Крещение, Богоявление, Водокрещение, Иордань- это различные названия одного и того же великого православного праздника. Он отмечается 19 января, в середине долгой и суровой зимы, в пору, которая звалась в старину глухозимьем.
Крещение Господне – один из важнейших моментов земной жизни Иисуса Христа. Когда настало время для его выступления, он оставил уединенный Назарет и явился на берег Иордана. Там Иоанн Предтеча совершил в это время крещение. К нему же пришел принять крещение и сам Спаситель. В Евангелие от Марка об этом говорится так: « И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: « Ты, Сын Мой возлюбленный, в котором мое Благоволение».
Крещение Господа Иисуса Христа показало миру Святую Троицу: Бог- отец сказал о Сыне Своем, крестившемся в Иордане – Дух Святой явился в виде голубя. Поэтому и наш праздник Крещения Господня называется днем Богоявления.
По церковному календарю Крещение близко к Рождеству Христову. Эти праздники отделены друг от друга 11 днями. 10 из них относятся к святкам – времени в народном быту веселом и праздничном. Последний день перед Крещением принято проводить, как и в канун Рождества, в строгом посте и воздержании. Это день называется Крещенским, или вторым Сочельником. В этот день также не полагается есть до первой звезды – когда вкушается сочиво: распаренные сушеные фрукты, ягоды с медом или с сахаром.
По традиции накануне Крещения крестьяне выполняли ряд действий, которые призваны были способствовать будущему урожаю, здоровью, благополучию.
В Крещенский сочельник ели блины, чтобы в этот год был хороший урожай хлеба. Под Крещенье кормили хлебом скот, поверху которого рисовали крест. Собирали снег – он хорош для умывания. Накануне хозяин или хозяйка мелом или углем рисовали кресты на окнах, дверях и ставнях, чтобы избавиться от нечисти.
Однако главным событием было, конечно, водосвятие, когда великое множество людей с сосудами в руках направлялись к церкви. Крещенская вода всегда почиталась верующими как великая святыня, укрепляющая дух и тело, исцеляющая от многих болезней…. Эту воду пили, ею окропляли жилища, святые иконы. Недаром в старинных церковных книгах эта вода зовется «великой агизмой», что в переводе с греческого означает «великая святыня».
Освящение воды накануне праздника совершается в храмах, а в самый день, если это возможно, на реках. В России к этому дню устраивали так называемую «Иордань», то есть прорубали во льду прорубь и около нее делали крест, стол, а иногда даже маленький храм изо льда. Несмотря на «крещенские» морозы, многие окунались в воду «Иордани». Верили и в то, что сама прорубь и место вокруг нее обладают чудесной силой. Так, после водосвятия втыкали в прорубь палку, чтобы голуби и пчелы плодились.
Традиционно тогда же устраивали и смотрины будущих невест. Наряженные девушки выстраивались около «Иордани» или на берегу, а парни выглядывали себе невест. Одна из выбранных демонстрировала наряды девушек, а женихи судили об их умении шить, вышивать.
Накануне и в вечер самого праздника любили гадать: на хороший урожай, приплод скота, благополучие в доме, на женихов. И как тысячу лет назад, на святках гадают люди. Все желают знать, что будет завтра. Наиболее распространенными считаются следующие способы.
Берут несколько луковиц, замечают каждую из них, и садят в землю. Чья луковица раньше всех даст росток, та девушка раньше всех выйдет замуж. Снимают с ноги башмак, бросают, не глядя, за ворота. Куда носком он повернулся, с той стороны ждать и суженого. Связывают хвостами вместе курицу и петуха, сажают под решето и наблюдают, которая из птиц потянет за собой другую. Если петух, то муж будет очень строго держать жену свою, а если курица потащит петуха, то жена будет начальствовать над мужем.
В это время обычно начинались крещенские морозы. И наблюдательный крестьянинский глаз давно подметил: если в Крещение в полдень синие облака - к урожаю. Коли на Крещение собаки много лают, будет много зверя и дичи. Пасмурное небо, снег и большой иней в этот день предвещают плодородный год.… На Богоявление снег хлопьями – к урожаю, ясный день – к неурожаю.
Нина Крутова. «Рудный Алтай»
1998, 17 января.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|