С любовью и тревогой
Усть-Каменогорск - удивительное творение человеческих рук - мое устойчивое, прочное, неизменное пристрастие. Надеюсь, что я не оригинален в этом. Огромное количество людей, исчисляемое миллионами, преодолевают различные расстояния, в большинстве своем не за тем, чтобы любоваться чудесами природы. Их больше привлекают города - ярчайшие проявления созидательной силы. человека. Привлекает красота рукотворная. В этом чуде рукотворности и затаилась, видимо, особая притягательность города. Мне повезло видеть множество несхожих городских обликов, радоваться встрече, познанию. Любоваться ими, рассматривать вообще, отдельные уголки, строения.
Трудно теперь объяснить истоки этой привязанности, вспомнить, когда и почему она возникла: верно одно, очень рано, и чем дальше, тем больше и больше. Острее и острее, стал я чувствовать и понимать, что дом - не просто строение, он - след человека, его душа, отголосок, памятник ему, наконец.
Еще недавно Усть-Каменогорск имел разнообразие домов и домишек, их хитросплетение, неповторимые детали, ограды, крыльца. Все это воспринималось как чудо, как дивная сказка. Сердце наполнялось чувством радости и гордости тем, что такое создано и существует, что это досталось нам, и мы можем любоваться им вдоволь и бесконечно. Каждый уголок города щедро дарил свое, неповторимое, единственное, делился им, призывал к собеседованию, учил, обогащал, насыщал.
Желание выразить свою любовь появилось во мне позднее. Вероятно, с отчаяния, когда в одночасье обнаружил, что все, чем я любовался и с чем дружил долгие годы, вдруг стало стремительно исчезать. Так, стремительно и нервозно, второпях, я лихорадочно фотографировал дорогие, погибающие на глазах черты родного города, как будто подвергнувшегося нападению иноземных воителей, поставивших себе целью выхолостить последние следы культуры из некогда великого народа. Я, в силу разных обстоятельств, явно не успевал, и, видимо, производил впечатление пассажира, догоняющего уходящий поезд.
В жизни каждого человека случается так, живешь и живешь. Живешь в полной уверенности, что у тебя есть прочный, надежный старинный друг. Видишься с ним не часто, и даже вовсе не видишься. Однако сознание, что он есть, вызывает чувство прочности и надежности. Эта уверенность быть понятым и поддержанным в случае крайней нужды уже сама по себе придает тебе силы. Нужда наступает, ты отправляешься к заветной цели. Дверь открывают, и... ты узнаешь, что твоего друга уже нет. Он умер...
Когда прошлой осенью я, прогуливаясь по городу, забрел к Речному вокзалу, где, как я полагал, находился остаток бывшего Соляного переулка, а главное - прекрасный особняк Коровина, (т. н. "дом с мезонином"), увидел одетые в багрец и золото деревья, крыши домишек переулка. Но дома не было. Произошедшее было ударом. Ударом жестоким. Теперь на месте уничтоженного стоит автозаправочная станция, уродующая облик набережной Иртыша. Она вызывает лишь одно желание: поскорее пройти мимо, не глядя, так как взор остановить не на чем.
Неизменных, точнее, не изменяющихся городов нет и быть не может - жизнь берет свое. Все города достраиваются, бывают, они уничтожаются. Их уничтожает время, стихийные бедствия, их стирают с лица земли войны.
Усть-Каменогорск как эстетическое, художественное и историческое достояние почти уничтожен нами самими, нашими руками. В мире не существует аналога подобного обращения с самими собой, со своей историей и культурой, за исключением Монголии и Китая, подобно России, ставших жертвами большевизма.
Сегодня на площади разросшегося города, в несколько раз превышающей его размеры в дореволюционный период - то, что определяло его неповторимый облик, то, что мы подразумеваем, когда говорим "Усть-Каменогорск", - составляет меньше одного процента всей территории. Но и оставшиеся доли процента - золотые крупицы усть-каменогорского, настоящего, бесценного - утонули в нагромождениях громоздких коробок, втиснутых с упорством, достойным лучшего применения и без всякой на то надобности в эту ничтожно малую толику усть-каменогорских красот.
Сначала новое и безликое (а тот факт, что среди "совковых" сооружений нет ни одного архитектурного произведения оспаривать невозможно) нахально и неуважительно задавило чудесные ансамбли былой красоты. Затем, обнаглев, оно бесцеремонно стало уничтожать, поглощать эту красоту. И безликое новое поглотило подлинный Усть-Каменогорск до такой степени, что его фактически не осталось!
Одной из причин трагедии явились так называемые "красные линии". Если, допустим, черным цветом изобразить очертания существующей планировки города, а красным -проекты его перестройки, как правило, черные линии и красные не совпадают. Практически это означает, что все отмеченное черным цветом и не совпадающее с красным, подлежит уничтожению.
В случае с Усть-Каменогорском, наиболее болезненной для города стала "красная линия" проспекта Победы, так и не достроенного пока. Линия сгубила старый город, как стрела, пронзив его в самое сердце. В силу разных причин идейные проекты прошедших десятилетий в большинстве своем не нашли своего осуществления. Жилищное строительство отодвинуло архитектуру на задворки, а затем и само угасло.
Но "красные линии", несмотря ни на что, оказались живучими, как вечные сине-зеленые водоросли, загубившие жизнь многих волжских и днепровских сооружений. В этой неопределенной ситуации они продолжают свою пагубную для города жизнь, намерены продолжать и завтра. До тех пор, видимо, пока останется хоть что-то, что они обрекли на заклание.
До сей поры остается под угрозой сноса в зоне будущего проспекта Победы одно из лучших зданий Усть-Каменогорска - дом Кожевникова, построенный в 1914 году, и более известный как бывшая библиотека им. А. С. Пушкина по ул. Тохтарова (на снимке).
Невозможно ошибиться в оценке этого здания? как одного из наиболее поэтичных в городе, кстати, памятника архитектуры, хотя само по себе это словосочетание - "памятник архитектуры" - невольно делает творения архитектуры прошлого чем-то отжившим, ушедшим, умершим. А может быть не только "невольно делает", а как бы фиксирует наше отношение к ним. Почему мы не употребляем слово "памятник" по отношению к произведениям литературы, живописи, музыки?
Все прекрасно понимают, что эти шедевры и сейчас принадлежат нам, живущим, что они участвуют в вашей повседневной жизни, составляют ее неотъемлемую частицу.
Сомнительна вообще правомерность деления на "памятники" и "не памятники". Кто установит границу между ними? Мне кажется, что сегодня надо охранять все, что осталось от старого Усть-Каменогорска, все уцелевшие его уголки, а не одни "памятники".
Нетрудно представить, например, что произойдет с Невским проспектом в Санкт-Петербурге, если произойдет переустройство по принципу "ценно - не ценно". Разрешений на слом будет немало. "Памятники" обильно "разбавят" коробками обычной и улучшенной планировки, включая и блочные коробки... и Невского уже не будет, как нет теперь Усть-Каменогорска исторического, как цельного ансамбля.
Усть-Каменогорскую красоту атакуют. Атакуют мощно, решительно, с напором. Нужд много: новые административные, торговые и другие заведения, особенно АЗС - настоящий бич времени. За каждым "надо" мощный покровитель, мощный защитник интересов, эгоистичный и безжалостный, ничего, кроме своих нужд, планов не видящий, только свои интересы отстаивающий.
И лишь Красота беззащитна. У Красоты нет своего ведомства защиты, способного на равных противостоять атакующим. Нет Глав Красоты. Она, как росток хрупкого растения, закатываемого асфальтом, борется за свою жизнь сама.
Поломать Красоту легко. "Ломать - не строить" - определил народ. Создать трудно. Она многодельна. Она требует таланта, времени, прилежания. Красота не имеет цены, и это воодушевляет многих переустроителей. Она бесценна и неповторима. Не случайно в музейных реестрах возле наиболее выдающихся произведений искусства в графе «цена» проставлено «нет цены».
И другого подхода к Красоте быть не может. Иначе – рынок. А красота не предмет рынка. Но без красоты нельзя. Без нее не имеют смысла ни квадратные метры жилья, ни широкие проспекты, ни магазины, ни кафе и рестораны и др. Без Красоты они - ничто - лишь средство существования. Жалкого существования. Бездуховного.
Это тревожит людей. Они не просто хотят существовать. Жажда духовной жизни - основное преимущество человека перед всем живым - неистребима. Поэтому на защиту погибающей и уничтожающейся Красоты выходит общественность. И лишь на собраниях архитекторов ни слово "красота", ни его синонимы почти не возникают.
Неспокойно на сердце, когда раздаются из авторитетных уст слова - вроде этого:"излишняя сохранность среды может вступить в конфликт с жизнью города, и поэтому снос неизбежен".
Тревожно при мысли, что "красные линии" еще существуют и их намерены осуществлять. Тревожно, когда все это выдается за заботу об архитектурном облике города. Мне стыдно за этих людей! Я не верю им!
Ситуация может измениться лишь тогда, когда те, в чьих руках находится судьба Усть-Каменогорска и кому удобнее сейчас расценивать "глас народа" как ненужные эмоциональные всплески, наконец поймут, что здравый смысл и талант, а не ведомственные амбиции должны вершить судьбу нашего города, чтобы он мог залечить свои раны.
Пока этого не произошло. Отсюда тревога, и потому, когда я иногда просыпаюсь ночью, мне слышится скрежет бульдозера.
Михаил ЛАРИОНОВ
«7 дней», 27 сентября 2002.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|