"Движение старообрядцев - самое значительное религиозное движение в истории русского народа, которое, не покорившись воле епископата и государства, на века оторвалось от церкви, еще патриаршей, и образовало свои особые, независимые общины..."
Сергей Зеньковский.
Они явились собирателями, хранителями и пропагандистами традиционной средневековой русской культуры. Выдержав испытание временем, сегодня старообрядчество развивается несмотря на все потрясения, которые пришлось вынести ему на протяжении столетий. И как доказательство этих слов - существование в г. Усть-Каменогорске (ул. Пограничная) храма русской православной старообрядческой общины во имя Покрова Пресвятой Богородицы. С 1990г. в храме служит отец Глеб, благочинный по Казахстанской Епархии и Киргизии, попал в Усть-Каменогорск по распоряжению Новосибирской епархии.
Усть-Каменогорская старообрядческая община входит в Новосибирскую епархию, во главе которой стоит епископ Силуан, которая, в свою очередь, подчиняется митрополиту Алимпию Московскому и всея Руси.
При входе в храм вы видите обилие икон, с которых на вас строго смотрят глаза Христа, Богоматери, святых угодников. Икона словно раскрывает предстоящему свои объятия, приглашая к диалогу открытому и доверительному, лицом к лицу. Перед таким взором невозможно солгать. Старообрядческие иконы - это не совсем то, что мы привыкли видеть сегодня в храмах. Дело в том, что старообрядческая иконопись древнерусского или византийского письма в выдержанном церковном стиле: ни одной живописной картинки. Подлинно - иконопись, а не живопись.
Большая часть икон в храме является даром жителей села Старая Некрасовка Одесской области. Это территория Украины, что и наложило свой отпечаток на святые образа. Так нимб на иконе с изображением Николая Чудотворца богато украшен орнаментом в виде пышных цветов. Интересна легенда приобретения Царских врат, которые были найдены в с.Старая Некрасовка на чердаке дома в плачевном состоянии. С большим трудом усть-каменогорским староверам удалось убедить старонекрасовцев подарить им эти Царские врата.
На иконах, хоругвях, церковном куполе кресты исключительно восьмиконечные, четырехконечные нигде не заметите, кроме как на облачениях священника.
Богослужение старообрядческое своеобразное, отличающее его от всех других церквей. Во время службы в старообрядческом храме создается впечатление, что ты перенесся во времени по меньшей мере лет на 150-200 назад. Тут все иное, особенное, чем в других исповеданиях. В центре храма в парчовом одеянии лицом к алтарю - священник. По обе стороны от него прихожане. Причем мужчины справа, а женщины слева. Все одеты в традиционную старообрядческую одежду. Мужчины в темных молельных кафтанах, которые можно увидеть сегодня только здесь да еще, пожалуй, в музее. Женщины в темных длинных сарафанах и черных платках, повязанных под подбородком, руки сложены на груди. Все молящиеся стоят рядами, молятся сообща: одновременно крестятся, кланяются. Служба идет долго, по 4-5 часов и только в крайнем случае можно присесть на лавку или выйти на улицу. В руках у молящихся подручники и лестовки. Подручник используется во время земных поклонов, так называемые "метания", когда руками и лбом нужно касаться земли. Он небольшого размера (30х20 см) и сшит из кусочков разноцветной ткани с петелькой для подвешивания, А лестовка - это своеобразные старообрядческие четки, которые верующий перебирает во время молитвы. Во время молитвы каждый ограждает себя двуперстным крестным знамением истово, а не как попало, иначе сосед заметит: "Что ты болтаешь рукой, как никониан". В старообрядческом храме обязательно два клироса, где поет церковный хор. Именно в старообрядчестве до сегодняшнего дня сохранилось древнерусское церковное пение. Пение это унисонное, т. е. однотонное. Идеал такого пения - единодушная слаженность, создается впечатление, что поет один человек.
Поговорив с отцом Глебом, я узнала, что и сегодня старообрядческая община не живет без проблем. Но хлопоты эти приятные. Не так давно была открыта старообрядческая церковь в селе Бобровка. Мало того, по решению городской администрации еще в 1996 г. участок земли на берегу Иртыша рядом с Братской могилой борцов за установление Советской власти в крае был сдан под строительство старообрядческой часовни и церкви. Строительство планируется начать весной 2001 г. А во дворе храма начато строительство воскресной школы.
Всех желающих, кого заинтересовал этот уголок старины в нашем городе, областной этнографический музей приглашает на экскурсию в старообрядческий храм. Отец Глеб любезно дал разрешение на такие посещения.
Нина КРУТОВА
«Рудный Алтай», 3 марта 2001 г.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|