В РУССКОЙ ИЗБЕ
В областном этнографическом музе обновилась экспозиция "Русская изба". Теперь это "польская" изба, т.е. жилище русских крестьян, предки которых с середины ХУП века жили в Польше, а после переселения в начале ХУШ века на Южный Алтай обосновали села по течению рек Убы, Ульбы, Березовки, Глубокой.
Имея особенности в деталях, "польская" изба - типичная русская старообрядческая изба нашего края. Внутри её сбоку от входной двери размещалась "русская" глинобитная печь. Она служила не только для приготовления пищи и обогрева избы, но и была лежанкой для стариков и ребятишек. Дети помимо печи спали на «полатях» - дощатом настиле под потолком, взрослые - на полу или деревянных кроватях, а летом - в сенях.
Место перед печью имело название "куть" и играло роль кухни. Здесь хранилась посуда в настенных "шкапиках", на полках под потолком – «грядках», на стенах. Готовилась пища на "залавке" - высокой лавке вдоль стены. Здесь же стояло ведро с водой, жбан с квасом. Тесто дозревало на тёплой печи в специальной бондарной посудине - квашёнке. На печи же почти всегда стоял лагун с домашним пивом. Куть отгораживалась тканевой занавеской, которая задёргивалась при необходимости. Например, там пряталась невеста во время прихода сватов.
Принимать пищу собиралась вся семья за столом, который стоял у передней стены напротив входной двери. Ели деревянными ложками из большой общей чашки, мясо подавалось в деревянном корытце с ручкой – «мясничке», квас или пиво разливали в глиняные стаканы, кисель хлебали ложками. Были также блюда для блинов, небольшие чашки для мёда, варенья и другая посуда. Самовар появился сравнительно недавно и служил главным образом для угощения гостей, так как старообрядцы считали употребление чая грехом, также как употребление кофе или табакокурение. Вместо чая среди местных крестьян широко было распространено употребление отваров из местных растений - зверобоя, душицы, чигира, берёзовой чаги и других.
В переднем углу избы обязательно была "божница"- полочка для икон, богослужебных книг, свечей и т.п., под ней на стене - висела "лестовка" - тканевые чётки для моления. Божница имела тканевую занавесочку, которая немедленно задёргивалась, как только в избу входил нехристь или иноверец. Помимо икон, которые стояли на божнице, небольшая иконка размещалась также где-нибудь в "кути". Ею благословлялась приготовляемая пища.
Если в семье был младенец, то он спал в подвесной колыбели-люльке, которая крепилась на гибкой палке - "очепе". Иногда к люльке внизу привязывалась ременная петля, и младенца можно было качать ногой, а руками, например, прясть или шить, сидя на лавке, табурете, кровати или сундуке. Деревянный сундук был хранилищем изделий из ткани, главным образом одежды. Сундуков могло быть два или несколько. Верхняя одежда висела на стенах или забрасывалась на "полати".
От двери внизу печи проходил дощатый выступ -"голбчик", сидя на котором хозяин мог заниматься починкой обуви, рыболовного или охотничьего снаряжения. Здесь же усаживали непочётного или нежеланного гостя.
Основные украшения в избе - вышитые полотенца, которые висели на стенах, зеркале, окнах. Украшали стены также хвостом глухаря, крылышками рябчика, рогами диких животных – лосей, маралов. На паре рогов над входной дверью иногда хранили охотничье ружьё.
В избу входили через сени - рублёное неотапливаемое помещение. Сени служили для сохранения тепла в избе. Здесь же летом стояла вода в бондарном "треноге". Зачастую в сенях отгораживалась кладовка, где хранилась мука в деревянном ящике-«фурмане», крупа в долблёных бадьях, сундук с холстами и одеждой, самовар и другая неповседневная посуда, некоторые орудия труда хозяев.
Изба с сенями - это один из простейших и широко распространённых типов крестьянского жилища на Южном Алтае в конце XIX-начале XX вв.
Александр Яковлев, «Рудный Алтай», февраль 1997 г.