Золотая Хохлома
Так назывался способ художественной обработки дерева на Руси. В течение веков, шлифовалось искусство золотой росписи: уникальный изящный стиль орнамента с характерной для хохломы особой цветовой гаммой, своеобразная технология изготовления изделий, с использованием термической закалки.
Хохломские изделия привлекательны не только своей декоративностью, но ценным своим лаковым покрытием, поэтому ими можно, пользоваться в повседневной жизни. Подать, можно салат к столу, а также - горячую с жару, с пылу — картошку, кашу и ничего не сделается. Посуда, не меняла цвет, не теряла своей красивой росписи, не сходил лак.
История Хохломы – уходит в - далекое прошлое и связана со старинным торговым селом Хохломой (Ковернинского района Нижегородской области), затерявшимся в глуши дремучих заволжских лесов. В самом селе посуды не делали: не точили, не золотили, не расписывали. Росписью занимались крестьяне, жившие в деревнях, расположенных вблизи. В Хохлому же мастера привозили на продажу разнообразные изделия из дерева. Здесь была самая большая сельская торговая площадь со складами, торговыми рядами. Отсюда и везли золотистую расписанную деревянную посуду на баржах по Волге на ярмарки, а потом она расходилась по всему миру. Необычайно красивые золотые блюда, миски, ковши, ложки были любимы в народе и стали называться в XIX веке по месту продажи — хохломскими. При этом изделия были дешевы, прочны в употреблении, радовали глаз. Через Нижегородскую ярмарку они расходились по всей России, вывозились в Западную Европу, Среднюю Азию, Иран, Турцию, Индию, даже достигали берегов Америки, Африки и Австралии.
Впервые о с. Хохломе упоминается в документах XVI века, хотя по археологическим данным, изготовлением деревянной посуды в. Заволжье занимались с незапамятных времен. Вырезали из стволов деревьев (чаще из липы) большие и малые чащи, ковши, блюда разных размеров, солонки. Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой неудобно: древесина быстро загрязняется, впитывает в себя жидкость. Тогда-то и стали покрывать посуду олифой (олифа — вареное льняное масло). Она покрывала поверхность непроницаемой пленкой, и этот способ предохранения живописи от влаги, был известен русским мастерам с давних времен. Нашли заменитель и дорогому золоту. Способ золотого покрытия деревянных изделий без применения золота в Заволжье занесли в XVII веке старообрядцы-раскольники. Среди них были иконописцы, мастера рукописной книги, миниатюры. Они-то .и научили местное население «пламенной» росписи. Иконописцы закрашивали фон иконы серебром. Затем покрывали ее поверхность лаком и прогревали в печи. Пленка лака приобретала желтый оттенок и отливала золотом. В результате появилась хохлома.
В первой половине XIX века мастера довели красочную гамму до основных трех цветов орнамента — красного, черного и золотистого. Благородный, праздничный колорит росписи, бесконечно варьируя, создает бесчисленное сочетание хохломских узоров. Изготовление таких изделий — процесс трудоемкий. Он начинался с работы плотника, резчика, токаря. Затем неокрашенную белую заготовку (белье) посуды покрывали жидким раствором глины, пропитывали маслом, просушивали в печи. Затем пропитывали олифой раза три, каждый раз просушивая. После изделие покрывали металлическим порошком. В начале это было серебро, потом — олово, сейчас — алюминий. Получив серебряную поверхность, приступали к росписи. Нанесенную роспись, покрывали лаком и закаливали в печи при высокой температуре (270—300 градусов).
Свободная, кистевая роспись хохломы имеет свои особенности. Существует два старинных ее вида (письма): «верховое» и «фоновое». «Верховое»— нанесение орнамента поверх золотого фона. Специалисты считают его более древним. Здесь характерен орнамент «травка», включающий изображение травинок, веточек (написанных красной и черной краской на золотом фоне).
Особенность «фоновой» росписи — силуэтный золотистый рисунок на черном или красном фоне. Золотистый цвет просматривается только в орнаменте. Этот вид росписи значительно более трудоемкий, применялся в особенно дорогих вещах: для подарка, на заказ. Одним из распространенных орнаментов этой росписи является «кудрина» — богатый пышный узор с цветами, сказочно фантастический, но узнаваемый.
В начале XX в. промысел стал угасать. Возрождение его началось в советское время и сосредоточилось в двух художественных центрах, В селе Семино Нижегородской области (фабрика «Хохломский художник»), с филиалами в близлежащих селах и в городе Семенове.
В областном этнографическом музее имеются отдельные предметы хохломы, потемневшие от времени, выполненные мастерами прошлого века.
.Но есть в коллекции три изумительных современных хохломских набора. Их прислали из города Семенова в 1982 году из объединения «Хохломская роспись». Это авторские работы трех художников Н. Морозовой, И. Ивановой, Е. Яковлевой.
«Кудрина» — подарочный набор для чая из 28 предметов. Кофейный набор из 21 предмета. Здесь роспись «под фон» строится на классическом сочетании трех цветов (черного, красного, золотистого). Третий набор для ухи из 24-х предметов выполнен в технике «верхового письма».
Эти уникальные предметы подлинной хохломы периодически выставляются в областном этнографическом музее. Ими можно полюбоваться в экспозиции «Под крышей старого дома».
Валентина ЧЕРКАШИНА, «Рудный Алтай», 18 декабря 1997 г.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|