Икона «Чудо святого Георгия о змие» приобретена музеем-заповедником в 1983 году у лениногорского коллекционера Владимира Михайловича Серова[1](ил.1).
Образ написан маслом на цельной деревянной доске. Шпонки - торцовые. Ковчег и опушь отсутствуют. Письмо – фряжского типа, живописное. Имеются небольшие утраты левкаса и потертости красочного слоя средника и серебра на поле. В колорите доминируют оттенки красного и зеленого цветов.
Всадник изображен посолонь, то есть, по солнцу, слева-направо.
Юный Георгий, с одухотворенным и женственным ликом, похожий на монаха, опустил глаза на зеленого змея-дракона, поражая его копьем в алую пасть. Изящно развивается на ветру пурпурный плащ святого воина, бросая красноватые рефлексы на кольчугу. Светло-розовое и местами лимонное небо - с бледно-зелеными и пепельно-серыми облаками. На фоне этих пастельных тонов практически растворяется силуэт розового дворца со стаффажной фигурой принцессы в белом одеянии с накинутым на плечи пурпурным плащом.
Позем иконы - светло-коричневый, с зеленым водоемом. Средник отделен от поля лилово-серой полосой. Таков же цвет надписи: «С Георгиі Победоносецъ».
Красиво и как-то особенно светоносно написан белый конь с красно-коричневой упряжью. Он загадочно косит на зрителя своим карим глазом.
Вместе с тем, провинциальный иконописец не справился с человеческой анатомией. Ошибки видны в изображении правой руки воина и, особенно, в изображении его ноги: бедро святого - неестественно ко´ротко.
Вместе с тем, тип лика святого Георгия восходит к образам духовных картин и икон русского живописца Михаила Васильевича Нестерова (1862-1942): «Юность Сергия Радонежского» (1892-97)(ил.2) из Третьяковской галереи, святые Борис и Глеб (1891) (ил.3) из росписей Владимирского собора в Киеве, девушка из картины «На горах» (1896) из Киевского музея русского искусства [3, ил.20, 23, 34]. Все эти работы принадлежат к киевскому периоду, когда произведениям художника были особенно присущи интимность и торжественность образов [3, с.158].
Но все-таки, самая притягательная деталь иконы – это конь, красиво и монументально написанный. Его изображение заставляет вспомнить коней в картинах Петра Михайловского (1800-1855). Этот художник прошел успешное обучение в краковской и парижской художественных школах и стал ярким представителем позднего романтизма в польской национальной школы живописи [1, с.243].
Любимой темой творчества краковского Мастера были кони арабской породы, преимущественно белой масти.
Провинциальный художник-иконописец писал своего коня под явным влиянием конных картин Михайловского. Наиболее близки к иконному изображению кони на картинах «Гетман Чарнецкий на коне» (ок.1845) (ил.3), «Белый конь» (1846) из Национального музея в Кракове (ил.4) и «Голубой гусар» из Художественно-исторического музея в Вене [1, ил. вне текста №26; 2, с.243, ил. в разделе «Польша № 1, к. 18-19 вв.»; 4,с.35].
Манера письма у Михайловского, наряду с присущим ему лаконизмом, характеризовалась замечательным колоритом, высоким мастерством рисунка и поэтическим восприятием природы и человека (3, с.35). Чего не скажешь - о манере провинциального иконописца, но, все же, конь святого Георгия – самая удачная деталь иконы.
Икона написана, предположительно, на Украине, где постоянно конкурировали влияния русской и польской художественных школ. В пользу этой версии говорят сентиментальные черты, присущие образу, и колорит, характеризующийся доминантой красных и зеленых тонов. Другим косвенным подтверждением украинского происхождения иконы являются реминисценции нестеровских мотивов киевского периода его творчества и, в частности, монументальных росписей Владимирского собора.
Судя по торцовым шпонкам, отсутствию ковчега и опуши, технике письма и графике надписей, икона была написана в конце XIX века и, вероятно, привезена в Восточно-Казахстанскую область украинскими переселенцами ближе к началу XX века.
Являясь по структуре иконой, образ святого Георгия Победоносца по письму больше напоминает, не без влияния самобытной эстетики Михаила Нестерова, сказочную картину, где в качестве центра композиции выступает светоносный белый конь, написанный иконописцем под впечатлением анималистических шедевров Петра Михайловского.
Произведения двух выдающихся живописцев России и Польши, питавшие творческое воображение безымянного автора иконы, разделяет почти полвека и смена художественных стилей от позднего романтизма до раннего модерна. При этом икона несет в себе признаки наивной эстетики провинциального искусства пореформенного периода Российской империи. Надо отметить, что в пореформенное время в русской православной Церкви большое распространение приобрели разные типы фряжского письма, в том числе и выражено живописного.
Романтические черты в образе святого воина и его боевого друга-коня искупают погрешности в рисунке фигуры Георгия.
В связи с сюжетом музейной иконы вспоминаются строки о боевом коне святого из стихотворного цикла Марины Цветаевой «Георгий»:
Смущается Всадник
Гордится конь.
На дохлого гада
Белейший конь
Взирает вполоборота,
Впол-ока широкого
Вслед копью
В пасть красную - дико раздув ноздрю –
Раскосостью огнеокой… [5, с165]
Пётр Сушко
БИБЛИОГРАФИЯ
1.Тадеуш Добровольский. История польской живописи, Вроцлав, Варшава, Краков, Гданьск: издательство «Ossolineum», 1975;
2.Краткая художественная энциклопедия «Искусство стран и народов мира», том 3, М: издательство «Советская энциклопедия», 1971;
3 А.А.Русакова. Альбом «Михаил Нестеров», Л: издательство «Аврора», 1990;
4. Люцина Топольская. Пётр Михайловский// журнал «Польша»,1985, №2;
5.М.И.Цветаева. Стихотворения, Ашхабад: издательство «Турменистан», 1986.
[1] Икона «Чудо св. Георгия о змие», конец XIX начало XX вв., дерево, левкас, масло, 35,3х30,8х2,5 см, ВКЭМЗ, КП-I-12397, акт №31, 1983 г.