Праздник весны
Название праздника имеет религиозное происхождение. В Евангелии про Благовещение написано: «Когда однажды Святая Дева вышивала пелену для храма, пред Ней неожиданно, предстал озаренный необычайным светом Архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, Обрадованная, Господь с Тобою!» И затем объявил благую весть, что Она родит Сына — Иисуса. Который будет велик и наречется Сыном Всевышняго».
В народном сознании день Благовещения означает окончательный уход зимы. Говорили, что «на Благовещение весна зиму поборола», «Покров не лето, Благовещение не зима», «Цыган на Благовещение шубу продает», медведь из берлоги встает, талая вода ему бока подмочила, барсуки из нор вылезают. Хотя понимали, что до окончательного пробуждения природы еще далеко — «Ни в марте воды, ни в апреле травы». В нашей области, где климат по-сибирски суров, в русских деревнях даже в мае можно было услышать: «Месяц май — коню сена дай, а сам па печь полезай». Много примет житейских связано с этим днем: «На Благовещение хороший улов рыбы». «Мокрое Благовещение — грибное лето», а следующая ей противоречит «На Благовещение мороз — урожай на грузди». Среди некоторых крестьян существовало убеждение, что «день Благовещения — день несчастный: ссоры, скандалы и всякие недоразумения происходят». Существовало поверье: как Благовещение проведешь, так и весь год. Нельзя в этот день работать («на Благовещение на суровую пряжу не глядят»), топить печь («под дымом не сидят»). На Благовещение бытовал обычай: пойманных птиц выпускать на волю. В селе Сенном Большенарымского района еще помнят «веснянную» песню, с которой молодежь выходила на улицу и выпускала птиц.
Ой вышли девушки на улясу,
Да вышли красные на широкую
Ох, они вынясли, сповынясли
Да рассоловьюшку на рущенькях
Уж ты воспой, воспой, вяселый соловей,
Да взвесяли-ка красных девушек.
Ой, чтобы девки взвеселилися!
Да чтобы красны разыгралися!
В этом году Благовещение совпадает в числе с Вербным воскресением, которое празднуется Православной церковью как «Вход Господен в Иерусалим». В Евангелии об этом празднике написано: «Приближался день Пасхи. Народ стекался в Иерусалим. Иисус Христос на ослике въехал в Иерусалим. Жители города взяли пальмовые ветви и вышли Ему навстречу».
Помню, как бабушка в этот день несильно била меня вербочкой и приговаривала «верба хлест, бей до слез!». Оказывается, освященная в церкви верба у нас — то же, что пальмовая ветвь в Палестине, с вербой связаны приметы и обычаи, убеждение, что она имеет целительную силу. Вербочкой погоняли скотину при первом выпуске на улицу. Принесенная из церкви верба хранилась рядом с иконами целый год.
К народным поверьям, связанным с вербой, можно относиться по-разному, но то, что верба или ветла, не давая еще листьев, цветет — верная примета начала весны.
Александр ЯКОВЛЕВ, «Рудный Алтай», 7 апреля 1995г.