Грот с рисунками, выполненными красной охрой расположен у юго-западного склона горы Коржинбай, в 5-ти метрах выше её подножия и представляет собой скальный навес (гранит серо – желтого цвета) с отверстием сердцевидной формы на потолке. Длина грота 9,0м, максимальная ширина в средней части – 4,0 м, максимальная высота, ближе к входу – 2,0м. Пол в гроте покатый, без остатков культурного слоя. Композиция расположена на восточной стенке (противоположной входу в грот). Основная масса рисунков сосредоточена в правой нижней части стены. Левая сторона просматривается значительно хуже. Всего в гроте зафиксировано более восьмидесяти рисунков, выполненных темно-коричневой охрой. Наряду с геометрическими знаками точками, крестами, треугольниками и решеткой в композиции представлены фигура перевернутого козла, конусовидные жилища типа шалаша с торчащими в разные стороны концами жердей, антропоморфные фигуры, изображение повозки на двух дисковидных колесах, лодки. Символические знаки, различные зоо- и антропоморфные фигуры – это пиктограммы, которые еще не передавали саму речь и язык, но уже в полной мере позволяли фиксировать, хранить и передавать информацию.
Начало научного изучения данного местонахождения рисунков было положено З.С. Самашевым. По результатам исследований в 1987 г. защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук и издана монография «Наскальные изображения Верхнего Прииртышья». Алма – Ата.,1992. В 1996г. Самашевым З.С. совместно с археологом А-П Франкфором (Франция), в Париже вышел «Корпус петроглифов Центральной Азии», в одном из томов которого были представлены наскальные рисунки Казахстана, в том числе и Ак бауыра. Одним из первых Самашев З. С. сделал прорисовку композиции в целом, а также выделил основные элементы и символы. Достаточно много внимания в исследованиях Самашева З.С. занимает проблема методологии в интерпретации смыслового содержания рисунков в гроте.
Прорисовки росписи грота:
1-Самашева З.С.; 2-Курдакова Е.В.; 3- Марсадолова Л.С.
В начале 80–х годов ХХ в. свои наблюдения на Ак бауыре проводит писатель-краевед Е.В. Курдаков, рассматривающий Ак бауыр с позиций раннего храмового комплекса, «сакрального ориентира Пути спасения человечества» и начальной человеческой письменности.
В 90-е годы ХХв. появились исследования рисунков грота с позиций астроархеологического подхода. Археологом из России Марсадоловым Л.С. были проведены топографо-геодезические работы по уточнению палеоастрономических данных, на основе которых был сделан вывод о том, что в гроте Ак бауыр находился стационарный наблюдательный пункт за солнцем и созвездиями ночного неба. Представители данного направления Марсадолов Л.С., Глушаков В.Л., Полякова О.О. полагают, что композиция рисунков отражала определенный участок звездного неба (северо– западный, юго–западный или еще в одном случае - полярный). Некоторые изображения идентифицируются с современными созвездиями Большой и Малой Медведицами, Драконом, Козерогом, Цефеем, Орлом, Геркулесом, и др., а повтор некоторых схожих фигур показывает движение созвездий по ночному небосклону. Отдельные знаки, крест в квадрате с точками или крест в квадрате без точек, обозначают сетки координат в Эклиптической или в Экваториальных системах. Вместе с тем, указывается на то, что в гроте изображены не реальные созвездия, а их зрительно – образное восприятие, переданное путем геометрической разметки.
Датировка наскальных изображений из грота Ак бауыр весьма затруднена из-за отсутствия общей хронологии стилистических типов изображений, выполненных охрой. Курдаков Е. В. уверенно датировал Ак бауыр эпохой неолита (VII-VI тыс. до н.э.). Самашев З.С.- концом III - началом II тыс. до н.э. В целом петроглифы в гроте Ак бауыр могут быть датированы эпохой энеолита (V-III тыс лет до н.э). Техника нанесения рисунков охрой является очень редкой и уникальной для Казахстана. Изображения в гроте Ак-Баур подтверждают выводы ученых о зарождении пиктографического письма на этой территории уже в эпоху энеолита.
Литература:
Ак-Баур - древнее святилище на западном Алтае (факты, наблюдения и объяснения). Под общей редакцией Марсадолова Л.С. Усть – Каменногорск, 2007.
Курдаков Е.В. Ак-Баур: тайны и открытия. О памятнике древнейшей письменности, находящемся в Казхстанском Алтае. Усть – Каменногорск, 2008.
Курдаков Е.В. Золотое перо иволги (Колесница Солнца). А-А.,1992, с. 51-128
Курдаков Е.В. Избранные исследования. Великий Новгород, 2010.
Марсадолов Л.С.Астрономический аспект грота Акбаур на Западном Алтае.//Астрономия древних обществ. – М., 2002.- С. 28-234.
Полякова О.О. Типы астрономических планировок в археологических памятниках.// Комплексные исследования древних и традиционных обществ Евразии. Барнаул, 2004, с. 197-203.
Полякова О.О. Звездное небо грота Акбаур.// Западная и Южная Сибирь в древности. Барнаул, 2005, с. 197-201.
Самашев З. С. Грот Акбаур с писаницей в Восточном Казахстане. / /Проблемы изучения наскальных изображений в СССР.-М.,1990.- С.123-129.
Самашев З.С. Наскальные изображения Верхнего Прииртышья. Алма – Ата, 1993 г.
Самашев З., Сапашев О., Оралбай Е., Толегенов Е., Исин А., Сайлаубай Е. Памятники монументального искусства Восточного Казахстана (древность и средневековье).- Алматы, 2010, с.23-41.
Свод археологических памятников Восточно-Казахстанской области. Акбаур. Усть-Каменогорск, 2006, с.224.
Петенёва Г.Г.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|