СЛОВО НА РОЖДЕСТВО
ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Приснодева превыше всех святых, как по той причине, что сделалась Матерью Богочеловека, так и по той причине, что она была самой постоянной, самой внимательной слушательницей и исполнительницей учения, возвещенного Богочеловеком.
Священник Игнатий. (Брянчанников).
Богородица на Руси не просто христианская святая. Она воспринималась как Богиня, Богоматерь, покровительница всего сущего, всех земных и человеческих пределов, животного и растительного мира, природных стихий. Недаром в быту к ней обращались "владычица", "царица небесная", "заступница". В переводе с еврейского Мария означает "возвышенная", "превознесенная". Православная церковь не один раз в году отмечает праздник, связанный с земной жизнью Богоматери. И один из главнейших - Рождество Богородицы, который приходится на 21 сентября. Этот праздник отмечается церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день родилась Дева Мария, которой суждено было стать матерью Иисуса Христа.
Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете в семье праведных Иоакима и Анны. Святой Иоаким был потомком царя Давида, которому Бог обещал, что от его семени родится Спаситель мира. Супруги жили в Назарете. Они не имели детей, а это считалось у евреев наказанием божьим за грехи. Часто им приходилось терпеть несправедливое отношение к себе. И однажды, в отчаянии Иоаким решил не возвращаться домой, а поселиться в пустынном месте. Святая Анна, узнав об этом, стала в посте и молитве просить Бога о даровании им ребенка. Супруги не теряли надежду, твердо веря, что Бог все может. Мало того, они дали обет посвятить свое дитя Богу для служения в храме. Господь исполнил их просьбу. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом и у них родится дочь Мария. Как и было обещано родителями, она была посвящена Богу и торжественно введена в храм Иерусалимский для воспитания. Родители Марии дожили до преклонных лет. Святой Иоаким скончался в 80-летнем возрасте, Анна через два года после него, 70-ти лет.
В народе праздник Рождества Богородицы называют Госпожинками или Оспожинками. Нередко его именуют Аспожка, Спасова или Аспасова дня. В этих наименованиях смешалось троякое производство: Спас, Госпожа и Пожни, то есть после жатвы.
Оспожники - это праздник урожая, когда сбор овощей в разгаре. Именно с этого дня женщины убирали лук. Оспожники справляли иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. Все ходили друг к другу в гости, столы ломились от осенних даров - «Осенью и у воробья пир" Обязательным считалось приглашение молодых к родителям для установления и скрепления добрых, милых отношений между семьями сватов и между невестой и родителями мужа. В этот день был обычай - обновлять в избах огонь - старый гасили, а новый возжигали.
Сентябрь - начало осени. Сегодня это девятый месяц в году, а у римлян он был седьмым, отчего и получил свое название (от septem) . В старину славяно-русским названием месяца был - хмурень, ревун, зоревник. Много печалей приносит сентябрь любителям жаркого лета, но наверно не зря говорили в народе - «Холоден сентябрь, да сыт", "Холоден батюшка - сентябрь, да кормить горазд".
По началу осени люди определяли, что им ждать от предстоящей зимы. Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают" - будет стоять хорошая осень. Пока лист с вишен не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит. Гром в сентябре предвещает теплую осень. Много желудей на дубе - к лютой зиме, много снега будет перед Рождеством. Теплая осень - к долгой зиме.
Нина Крутова, «Рудный Алтай», 28 июня 1998 г.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|