Юрьев день
Святой Георгий Победоносец родился в христианской семье в Каппадокии. Поступив на воинскую службу в римское войско, он был замечен императором Диоклетианом и принят в его стражу. В последние годы своего правления император усилил гонения на христиан. Юноша, узнав о злодеяниях императора, явился в Сенат, где открыто выступил против Диоклетиана, объявил себя христианином и призвал всех принять веру во Христа. Ошеломленный император вначале попытался уговорить Георгия отступиться от своей веры, но, получив решительный отказ, приказал подвергнуть его страшным пыткам. Тот перенес все мучения и чудом остался жив. Тогда Диоклетиан предал его казни. Это было 23 апреля (старого стиля) 303 года. Подвижник скончался, когда ему не было и тридцати лет.
Одним из многих чудес, совершенных святым Георгием, было уничтожение змея, жившего в озере близ г. Бейрута и пожиравшего местных жителей.
С глубокой древности великомученик Георгий пользуется большим уважением всего христианского мира. У наших предков он известен под многими народными именами: Ягория, Ёгория Храброго, Юрия, Георга, Юрья. Древние русские видели в этом угоднике особенного представителя и хранителя земли русской и почитали его героем-полубогом. День святого Георгия известен в народе под именем Юрьева дня. Нередко народ называет святого Георгия Водоносом, т. к. в этот день принято совершать хождения для водосвятия на источники и реки. Вода, освященная в этот день, имеет весьма благотворное значение для произрастания полей. По своему значению этот день может быть назван великим церковно-народным праздником, особенно важным в земледельческом и пастушеском быту наших предков.
Практически на всей территории России к Юрьеву дню был приурочен первый выгон скота в поле, который воспринимался, как большой праздник и соответственным образом обставляется различными действиями, обрядами, песнями и приговорами. Скотину выгоняли в поле вербой, срезанной в вербное воскресение. В поле выносили стол, на стол ставили икону и священнослужители служили молебен. Пастухов одаривали, кормили мирской яичницей. А проспавших пастухов окатывали водой, чтобы все лето не дремали, в этот же день пекли обрядовое печенье в виде "коровок", «лошадок", а из глины лепили детские игрушки в виде домашних животных. Крестьяне верили, что Егорий сам, невидимо для людей, выезжает в поле на своем белом коне и пасет скот, охраняя его от диких зверей.
Особенное раздолье в этот день было малым ребятишкам. С самого раннего утра они ходили по домам, кликали Егория, а за это получали самые разные гостинцы. И плохо было той хозяйке, того дома, где ребятишкам ничего не подавали.
В этот день совершали обряды, связанные с заботой о лошадях. Например, их мыли, купали, кормили крестами, испеченными в Крещенье; гладили лошадь по голове яйцом и приговаривали: «Как яичко гладко и кругло, так и, лошадушка моя , будь кругла и сыта».
Григорий воспринимался не только заступником скота, но и хозяином лесных зверей. Широко бытовало поверье: «На Юрия святой Егорий разъезжает по лесам на белом коне и раздает зверям наказы; всяк зверь у Егория под рукой».
Большую роль в день Св. Георгия играла утренняя роса, которая так и называлась — «Юрьева роса». Простой люд видел в этой росе особенное целебное средство против всякого рода болезней.
Кроме того, в некоторых местах на Руси - Св. Георгия почитают покровителем невест, и поэтому в день его памяти девицы ходят разубранными и молятся самому угоднику о даровании им женихов. Наконец, в сельскохозяйственном быту с днем Святого Георгия связано немалое число примет и наблюдений, по которым гадают об урожае и погоде. С днём шестого мая связывался также прилет ласточек, начинали прислушиваться и к голосу кукушки. «Кукушка до Егория — к неурожаю и падежу скота". «При первой кукушке брякни деньгами, чтобы водились". С весеннего Юрья совершались сделки и наймы, открывался сезон девичьих хороводов.
О особой значимости Святого Георгия в ряду прочих святых говорит и тот факт, что именно он, а не кто-либо другой изображался на государственном гербе России. Именно его изображение чеканилось на московской монете.
Нина Крутова.
«Рудный Алтай»,
май 1998 г.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|