• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
издания статьи газетные Яковлев А.А. В русской избе

Яковлев А.А. В русской избе

В  РУССКОЙ  ИЗБЕ

В областном этнографическом музе обновилась экспозиция "Русская изба". Теперь это "польская" изба, т.е. жилище русских кресть­ян, предки которых с середины ХУП века жили в Польше, а после переселения в начале ХУШ века на Южный Алтай обосновали села по течению рек Убы, Ульбы, Березовки, Глубокой.

Имея особенности в деталях, "польская" изба - типичная рус­ская старообрядческая изба нашего края. Внутри её сбоку от вход­ной двери размещалась "русская" глинобитная печь. Она служила не только для приготовления пищи и обогрева избы, но и была ле­жанкой для стариков и ребятишек. Дети помимо печи спали на «по­латях» - дощатом настиле под потолком, взрослые - на полу или де­ревянных кроватях, а летом - в сенях.

Место перед печью имело название "куть" и играло роль кух­ни. Здесь хранилась посуда в настенных "шкапиках", на полках под потолком – «грядках», на стенах. Готовилась пища на "залавке" - высокой лавке вдоль стены. Здесь же стояло ведро с водой, жбан с квасом. Тесто дозревало на тёплой печи в специальной бондар­ной посудине - квашёнке. На печи же почти всегда стоял лагун с домашним пивом. Куть отгораживалась тканевой занавеской, которая задёргивалась при необходимости. Например, там пряталась невеста во время прихода сватов.

Принимать пищу собиралась вся семья за столом, который стоял у передней стены напротив входной двери. Ели деревянными ложками из большой общей чашки, мясо подавалось в деревянном корыт­це с ручкой – «мясничке», квас или пиво разливали в глиняные ста­каны, кисель хлебали ложками. Были также блюда для блинов, неболь­шие чашки для мёда, варенья и другая посуда. Самовар появился сравнительно недавно и служил главным образом для угощения гостей, так как старообрядцы считали употребление чая грехом, также как употребление кофе или табакокурение. Вместо чая сре­ди местных крестьян широко было распространено употребление отваров из местных растений - зверобоя, душицы, чигира, берёзовой чаги и других.

В переднем углу избы обязательно была "божница"- полочка для икон, богослужебных книг, свечей и т.п., под ней на стене - висела "лестовка" - тканевые чётки для моления. Божница имела тканевую занавесочку, которая немедленно задёргивалась, как только в избу входил нехристь или иноверец. Помимо икон, которые стояли на божнице, небольшая иконка размещалась также где-нибудь в "кути". Ею благословлялась приготовляемая пища.

Если в семье был младенец, то он спал в подвесной  колыбели-люльке, которая крепилась на гибкой палке - "очепе". Иногда к люльке внизу привязывалась ременная петля, и младенца можно было качать ногой, а руками, например, прясть или шить, сидя на лавке, табурете, кровати или сундуке. Деревянный сундук был хранилищем изделий из ткани, главным образом одежды. Сундуков могло быть два или несколько. Верхняя одежда висела на стенах или забрасывалась на "полати".

От двери внизу печи проходил дощатый выступ -"голбчик", сидя на котором хозяин мог заниматься починкой обуви, рыболовно­го или охотничьего снаряжения. Здесь же усаживали непочётного или нежеланного гостя.

Основные украшения в избе - вышитые полотенца, которые висели на стенах, зеркале, окнах. Украшали стены также хвостом глухаря, крылышками рябчика, рогами диких животных – лосей, маралов. На па­ре рогов над входной дверью иногда хранили охотничье ружьё.

В избу входили через сени - рублёное неотапливаемое помещение. Сени служили для сохранения тепла в избе. Здесь же летом стояла вода в бондарном "треноге". Зачастую в сенях отгораживалась кла­довка, где хранилась мука в деревянном ящике-«фурмане», крупа в долблёных бадьях, сундук с холстами и одеждой, самовар и другая неповседневная посуда, некоторые орудия труда хозяев.

Изба с сенями - это один из простейших и широко распростра­нённых типов крестьянского жилища на Южном Алтае в конце XIX-начале XX вв.

Александр Яковлев, «Рудный Алтай», февраль 1997 г.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

вам понравился наш сайт?
 

Похожие материалы