• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи газетные Черкашина В.А. Алтайская роспись

Черкашина В.А. Алтайская роспись

Алтайская роспись

На территории нашего края издавна была распространена разновидность урало-сибирс­кой росписи, получившая впоследствии назва­ние "алтайской".

Роспись широко бытовала среди старооб­рядческого населения края. Мастера украшали предметы домашнего обихода: сани, прялки, рубели, мебель и внутреннее помещение жили­ща. В нашем регионе распространена была до­мовая, стенная роспись.

Вначале она появилась  у "поляков", то есть у ста­рообрядцев, проживающих по бе­регам рек Уба и Ульба (с. Верх-Уба, Черемшанка, Бутаково, Секисовка и др.) Так их прозвали по­тому, что гонимые за веру, они жили долгое время за пределами России, в Польше. По приказу Екатерины II им разрешили        (в 1764 г.) поселиться на территории нашего края.

Вот как говорится об алтайс­кой росписи в книгах М.Швецовой "Поляки Змеиногорского уезда " «... косяки в окнах и двери, а иногда и потолки также украшены рисунками  большей частью цветами и птицами, а также красными, синими и зелеными кругами, представляющими солнце», Г.Гребенщикова «Река Уба и Убинские люди», 1912 г.: «…потолки, стены украшены фантастическими цветами».         После появления роспи­си у поляков она переносится к каменщикам-старообрядцам Бухтарминской долины. Первоначаль­но они нашли себе приют в труд­нодоступных местах, в горах, уще­льях, "камне". Отсюда и общее местное название раскольников, старообрядцев - "каменщики".

В 1930 г. исследователи Бломквист, Гринкова в книге "Бухтарминские старообрядцы" уделяли большое внимание и росписи по дереву. Было сделано много ри­сунков, фотографий. "Совершен­но своеобразное впечатление про­изводят эти старые дома, распи­санные пестрыми стилизованны­ми узорами, особенно необычны комнаты с росписью по красному фону, с расписными печками, ме­белью, косяками окон", - отмети­ли ученые.

В Бухтарминской долине роспись появляется в конце XIX века, на 30 лет по­зднее, чем у поляков. И вначале в богатых деревнях Фыкалке, Бе­лой. У кого не хватало средств, те заказывали расписывать предме­ты быта и некоторые части жили­ща (двери, ставни, печки). А бога­тые расписывали весь дом. Это могли сделать в течение месяца три человека, но опытный мастер выполнял эту работу за неделю.

Еще в 50-х годах можно было видеть не только отдельные расписные предме­ты, но и дома со сте­новой росписью.

Экспедиции нашего музея находили лишь следы домовой стенной росписи. В лучшем случае попадались двери. Наличники, но чаще всего один из предметов домашнего обихода – прялки.

Домовая роспись стала  исчезать в тридцатых го­дах, ее стали забеливать. И на интереснейшую роспись мы можем полюбоваться теперь, глядя лишь на прялки.

Все росписи выполнялись «с маху» - быстрыми, выработанны­ми движениями кисти приемом "разбел". Мастера использовали своеобразный живописный прием - они писали широкой, плоской кистью, двойным мазком набирая на одну сторону кисти цветную краску, на другую белила. При на­писании цветов получали объем­ные лепестки, построенные на цветотени. Непременным моти­вом считались многолепестковая цветочная розетка и вазон с цве­тами, или куст, растущий из вазо­на. В образах цветов, распускаю­щихся из бутонов, воплощалось свойственное еще миру Древней Руси представление о земле как о цветущем саде.

Другая особенность -  своеобразная форма лис­тьев. Они имели стручковидную, удлиненную, ланцетовидную, пе­ристую форму. Эти листья были всегда "оживлены черными запя­тыми", которые придавали живо­писи изящность и нарядность.

В мотивы входили и птицы, симметрично сидящие или порха­ющие над вазоном или цветами. Роспись выглядела яркой и све­жей, несмотря на то, что мылась несколько раз в год мочалкой из осоки с песком и водой. Исполь­зовали для росписи фабричные краски. Но были и самодельные – масляные. «Прочные, не выцветающие и несмывающиеся крас­ки изготавливались из цветных глин, а олифу варили из конопля­ного или льняного масла. Масло ставили в печь и томили "до го­товности", пока "перышко не свер­нется". Одновременно ставили и томили молоко до красноты. Гли­ну для краски отмучивали, просе­ивали на чистое сито и разводи­ли олифой. Место, подлежащее окраске, покрывали слоем топле­ного молока и, дав подсохнуть, наносили несколькими слоями жидко разведенную краску. Таким образом, получали "ровную, бле­стящую, необычной прочности поверхность". Затем приступали к свободной кистевой росписи: узоры цветов, птиц наносились без трафарета.

В фондах музея есть  уникальные образцы ал­тайской росписи. Роспись с цветочной композицией лавки-канапельки, выполненная в начале века местным мастером Рыбако­вым Федосеем Матьяновичем из с. Огнево Бопьшенарымского рай­она. Стенные посудные шкафчи­ки ("поляцкие-кержацкие") с рас­писными дверцами из Зыряновского и Глубоковского районов. Ус­тановить имена мастеров уже не­возможно. Из предметов домаш­него обихода сохранились лишь прялки, удивляющие высоким профессиональным мастерством исполнения.

Валентина ЧЕРКАШИНА

«Рудный Алтай», 10 октября 1998 г.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы