иконе нет, так как кроме ремесленников, объединенных серебряным рядом, существовало значительное число серебряников и золотых дел мастеров, изделия которых не предназначались для продаже на рынке и не подвергались клеймению. Это были патриаршие золотых и серебряных дел мастера, «казенные монастырские серебряники и «домовые» ремесленники, работавшие на нужды монастырей, архиерейских домов, церквей.
И еще: хотелось бы отметить, что все эти сказочные предметы из коллекции серебра можно было купить музею по доступным ценам не только у жителей нашего города или области, но и в антикварных комиссионных магазинах Ленинграда в 80-ые годы XX в. Благодаря этому музей является обладателем одной из лучших коллекций русского серебра в нашей республике.
Каирбекова Ж.Ж.
ж. «Деловой Усть-Каменогорск», 2003., № 4
ФОТОГРАФИИ.
Ложка для второго. 1788г.
Шкатулка для колец. 1849г.
Кольца для салфеток. 1895-1908г.г.
Рюмки, стопы. 1858-1908г.г.
Кубок. Германия. 1882г.
Чайницы. Хрусталь, серебро, алмазное гранение. Конец XIX –начало XXв.в.
Ситечко для чая. СПб, пробирный мастер Тверской Д.И., 1845г.
Туалетный набор. Конец XIXв.
Колокольчик настольный. Первая половина XIXв.
10. Набор столовых приборов. Берлин, 1910г.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|