Раскольники, староверы, старообрядцы, кержаки. Речь идет о людях, выделившихся из общества в результате церковного раскола XVII века при проведении реформы по инициативе патриарха Никона.
Существует мнение, что старообрядцы угрюмые, необязательные люди. В какой-то мере с этим можно согласиться. Гонения церковной и светской власти породили у них недоверчивость. Стремление сохранить свою веру привело к какой-то обособленности.
Согнанные с насиженных мест, старообрядцы сталкивались с большими трудностями. Надо было строить жилища, обзаводиться хозяйством. Все это требовало физических усилий и коллективного труда. Это сплачивало между собой единоверцев.
В нашем крае было два региона заселения. Часть старообрядцев расселились по реке Бухтарме в горах. Их называли «каменщиками». Другая часть расселилась по линии Барнаул-Усть-Каменогорск. Эта группа получила название «поляки». Они заселяли места по рекам Ульбе, Убе и их притокам. Жизнь в Польше наложила определенный отпечаток на язык. У старообрядцев «поляков» сложился определенный диалект. Так глаголы произносятся с мягким окончанием пьють, спять, побяжал и т.п. Употреблялись слова не всегда понятные лопоть – одежда, нагдовесь – намедни и др.
Даже в наши дни у деревенских потомков прослеживается в разговоре определенный оттенок диалекта, сложившегося десятки лет тому назад.
Первые поселенцы – старообрядцы нашего края попытались устроиться на обжитые места в Верх-Убе, Секисовке, Бобровке, однако «мирские» соблазны, бытовавшие у казаков и крестьян: курение, употребление спиртного, заставили староверов обосновываться на необжитых местах «Только дьявол мог пускать дым изо рта» - говорили старики. Возможно, такая обособленность зародила стереотип старообрядцев, как угрюмых и неприветливых людей. Трудно уживались приезжие в кержацких селах. До самой середины ХХ века в таких селах как Малоубинка, Быструха, Черемшанка почти не было приезжих. А те, кто приехал в 50-60-е годы ХХ века и прожили в этих селах десятки лет всё равно считались приезжими, не местными.
Обустройство на новых местах требовало больших физических усилий и совместного труда. Строительство домов, хозяйственных построек, разработка пашни и другие работы проводились сообща – «помогами».
Родственники старались поселиться поближе друг к другу. При строительстве дома отец старался занять побольше территории, чтобы в дальнейшем построить дом для подросших сыновей. Это было нужно, чтобы дети находились под присмотром не только, когда были маленькими, но и когда подрастали, обзаводились своими семьями. Бесприкословное послушание и уважение старших было незыблемым правилом у старообрядцев.
Чтобы сохранить чистоту своей крови, женихов и невест подбирали, только своей веры, своего «толка». Семьи старообрядцев, как правило, были многочисленными. Пять-шесть детей считалось обычным явлением. При рождении ребенка к роженице приходили родственники или просто хорошие друзья, соседи. На родины несли сладкие пироги, сдобу, мёд.
Детей крестили не в церкви, а дома «дьяхи позижали» в * читая молитвы. Зачастую в летнее время этот обряд проводили на речке.
Так мои предки по отцовской линии были староверами «поморского толка». Сестра отца, моя тётка Анна, была дьяком. Отец же будучи комсомольцем и коммунистом запрещал крестить своих детей. Старших тётка ухитрилась окрестить, а я в семье был четвертым ребенком, остался некрещеным. Когда мне было лет 9-10 тётка всё настойчивее уговаривала меня принять крещение и однажды мы * как обычно, убежали купаться на речку. Тётка это приметила и пришла за нами. Когда после очередного выпаривания, я вышел на берег и увидел её с церковной книгой в руках. Тут-то тетке объявила, что я окрещен. Так я стал старовером.
Молодежь находилась под присмотром старших… Уже лет с десяти ребятишек привлекали к работе: подвозить копны к стогам, погонять лошадей на пахоте, молотить зерно.
И все же на кажущихся примитивности в * некоторых обрядов, религия в жизни староверов играла важную роль. В переднем «красном» углу располагались иконы, лампадки, книги религиозные праздник Рождество, Крещение, Пасхи, Троицы и другие отмечались старообрядцами наравне с другими в молебных домах и слушали чтение церковных книг или проповеди «дьяков».
Вечерняя молитва (перед сном) называется «начал» с лестовкой и поклонами.
Девочки с малолетства учились прясть, вязать, штопать, няньчить младших братьев и сестер, ухаживать за огородом, пасти телят и т.д.
Подрастая, молодежь начинало «ватажиться», ходить на гулянку. Вечерами парни и девушки собирались на полянку: устраивали игры, водили хороводы.
Зимними вечерами молодежь «сидела на вечёрках». Девушки по очереди отводили вечёрки в своих домах. Если не было возможности отводить дома, то просились на квартиру у одиноких бабушек. За это бабушке приносили дрова, керосин или для нее вязали или пряли . На вечерках девушки занимались рукоделием. Отправляя дочерей на вечёрки, матери давали каждой определенные задания. Как вспоминала жительница с. Быструхи Глубоковского района Киселева Екатерина Фирсовна (1930 г.р.) мать ей на вечерку давали задания спрясть «одну рученку» или связать носок. Парни мешали девушкам прясть или вязать: путали клубки, разматывали пряжу. Всё это происходило с шутками и смехом. В дни постов на вечерках учиняли только игры – петь и плясать не разрешалось.
В тесносте, да не в обиде. Это в полной мере относилась к бытовым условиям старообрядцев. Зачастую большие семьи жили в избах состоящих из одной или двух комнат. Ребятишки спали на полатях, старики на печках или на лавках.
Домашняя утварь изготавливалась деревенскими мастерами. Посуды было мало, но все таки ходовая посуда делилась на домашнюю и «мирскую». Мой отец 1912 года рождения рассказывал, когда ему было лет 5-6, родители и старшие братья уехали «на пащню», а его оставили «домовничать». Случайный прохожий попросил воды попить. Мальчик вынес воды, а вечером, он рассказал об этом родителям. Узнав о том, что прохожий пил из домашней кружки мальчика отругали да так сильно, что он помнил об этом до конца своей жизни.
Длительное время старообрядцы сохраняли свой бытовой уклад. В селах почти не использовали замки и запоры. Сельчане доверяли друг другу. В середине ХХ века в село стали приезжать агрономы, зоотехники и другие специалисты. Новоселы нарушали бытовой уклад, сложившийся десятилетиями.
Однако же основа этого уклада остается, хотя не в полной мере, нового поколения старообрядцев.
А. Голованов
журнал «Деловой Усть-Каменогорск», 2007, № 5
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|