Алтайская роспись
На территории нашего края издавна была распространена разновидность урало-сибирской росписи, получившая впоследствии название "алтайской".
Роспись широко бытовала среди старообрядческого населения края. Мастера украшали предметы домашнего обихода: сани, прялки, рубели, мебель и внутреннее помещение жилища. В нашем регионе распространена была домовая, стенная роспись.
Вначале она появилась у "поляков", то есть у старообрядцев, проживающих по берегам рек Уба и Ульба (с. Верх-Уба, Черемшанка, Бутаково, Секисовка и др.) Так их прозвали потому, что гонимые за веру, они жили долгое время за пределами России, в Польше. По приказу Екатерины II им разрешили (в 1764 г.) поселиться на территории нашего края.
Вот как говорится об алтайской росписи в книгах М.Швецовой "Поляки Змеиногорского уезда " «... косяки в окнах и двери, а иногда и потолки также украшены рисунками большей частью цветами и птицами, а также красными, синими и зелеными кругами, представляющими солнце», Г.Гребенщикова «Река Уба и Убинские люди», 1912 г.: «…потолки, стены украшены фантастическими цветами». После появления росписи у поляков она переносится к каменщикам-старообрядцам Бухтарминской долины. Первоначально они нашли себе приют в труднодоступных местах, в горах, ущельях, "камне". Отсюда и общее местное название раскольников, старообрядцев - "каменщики".
В 1930 г. исследователи Бломквист, Гринкова в книге "Бухтарминские старообрядцы" уделяли большое внимание и росписи по дереву. Было сделано много рисунков, фотографий. "Совершенно своеобразное впечатление производят эти старые дома, расписанные пестрыми стилизованными узорами, особенно необычны комнаты с росписью по красному фону, с расписными печками, мебелью, косяками окон", - отметили ученые.
В Бухтарминской долине роспись появляется в конце XIX века, на 30 лет позднее, чем у поляков. И вначале в богатых деревнях Фыкалке, Белой. У кого не хватало средств, те заказывали расписывать предметы быта и некоторые части жилища (двери, ставни, печки). А богатые расписывали весь дом. Это могли сделать в течение месяца три человека, но опытный мастер выполнял эту работу за неделю.
Еще в 50-х годах можно было видеть не только отдельные расписные предметы, но и дома со стеновой росписью.
Экспедиции нашего музея находили лишь следы домовой стенной росписи. В лучшем случае попадались двери. Наличники, но чаще всего один из предметов домашнего обихода – прялки.
Домовая роспись стала исчезать в тридцатых годах, ее стали забеливать. И на интереснейшую роспись мы можем полюбоваться теперь, глядя лишь на прялки.
Все росписи выполнялись «с маху» - быстрыми, выработанными движениями кисти приемом "разбел". Мастера использовали своеобразный живописный прием - они писали широкой, плоской кистью, двойным мазком набирая на одну сторону кисти цветную краску, на другую белила. При написании цветов получали объемные лепестки, построенные на цветотени. Непременным мотивом считались многолепестковая цветочная розетка и вазон с цветами, или куст, растущий из вазона. В образах цветов, распускающихся из бутонов, воплощалось свойственное еще миру Древней Руси представление о земле как о цветущем саде.
Другая особенность - своеобразная форма листьев. Они имели стручковидную, удлиненную, ланцетовидную, перистую форму. Эти листья были всегда "оживлены черными запятыми", которые придавали живописи изящность и нарядность.
В мотивы входили и птицы, симметрично сидящие или порхающие над вазоном или цветами. Роспись выглядела яркой и свежей, несмотря на то, что мылась несколько раз в год мочалкой из осоки с песком и водой. Использовали для росписи фабричные краски. Но были и самодельные – масляные. «Прочные, не выцветающие и несмывающиеся краски изготавливались из цветных глин, а олифу варили из конопляного или льняного масла. Масло ставили в печь и томили "до готовности", пока "перышко не свернется". Одновременно ставили и томили молоко до красноты. Глину для краски отмучивали, просеивали на чистое сито и разводили олифой. Место, подлежащее окраске, покрывали слоем топленого молока и, дав подсохнуть, наносили несколькими слоями жидко разведенную краску. Таким образом, получали "ровную, блестящую, необычной прочности поверхность". Затем приступали к свободной кистевой росписи: узоры цветов, птиц наносились без трафарета.
В фондах музея есть уникальные образцы алтайской росписи. Роспись с цветочной композицией лавки-канапельки, выполненная в начале века местным мастером Рыбаковым Федосеем Матьяновичем из с. Огнево Бопьшенарымского района. Стенные посудные шкафчики ("поляцкие-кержацкие") с расписными дверцами из Зыряновского и Глубоковского районов. Установить имена мастеров уже невозможно. Из предметов домашнего обихода сохранились лишь прялки, удивляющие высоким профессиональным мастерством исполнения.
Валентина ЧЕРКАШИНА
«Рудный Алтай», 10 октября 1998 г.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|