С именем генерал-майора Лихарева, основателя Усть-Каменогорской крепости, связывают Абалацкую икону Божьей Матери, служившую предметом особенного благоговения не только в Сибири, но и в губерниях, соседних с ней (Семипалатинская область). Абалацкой икона (тип Знамения) названа от села Абалак Тобольской Епархии, где в 1636 году вдове Марии, жившей в хижине на Абалауском погосте, во сне явился образ Знамения Пресвятой Богородицы с изображениями на правой стороне святителя Николая Чудотворца, а на левой — Преподобной Марии Египетской.
С иконы было сделано несколько копий, бытовавших в разных местах Сибири. Самый известный и наиболее чтимый список с иконы в дореволюционный период находился в Семипалатинском городском соборе, освященном в 1793 году в честь Знамения Божьей Матери.
Каким же образом эта копия оказалась в Семипалатинске? Вот как об этом упоминает А. Скандин, автор статьи «Святой ключ», опубликованной в историко-литературном журнале «Исторический вестник» за 1897 г. № 10. (Подшивка дореволюционных периодических изданий имеются в фондах областного этнографического музея).
Генерал-майор И. М. Лихарев, добравшись с отрядом до Тобольска, снарядил 34 дощаника и поплыл вверх по Иртышу, рассчитывая водным путем достичь большого озера Зайсан. Доплыв до Абалака (в 26 км от Тобольска), Лихарев высадился со своим отрядом и «с глубоким религиозным чувством пожелал отслужить напутственный молебен перед чтимой иконой Абалакской Божьей Матери, чтобы с ее святой помощью пуститься в опасное и дальнее плавание по совершению неизвестной ему обширной реке и глухой, дикой местности». С этой целью он просил местное духовенство принести святую икону на его суда. Просьба была выполнена.
Копия же со святой иконы была воспроизведена протодиаконом Матфеем (автор оригинала — известный сибирский иконописец XVII в.).
Начался молебен. Едва были произнесены слова: «Восставши же Мариам водни тая, иде горная... как «неожиданно для всех суда Лихарева невидимою силой снялись с якорей и без всякой человеческой помощи тихо поплыли вверх по Иртышу против быстрого течения...»
У Семипалатинска суда остановились. Лихарев приказал сдвинуть суда и продолжать плавание. Несмотря на все усилия людей, судно, на котором находилась святая икона, не двигалось с места. «Лихарев понял, что и тут сказывается воля Божия, и распорядился благоговейно поднять святую икону с судна и отнести ее в храм святого Антония и Феодосия печерских, находившийся в крепости».
Лихарев поплыл дальше, а икона осталась в крепости, сделавшись предметом поклонения не только жителей ближайших, но и отдаленных сел и деревень. На ней изображалась Богоматерь с Христом-младенцем в медальоне. С правой стороны ее святой Чудотворец Николай, с левой — Преподобная Мария Египетская. Размер: 27,0х22.0 см покрыта ризой червонного золота, корона украшена бриллиантами. Киот тяжелый, литого серебра и вызолоченный. В таком виде икона была вставлена в середину большой местной иконы по левую сторону царских ворот. На местной иконе изображены события из жизни Богоматери: Рождество, Введение во храм. Благовещение, Успение и Покров.
Иконы с изображением Абалацкой Божьей Матери и надписью: «Истинное изображение чудотворного образа Пресвятой Богородицы Абалацкой, в крепости Семипалатной» были изготовлены в конце ХIХ в. типографским способом в Петербурге, бытовали широко, в том числе и на территории нашего края.
Жулдуз Каирбекова
«Рудный Алтай».