В этнографическом музее проходит выставка одной иконы. Это образ «Страшный суд» — один из самых почитаемых в Русской Православной церкви. Икона XVIII—XIX вв. принадлежит Шемонаихинскому музею и в порядке культурного обмена будет экспонироваться в Усть-Каменогорске до первого января 1997 года. Она своего рода зеркальное отражение мировоззрений ранней эпохи христианства. впрочем, для верующих она по-прежнему имеет непреходящее значение. Людям современным, думается, небезынтересно будет узнать об истории возникновения этого сюжета и его основных «действующих лицах».
Проблема жизни и смерти, посмертного воздаяния — одна из центральных и христианстве. Русский богослов Г. Федотов считает, что «здесь сходятся концы с началами, здесь обнажается сокровенный нерв всякой религиозности».
Основой представления о конце света для христиан был «Апокалипсис» Иоанна Богослова. Иллюстрации «Апокалипсиса» известны в Европе с Х в. Свое понимание судеб человечества византийские мастера отразили в образах Страшного суда.
Эта тема была обязательным аргументом в проповедях христианских миссионеров в эпоху распространения новой религии. Она была центральной в знаменитой «Речи философа» — труде греческого священника, - который объяснял князю Владимиру, еще язычнику, основы православия. Как говорится в «Повести временных лет», в кульминационный момент рассказа грек развернул перед русским князем шитую пелену с изображением конца света. Он указал Владимиру праведников, в веселии идущих в рай, и грешников, влекомых в муку вечную. Таким образом, изображение Страшного суда — один из первых сюжетов православного искусства, появившихся на Руси.
В его основе лежит «Житие Василия Нового» — византийский литературный памятник Х в. Ученик Василия и составитель его жития монах Григорий удостоился видеть Страшный суд. В соответствии с его описанием Христос здесь представлен вновь явившимся на землю. Но уже не в образе человека, как грозный и справедливый судия. Его престол окружен ангелами. По трубному гласу на последний суд встают умершие, которых отдают земля и вода. Ад представлен в виде огненной бездны или двухголового зверя, жадно раскрывшего зубастую пасть. Традиционно в этой геене огненной представлен Сатана с душой Иуды, которую он держит на руках.
Считалось, что мучения грешников в аду прекращаются с четверга Страстной недели до Троицы, так что даже самые пропащие души приобщаются к Божественной милости и любви.
Подобный сюжет иконы, представленной на выставке единственный в области. В верхних ее углах фигуры двух трубящих ангелов, которые сзывают живых и мертвых на «страшный суд». Вверху в мандорле бог-отец Саваоф в ореоле серафимов. Вокруг облака и ангелы. В центре Иисус Христос на престоле. Одной рукой благословляет, в другой — открытая книга с текстом. Благословляет двуперстно. Престол вычурный, богато украшен, резной. Одежды Спасителя также богато украшены.
От мандорлы, покоящейся на облаках, отходят четыре угла ромба, в которых изображения четырех евангелистов. Над ними лики святых архангелов. Слева и справа от Иисуса Христа предстоящие Богоматерь и Иоанн Креститель. Христу предстоят (слева от молящихся) — лики святых мучеников и великомучеников, святых (справа) жен-мучениц и праведных. Ниже лики святых преподобных, святителей, апостолов и диаконов. Под ними крест с орудиями страстей (копье, трость), четыре престола с открытыми книгами, куда вписаны деяния людей, припавшие к кресту Адам и Ева — виновники грехопадения человека. Небесное и земное отделены облаками. В нижней части в центре — река Огненная, отделяющая ад от рая.
Слева от молящихся — рай. Врата в него охраняются херувимом. Ниже шествие святых в рай: архангелы, Богоматерь, Мария, Исаак, Матфей и т. д. Справа — ад. Вверху сцена — святые ангелы господни поражают грешных.
Образ «Страшный суд» обычно помещался на северном левом столпе, иногда на задней стене храма. Подобные изображения находились в главнейших соборах Руси — Московском Успенском, в Софии Новгородской.
Для современников А. Рулева Страшный суд казался неизбежным завершением всей истории человечеств. В близком его наступлении никто не сомневался. Но что ожидает людей в час «светопреставления»? Византийцы яркими красками рисовали картину людских мучений, гнев судий, суровое возмездие за грехи людей, весь ужас содрогающегося человека. Эти картины придавали назидательный смысл живописному повествованию.
Время от времени ожидание Страшного суда на Руси обострялось. Особенно напряженным было оно во второй половине XV в. Считалось, что конец света наступит через семь тысяч лет после сотворения мира. По подсчетам, он приходился на 1492 год. Вера в это грядущее событие была столь непреложна, что даже пасхалии — специальные указания о праздновании Пасхи на каждый год — были рассчитаны только до 1492 года. В дальнейших расчетах не видели смысла.
Однако в апокрифических сказаниях, особенно в «Хождении Богоматери по мукам» (апокриф, переведенный в XII в. с греческого языка дает о себе знать надежда людей на милость судии, его снисходительность к слабостям человека, ожидание праведниками вечного блаженства.
Жулдуз Каирбекова
«Рудный Алтай», 19 ноября, 1996 г.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|