Первого нюня наступает мусульманский праздник Ид аль-адха или Ид аль-курбан — праздник жертвоприношения. В странах СНГ он больше известен под тюркским названием Курбан-байрам, а у казахов — Курбан-айт. Этот праздник начинается через 70 дней после окончания 30-дневного поста в месяце рамазан и длится три-четыре дня.
Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом своего сына Исаака в жертву Богу. Мусульманская традиция на место библейского Исаака ставит Исмаила, считая его старшим сыном, а Исаак, по мусульманским представлениям, — второй сын Авраама (по-арабски — Ибрахима).
В отдельных районах Средней Азии уже за 20 дней до наступления праздника не полагается веселиться, устраивать праздничные угощения, одевать новую одежду, стричься и т. д. Активно к Курбан-байраму начинают готовиться за неделю. В эти дни наблюдается особое оживление на базаре — мусульмане запасаются продуктами для угощения. Те, кто имеют скот, специально откармливают выбранное животное к празднику — нельзя в Курбан-байрам скупиться, нужно обязательно накормить бедных и голодных. Ритуальное утешение — садака—устраивается также во избежание всевозможных несчастий и болезней в семье.
В странах СНГ, по понятным причинам, многие мусульмане заменяют заклание крупного скота взносом в мечеть, или режут мелкую живность — кур, уток, кроликов. Наиболее набожные и благочестивые мусульмане (добровольно постятся десять дней до наступления Курбан-байрама.
Праздновать день жертвоприношения начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утреннему намазу — молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, одеть новую и опрятную одежду. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утреннего намаза верующие расходятся по домам, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху.
В Курбан-байрам мусульмане посещают также кладбище, где молятся за умерших родственников. Вернувшись оттуда, приступают к жертвенному обряду. Над священной жертвой, приготовленной к закланию, мулла читает специальную молитву, в которой вспоминается жертвоприношение Ибрахима, а владелец животного в это время перерезает ему горло. Жертву можно приносить не только за живых, но и за усопших.
В Курбан-айт люди преподносят друг другу разнообразные подарки. Они должны быть экстравагантными и не очень дорогими. Если же нет возможности, то можно обойтись и без них, но это ни в коем случае не должно повлиять на нанесение взаимных визитов. В праздник жертвоприношения в каждом доме царит дух такого гостеприимства, что любой человек, переступивший порог дома, не уйдет оттуда, не отведав угощения.
Болат Еликпай
«Рудный Алтай», май 1993 г.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|