В залах областного этнографического музея экспонируется уникальное издание, пожалуй, единственное в республике чудо полиграфической техники начала XX века, называемое «Священное Евангелие». Необычным форматом и богатством оформления старинный фолиант неизменно привлекает к себе внимание посетителей всех возрастов. Не менее интересен с точки зрения истории, представленный здесь же макет церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы, где в свое время находилась эта книга.
Представленный вариант Евангелия, прежде всего, является памятником русской книжной культуры, творением профессиональных мастеров накануне Октябрьской революции. Это книга кирилловской печати, одетая в массивный переплет — металлический оклад, украшенный изящной гравировкой, медальонами с изображением евангелистов и сценой Воскресения Христова на верхней крышке, святой Троицы — на нижней. Вокруг медальонов, на корешке и на застежке — многоцветные сияющие эмали. Нижняя крышка имеет подставки-жуковины. Внутреннее украшение книги составляют четыре прекрасные гравюры с портретами евангелистов.
Такие книги в начале века издавались в Москве «по благословению Синода» для православных храмов большими тиражами, однако к концу столетия их осталось не так уж много, тем более для нашего региона подобная книга является редкостью.
Однако Евангелие интересно не только внешним и. внутренним оформлением, но и содержанием. Учение Иисуса Христа называют Евангелием. Это общее название для первых четырёх книг новозаветной части Библии. Слово «евангелион» в переводе с греческого означает «благая весть». Это весть о Спасении и Спасителе. Время происхождения Евангелия не может быть определено с безусловной точностью, но оно должно быть отнесено ко второй половине первого века н.э. Первоначально оно было написано на греческом языке богодухновенными мужами христианской Церкви, апостолами и евангелистами Матфеем, Марком, Лукой, Иоанном. Евангелие почитается священным только у христиан.
Книгу использовали для домашнего чтения, как подорожную карманную книжицу, издаваемую на русском наречии для «удобного поучения в Слове Божьем, для того чтобы и бедному не трудно было приобрести бесценное сокровище, чтобы удобно было положить словеса сия у сердца Вашего и научить сим чада своя глаголити сия». Помимо этого Евангелие является напрестольной храмовой книгой, по которой во время богослужений читают евангельские проповеди. Поэтому особый интерес музейная реликвия вызывает у священнослужителей, каждый из которых почитал бы за честь иметь в своем храме такой экземпляр. И, действительно, во времена не столь отдаленные, книга, сегодня хранящаяся в музее, некогда украшала православную церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы станицы Алтайской Семипалатинской области (современный Катон-Карагай).
Станица Алтайская был основана в 1869 г. {Источники указывают и на другие даты: 1871-1872). Как бы там ни было, по воспоминаниям исследователя края Н. Ядринцева, на 1886 год она уже «представляла замечательную смесь населения: казаки, киргизцы, крестьяне уживались рядом и представляли живописные группы на улицах, с русскими строениями и азиатскими арыками». В научных трудах другого исследователя и местного священника Б. Герасимова имеются сведения на начало века о том, что станица Алтайская была расположена в 1½ верстах за Катоном. В ней насчитывалось 143 двора с четырьмя улицами. Станица была густо засажена зеленью и давно известна как курорт. В ней находилась деревянная церковь и школа второй ступени. Это есть та самая церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с которой связана история редкостных музейных предметов: Священного Евангелия московского издания Синодальной типографии 1909 г., иконы «Богоматерь Тихвинская» 2-ой половины XIХ века и документа 1876 г., касающегося строительства церкви. Своим появлением в музее эти предметы обязаны позднейшему владельцу, сыну служителя той церкви - Бояркину Александру Алексеевичу, передавшего их в 1979 г. на хранение в музей.
Проект строительства церкви был составлен в 1876 г. Согласно проекту она была рассчитана на 400 человек, предусматривалось помещение под алтарь, комнаты для священника и сторожа, колокольня и башня с куполом, увенчанные крестами. Проект рассматривала и одобрила Томская губернская строительная комиссия 19 апреля 1877 г. с выдачей храмозданной грамоты от 30 апреля того же года. В 1882 г. по сему плану с разрешения Томской Духовной Консистории церковь была построена Его Преосвященством Петром, Епископом Томским и Семипалатинским и разных орденов Кавалером, а также старанием войскового хозяйственного управления и при участии прихожан. Она представляла собой четыре отдельных сруба, построенных на одном основании: церковь, алтарь, притвор и колокольня. В 1930-ые годы здание церкви было обезглавлено: сняты купол и колокольня с крестами, а сама церковь закрыта. В годы советской власти здесь размещалась общеобразовательная школа им. Е. Рыкова. В дальнейшем здание использовалось для других нужд.
В 1995 г. по чертежам, хранящимся в музее, жителем г. Усть-Каменогорска С. Барковым изготовлен макет церкви Покрова Пресвятой Богородицы, демонстрируемой сегодня на выставке.
Осерчева О.Н.
Рудный Алтай, 7 декабря 1996 г.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|