Удивительный мир Полхов-Майдана
В близлежащих селах Нижегородской области всегда что-нибудь из дерева мастерили: кто бочки, кто сани, кто посуду. Земли в округе бедные, урожая большого не давали. А люди еще со старых времен искали себе приработок. У каждого под рукой было дерево.
В селе Полхов-Майдан, затерявшемся в густых лесах, жители мастерили, вначале из осины, а впоследствии из липы, разнообразную посуду. Токарное ремесло существовало издавна, но роспись на токарных изделиях появилась позже. Под влиянием мастеров Троице-Сергеевской лавры местные кустари стали украшать свои изделия с 1914-1916 гг. выжиганием или раскраской, но дело дальше не пошло.
Лишь в советское время промысел получил развитие.
В то же время сложились и особенности полхов-майдаиской росписи. Изделия эти отличались разнообразием форм, яркостью, фантастической декоративностью. Токарная утварь, ладная, добротная, создаваемая талантливыми мастерами Полхов-Майдана и в нерасписанном виде восхищает.
Технология здесь имеет свои особенности: вначале изделие сушат (в домашних условиях в русской печи на одну ночь), затем втирают по нескольку раз крахмал. Используя разнообразные приемы, полхов-майданской росписью украшают матрешки, грибы, яблоки, вазочки. Вначале черной тушью тонким пером наносят контур, потом заливают отдельные формы цветом. Красок под рукой немного: красная, синяя, желтая, фиолетовая, остальные получаются путем смешивания. Особенность этих росписей - анилиновые краски, которые долгое время считались грубыми, вульгарными, антихудожественными. Но деревенские художники не пугались ярких анилинов. В народе всегда считалось, что изображение должно быть красочным, ярким.
Одна из самых оригинальных черт росписи - пейзажные мотивы. «Заря», «Зорьки» - это роспись в пейзажах с домиками, деревьями, речкой. И, конечно, присутствует алая заря. В ярких красках раскрывается мироощущение деревенских живописцев, простодушное восхищенье жизнью. Все бесхитростно, все просто. Рисунок росписи выполнен в свободной размашистой манере, что создает впечатление простоты и непосредственности.
Окреп и расширился промысел со всеми признаками традиционного устойчивого художественного ремесла в 1960-1970 гг., хотя его развитие приходилось на период, когда всякое ремесло ликвидировалось как частное дело. В эти годы образуется в районном центре - с. Вознесенское - художественно-производственое объединение «Полхов-Майданская ропись". Полхов-майданский феномен объяснить трудно. Все колхозники должны были строго отрабатывать положенные трудодни в колхозе и ремеслом могли заниматься только в свободное время, которого практически не оставалось. Были и периоды "блокады", когда ни одной машины с игрушками, с сувенирами не выпускали из села, хотя работали мастера по строго предъявляемой официальной справке.
B 1989r.в областной этнографический музей пришла посылка из с. Вознесенского. В ней была коллекция предметов, выполненных главным художником объединения Е. Танковой. В нашем музее можно полюбоваться на знаменитых матрешек, что одна другой краше, и на другие удивительнее вещи.
Валентина Черкашина,
«Рудный Алтай»,19 февраля 1998г. г.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|