ТЕПЛО И СВЕТ БЕРЕСТЫ
В многообразном народном творчестве мастеру отводится важная роль: он бережно хранит и продолжает его богатые художественные традиция.
Именно таким мастером был Филипп Дементьев. Он ушел из жизни два года назад, но его рукотворные изделия остались с нами, принося пользу и радуя красотой.
Впервые Филипп Аксенович появился в музее в 1987 году. Принес на выставку токарные изделия. С тех пор стал активным участником всех выставок и мероприятий. Он занимался изготовлением токарных, бондарных и берестяных изделий. Секретами изготовления овладевал в разное время.
Родом Филипп Аксенович из села Бутаково из-под Лениногорска. Во время войны подростком работал в деревообрабатывающей артели, где делали сани, колеса, дуги, коромысла, а также бондарные изделия. Но появились другие дела, интересы: учеба в металлургическом техникуме, работа на заводах области, в Алтайском крае. А вышел на пенсию и вспомнил старое ремесло. Вот где пригодились навыки, полученные в юности.
Многим запомнился на выставке токарный комплект для чая из красного дерева: самовар, чашки, блюдца, и, конечно, кадушки, квашенки. Берестяным промыслом Дементьев стал заниматься, сотрудничая с музеем. Он был щедрой души человеком, добрым, отзывчивым. Никому никогда не отказывал, охотно передавал секреты своего ремесла всем желающим. Люди тянулись к нему. Его изделия шли нарасхват.
Мастерской Филиппа Аксеновича в городской квартире был специально оборудованный подоконник, а в сельском доме — пристройка. Все было сделано своими руками, добротно, основательно. Так же, как и всевозможные приспособления и инструменты для рукотворного ремесла.
Последние годы мастер жил в селе Черемшанке и к нему часто приезжали в гости учиться берестяному ремеслу, за советом, а иные просто отдохнуть, пообщаться. Встречали здесь всех приветливо, радушно.
Дементьев передал свой технический и художественный опыт многим людям. Среди них постоянные участники выставки В. Гимбург, сотрудник этнографического музея В. Зюзь. Учениками его были и взрослые и дети. В том числе и его супруга - Дина Владиславовна Дементьева. Подруга, советчица, неизменный спутник, милая, отзывчивая женщина. Она вполне профессионально научилась делать берестяные туеса. Но вернуться пока к этому ремеслу еще не может. Любое прикосновение к инструментам, бересте напоминает о муже и воспринимается болезненно.
У мастера был свой особый «почерк». Возьмешь туесок в руки и выпускать не хочется. Легкий, удобный, прочный, — кажется, что береста передает накопленные годами солнечный свет и тепло человеческих рук. В зале флористики музея также находятся его бондарные изделия. Многие посетители интересуются тем, у кого бы заказать кадушку, ведро. Мастера есть, но они заняты выпуском сувенирной продукции, мебели и т. д.
Но было время, когда при заказе туесков, кадушек, квашенок не возникало проблем. Все выполнялось в срок благодаря обязательности Филиппа Аксеновича.
Всякий раз, поднимаясь в экспозицию «Под крышей старого дома» (ул. Мира, 29), глядя на работы мастера, вспоминаем этого щедрой прекрасной души человека.
Валентина ЧЕРКАШИНА,
Гульнара СМАГУЛОВА,
«Рудный Алтай», 13 мая 1997 г.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|