Казачество - собирательное определение от тюркского слова "казак" или устаревшего "козак". Ряд исследователей считает, что оно произошло от монгольского «ко» - броня и "зах" - граница. Это слово вошло в славянский, а позже в русский язык как название вольного человека, лично свободного, не связанного крепостными повинностями, удальца и, наконец, конного воина.
Известный российский историк Василий Ключевский так писал о происхождении казачества: "Казачество составляло слой русского общества, некогда распространённый по всей Руси. Казаками назвали людей без определенных занятий и постоянного места жительства. Таково было первоначальное общее значение казака. Позднее этому бродячему, бездомному классу в Московской Руси было присвоено звание гулящих людей, или вольницы. Особенно благоприятную почву для развития нашёл этот люд в южных краях России, смежных со степью, условия которой сообщили ему особый характер".
Отстаивая места поселения, эти люди, объединённые в вольные казачьи общины, воевали с татарами Крыма, с местными кочевниками. Тесные контакты с тюркскими народами оказали большое влияние на военную организацию казаков, проявляясь во многих чертах их бытового уклада, сказывались на языке и, разумеется, внешнем облике. У казаков никогда не было духовного геноцида по отношению к соседям. Наоборот, они охотно принимали иные обычаи, одежду, оружие, тактику и приёмы борьбы. Казачество, с этой точки зрения, наиболее совершенная форма межэтнических контактов.
Образование Сибирского казачьего линейного войска связано с присоединением Верхнего Прииртышья к России. Строительство Омской, Железинской, Ямышевской, Семипалатинской и Усть-Каменогорской крепостей положило начало Иртышской линии. К этому же времени относится и начало горного промысла на Алтае, когда в 1726 году А. Демидов получил разрешение правительства на проведение здесь горных работ. Завершился процесс формирования в 1808 году. Регулярные войска были выведены, а охрану целиком возложили на казаков. Порядок службы был следующий: 18-летний казак принимал присягу и каждую зиму являлся на четыре семидневных учения. С 20-ти лет казак проводил один летний месяц на так называемых «бараках», т.е. в поле на границе. В 22 года он уходил на действительную службу, где служил три года, затем два года были льготы - .казак находился дома, занимался сельским хозяйством. Затем опять три года службы. И так далее, «доколе в силах».
Сибирское казачье линейное войско во второй половине XIX века состояло из 12 полков. Восьмой полк был дислоцирован в Семипалатинске, 9-ый - в Усть-Каменогорске. В военное время каждый полк выставлял 600 сабель, в мирное время в два раза меньше. При продвижении в Среднюю Азию от Сибирского войска отпочковалось Семиреченское казачье войско, когда путём жеребьёвки несколько десятков семей 8-го и 9-го полков были переселены в Семиречье. Ими были основаны станица Депсинская (ныне Урджар) и укрепление Верное (Алматы).
Женились казаки всегда до службы, иногда даже до «бараков». Казачьи семьи были большими, главой семейства - старший по возрасту. Дети до отделения от семьи не имели никаких прав и здесь царила поистине военная дисциплина.
Особым почётом и уважением пользовались казаки в урядничих чинах и с медалями. Простой знак за отличную службу, призовые часы, похвальный лист высоко ценились в казачьей среде. Казак, имевший нашивки на погонах, знаки за отличную службу, джигитовку, пользовался столь высоким уважением, что это могло заменить богатство и придать вес при сватовстве даже к самой красивой и богатой девушке станицы. Считалось, что казачье семейное счастье определялось не зажиточностью, а казачьей службой. В казачьих семьях сохранился обычай, известный по летописям как обряд посвящения мальчика-князя в воины. Исполнится казачонку год, подрежут ему волосы и несут в церковь. Около церкви посадят на коня и обведут вокруг здания. По поведению малыша гадали о будущей судьбе: схватится за гриву - выйдет добрый казак, будет жить; заплачет, попытается слезть - быть убитому. Отец нёс сына к Святому Причастию, а после, у дверей храма крёстный надевал на ребёнка портупею, и сам с шашкой шёл впереди. Начиналось воспитание воина. В семь лет казачонка стригли в «скобку», и он шёл к первой исповеди. Вечером братья осматривали его постель, выбрасывали подушки, тюфяк, если находили их слишком мягкими, одеяло, если оно было слишком тёплым: «Ты, брат, уже не ребёнок, а считай полказака!».
В казачьих войсках было введено обязательное обучение грамоте. Находилось казачье училище и в Усть-Каменогорске, где подросткам давали физическое развитие, прививали казачий дух, патриотизм и монархические убеждения. Школьники имели учебные винтовки и шашки, занимались строевыми занятиями, гимнастикой и другой военной подготовкой.
Особенно среди казаков было развито чувство товарищества. Это была самая заметная черта характера. Именно среди казаков родилась поговорка - сам погибай, а товарища выручай. Жизнь, полная опасностей, вырабатывала людей с сильным характером, неустрашимых, выносливых, воспитывала в них находчивость, умение защищать свою жизнь, права и имущество.
Неся поголовную воинскую повинность, казаки на свои деньги покупали всё необходимое, только винтовку получали из казны. Этот закон оставался в силе до 1917 года. Благодаря такой системе формирование казачьих полков обходилось правительству необычайно дешево, и при этом оно располагало первоклассной боевой силой, всегда подготовленной, дисциплинированной. Высокие боевые качества казачьих воинских частей зависели как от прекрасного людского материала, с детства приученного к военной службе, так и от офицерского и командного состава, также состоявшего исключительно из казаков. И офицер, и рядовой вырастали вместе, в одной станице. Один получал образование и становился офицером, образование же другого составляла местная школа. Казак-офицер отлично знал психологию каждого своего подчиненного, в свою очередь, рядовые казаки верили командиру. Далеко не случайно после кампании 1812 года Наполеон заявил: "Дайте мне одних казаков, и я пройду с ними всю Европу".
Далеко не случаен и тот факт, что практически все землепроходцы и первооткрыватели земель были выходцами из казачества, начиная с Ермака. Семен Дежнев, доказавший существование пролива между Азией и Америкой, Василий Поярков, Хабаров, открывшие Дальний Восток, Владимир Атласов, обследовавший Камчатку и Курилы - все они были казаками. А такие знаменитые путешественники как Семёнов-Тяньшанский, Пржевальский, Козлов, географические заслуги которых признаны всем научным миром, пользовались помощью именно казачьих отрядов в обследовании неизвестных и неведомых азиатских областей.
Три подвига казаков: охрана рубежей, землепроходство и освоение присоединенных земель. Участие во всех войнах, которые вела Россия - вечной признательностью должны жить в сердце каждого русского человека.
Виктор Зюзь
Устинка, 19 февраля 1999 г.