Родина колоколов - Италия. Там, в этом царстве, в провинции Кампанья впервые появились они на свет, чем и объясняется их название в церковном уставе: "кампанъ". Епископ Нанский первым ввел колокола в употребление в своей епархии для богослужебных целей. Дать знать верующим или братии монастыря, что в их храме в данный момент начнется общественная молитва, пригласить, позвать их на эту молитву.
На Руси привозные колокола получают распространение в XI в., сначала в Новгороде, затем в Киеве, во Владимире, в Полоцке. До колоколов употреблялись "била" и "клепала".
"Било" - снаряд, производивший звук посредством удара палки о палку - "кол о кол", откуда, вероятно, и название - колокол. "Клепало" - железная полоса в виде полукруга или коромысла, повешенная на цепи или веревке. Звук получался при ударе в него железным молотком или другим каким-либо предметом.
Первоначально колокола вешали на шатровых верхах церкви. Потом появились колокольни. Уже в XVI в. был отлит колокол в три тысячи пудов(4914т). Большие колокола носили особые наименования. Русские названия указывали на происхождение ("Немчин", "Годунов") или на форму «Корноухий». Звук воспроизводили раскачиванием "языка" (в православных церквах), или раскачиванием самого колокола (на Западе).
Были звоны московские, ростовские, отличавшиеся особой гармоничностью. Над его устройством трудился митрополит Иона Сысоевич. Известны его слова: "На моем дворишке льют колоколишки, и дивятся людишки". Колокольному звону верующими приписывались и магические способности отгонять "нечистую силу", "болезни", "сокрушать молнии".
Основателем первого в России колокольного завода был Никита Бакулев, крестьянин деревни Бакулинской, находящейся в нескольких километрах от г. Слабодского Вятской губернии. Основан завод был в первой половине XVIII в. в царствование императрицы Анны Иоановны.
Колокола, отлитые Н. Бакулевым и его наследниками, часто в дореволюционное время встречались во многих городах России, в том числе в г. Семипалатинске (два звона).
На готовых колоколах свыше трех пудов всегда имелись отлитые изображения святых икон - Николая Чудотворца, Спасителя, Богоматери и др.
Иногда колокола настраивали. На Нижегородской выставке 1896 г. в колокольном павильоне товарищества Гатчинского завода Лаврова установлен был звон, подобранный по камерному. В состав звона входили 12 колоколов, из которых самый большой весил 12 пудов. На этом звоне, при помощи особого механизма в виде клавишей, можно было исполнить некоторые музыкальные пьесы. На клавишах имелись цифры, благодаря которым пьесы могли исполняться по особо составленным нотам.
В описи церковного имущества Покровского собора г.Усть-Каменогорска, составленной 1 декабря 1917 хранящейся в Государственном архиве нашей области, отмечено, что в соборе имелось девять колоколов, из которых самый большой весил 162 пуда 35 фунтов (2659кг), а самый маленький - 32 фунта (13кг).
Два колокола, отлитые на заводе торгового дома Петра Ивановича и сыновей в г. Тюмени в начале XX в.(1908 г.; 1911 г.) весом 1 пуд 26 фунтов (около 27 кг) и 3 пуда 14 фунтов (около 54 кг), были переданы из фондов областного этнографического музея в Троицкий храм г. Усть-Каменогорска.
Жулдуз Каирбекова
«Рудный Алтай», 6 февраля 1999 г.