Наскальные рисунки, выполненные охрой, встречаются гораздо реже, чем петроглифы. В Восточном Казахстане кроме грота «Ак бауыр» известно несколько таких местонахождений.
Первые материалы о писаницах Восточного Казахстана были опубликованы Спасским Г.И. (нач. XIXв), который описал рисунки в Верховьях Иртыша и на левом берегу р. Смолянки, в месте её впадения в Иртыш. Фрагменты писаниц, в последствии были сканированы краеведом Жаманбековым К.К. и опубликованы Аманжоловым А.С. Рисунки представляют собой многочисленные геометрические знаки в виде антропоморфных фигур, жилищ с полукруглыми крышами, четырехугольников и других символов.
[Самашев З.С. Наскальные изображения Верхнего Прииртышья. Алма – Ата, 1993 г., с. 110-111; Спасский Г.И. О достопримечателдьнейших памтяниках сибирских древностей и сходстве некоторых из них с великорусскими. // ЗИРГО, СПб., 1857, кн.12, с.113-181; Каменский В.И. Отчет о Зайсанской экспедиции 1910.// Коллекция МАЭ, № 1727 (2).]
У села Манат Уланского района ВКО в Калбинских горах на поверхности гранитной скалы нанесено несколько зооморфных и антропоморфных изображений. Многие рисунки плохо различимы из-за плохой сохранности. [Самашев З., Сапашев О., Оралбай Е., Толегенов Е., Исин А., Сайлаубай Е. Памятники монументального искусства Восточного Казахстана (древность и средневековье).- Алматы, 2010, с.23-41]
Местонахождение наскальных рисунков выполненных красной охрой обнаружено в 50 км к югу от г. Усть-Каменогорска, у пос. Сартымбет Уланского района ВКО, недалеко от горного трезубца Аир-Тау (1003м) и сопки Жангызтас (666м), среди скальных выходов в небольшом гроте. Вход в грот расположен с восточной стороны. Потолок и стены грота напоминают купол. Пол относительно ровный, земляной, может иметь культурный слой. Противоположная от входа стена имеет гладкую и почти вертикальную поверхность. Именно на ней и обнаружены едва заметные антропоморфные и геометрические рисунки, нанесенные минеральной краской – охрой. Фигуры людей выполнены крайне схематично. Основу антропоморфных фигур первого типа составляет вертикальная линия, второго типа прямоугольник (или трапеция) разделенный на две части, третий тип имеет ромбовидный корпус, также разделенный на две части. Голова едва намечена, короткие руки показаны рудиментарно. Ног либо совсем нет, либо они короткие и широко расставлены. Антропоморфные изображения включены в многофигурную пятирядную, линейную композицию и возможно отражает какое-то ритуальное действие с участием большого числа людей.
[Самашев З., Сапашев О., Оралбай Е., Толегенов Е., Исин А., Сайлаубай Е. Памятники монументального искусства Восточного Казахстана (древность и средневековье).- Алматы, 2010, с.23-41.]
(Фотографии Сартынбета сделаны Байтеновым Э.М., октябрь 2011 г.)
В горах Кокентау, у горы Уш-Аир с трехглавой вершиной выявлены гроты и скальные навесы с рисунками, нанесенными охрой. Среди многочисленных рисунков схематически нарисованные фигуры людей, стоящие в ряд, парами или отдельно, силуэт лошади, прямоугольники и какие – то размытые формы, изображение лосихи темно – сиреневого цвета, рисунок, напоминающий раскрытый конверт, прямоугольники с короткими черточками, отходящие от боковых сторон внутрь, у других – черточки расположены снаружи. Выделяется полностью закращенный силуэт птицы с распростертыми крыльями и широким хвостом, несколько фигур каких-то животных, выполненных схематически, красными штрихами, контурный рисунок рогатого животного (горного козла или самки дикого барана?) с высоко поднятой головой, имеются антропоморфные изображения и какие-то строения.
[Илиуф Х. Ш. Древности Кокентау. Материалы Международной научно – практической конференции, посявященной 70-летию музея «Роль музеев на современном этапе и перспективы развития.» Павлодар 2012, с. 29-35; Официальный сайт Семипалатинского благочиния Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Казахстане. pravsobor.kz›Kraevedenie/Koken-Tay.html]
В 40 километрах к северо – западу от поселка Аксуат, находится уникальное место – утес “Боритастаган на гранитные скалы которого нанесены рисунки охрой. Сама скала стоит на совершенно ровной долине и представляет собой массивную каменную глыбу из светло-серого гранита с причудливыми очертаниями, вытянутую с востока на запад на расстояние чуть больше километра и высотой около 19,0 метров. Южный бок утеса почти сплошь отвесный, а северный - с уступами и пологими кромками, по которым можно забираться на вершину утеса. Грот с наскальными рисунками и надписями располагается на северо-восточной стороне скалы. Здесь можно увидеть изображения животных, предположительно лошадей или оленей, быка, антропоморфную фигуру и геометрические знаки. Современные исследователи датируют рисунки эпохой бронзы. Писаницы скалы Боритастаган известны исследователям с нач. ХХ в., которые их неоднократно описывали и публиковали (Каменский В.И., Адрианов А.В.). С этим местом связана легенда о старухе, которая с веретеном в руках пасла в Тарбагатайских горах стадо баранов. На стадо напали волки и, защищая стадо, старуха бросила в волков свое веретено, которое упало в долину реки Богас и превратилось в гору. Поэтому гора получила название «Бор-тастаган», т.е. «в волков бросила». Место стало сакральным. Около этой горы стали собираться народные судьи. В настоящее время рисунки очень сильно повреждены поздними надписями и естественной эрозией породы. Недалеко от утеса зафиксированы поселение и могильник эпохи бронзы.
[Самашев З., Сапашев О., Оралбай Е., Толегенов Е., Исин А., Сайлаубай Е. Памятники монументального искусства Восточного Казахстана (древность и средневековье).- Алматы, 2010, с.23-41.]
В отрогах Курчумского хребта, в долине р. Теректы, в предгорной равнине, в 2км к ССВ от аула Теректы (Алексеевка) в скальном навесе из светлого гранита обнаружены рисунки, выполненные красной, желтой и черной охрой. Композиция состоит из нескольких горизонтальных линий образованных разноцветными точками и контурными изображениями животных. Неподалеку от этого места расположен еще один навес, под гранитным куполом которого сохранились рисунки охрой, которые могут быть интерпретированы, как сцена охоты. Здесь на вертикальной плоскости красной охрой нанесены контурные фигуры двух лошадей, оленя, двух кабанов, антропоморфных персонажей и несколько плохо различаемых изображений. Все животные показаны справа налево. В правой части композиции, у края гранитной поверхности, нарисованы две антропоморфные фигуры разной величины и выполненные в разной манере. Меньшая фигура нанесена коричневой краской и, скорее всего, является более поздней. Слева от антропоморфных персонажей регистром показаны изображения лошади и двух кабанов. Линию спины верхнего животного пересекает вертикальная черта, сделанная коричневой охрой. Возможно, что это копье. Следы позднего дополнения композиции имеются и в левой её части в виде трех маленьких крестовидных фигур коричневого цвета, которые частично перекрывают задние ноги лошади. В левой части изображения сохранились фрагментарно из-за отслоения гранитной породы.
Краткое описание рисунков у аула Теректы (Алексеевки) было сделано Самашевым З.С. в конце 80-х – начале 90-х годов ХХв. В 2008 году Комплексная научно-исследовательская экспедиция Казахского научно-исследовательского института по проблемам культурного наследия номадов по подготовке к изданию «Атласа» исторических, географических и культурных достопримечательностей Кaзахстана (Восточно-Казахстанская область), руководитель – Ерофеева И.В также произвела обследование местонахождений наскальных рисунков, выполненных охрой у с. Теректы. Именно этой экспедицией было выявлено второе местонахождение наскальных рисунков и отмечено, что ранее выявленные здесь рисунки полностью утрачены. В этой связи особую благодарность хотелось бы выразить художнику и краеведу Сачкову Виктору Александровичу за предоставленные фотоматериалы по теперь уже не существующей писанице.
[От Алтая до Каспия. Атлас памятников и достопримечательностей природы, истории и культуры Казахстана. т.I. Восточный, Северный и Центральный регионы. Алматы, 2011г., с.72-75.]
Кроме Восточного Казахстана рисунки охрой зафиксированы и в других регионах.
На юго-восточном берегу озера Жасыбай Павлодарской области в 1926 году русским географом и путешественником П. Л. Дравертом, зафиксированы рисунки, выполненные минеральной краской кирпично-красного цвета. Несколько антропоморфных фигурок, размещенных на потолочной части грота в настоящее время очень плохо просматриваются. Рисунки расположены не линейно, а концентрично в одном месте. Гораздо лучше подобные рисунки сохранились в нишах скалы на северо-западном берегу озера Жасыбай, где помимо антропоморфных изображений, есть рисунки птиц, жилищ, солярной символики, лука и стрел. Они также знаково-символического характера. Эти рисунки, а также ряд других, сделанных на скалах Баянаульских гор, неоднократно изучались в 70-е гг. павлодарскими краеведами и учеными Л. М. Гайдученко, С. А. Музалевским, Л. Сафоновой, П. И. Оноприенко и др.
В горах Котур-Кызылтау в Шетском районе Карагандинской области расположен грот Тесиктас, представляющий собой овальное помещение с высоким сводом и входом, обращенным на юг. Почти вся площадь свода занята рисунками охрой, где изображены люди и животные.
На поверхности каменного грота, который находится в Алматинской области у речки Биен, неподалеку от села Арасан были обнаружены рисунки охрой. На скале четко видны изображения взнузданного верблюда с шатром на горбу, просто двугорбого верблюда, козлов с загнутыми назад рогами, оленя с ветвистыми рогами, лучника, стреляющий с колена из натянутого лука, колесницы, всадника на коне, бюста человека. Предварительно росписи датированы археологами (Таймагамбетов Ж.К., д.и.н.) эпохой бронзы и сако-усуньским временем.
За гребнем хребта Каржантау, в Сайрам-Угамском национальном парке, у озера Сусинген, в узком ущелье с урочищем Кыз-Жайля обнаружен грот, свод которого покрыт слоем копоти древних костров, а на стенах масса рисунков. Просматривается человек с посохом, а перед ним пара козлов, загадочные символы, взятые в рамку, и еще человек. К сожалению, часть символов плохо читается. Пока данное местонахождение рисунков охрой специалистами не исследовалось. Интересно, что каждый год в конце июля озеро начинает стремительно исчезать, и в августе на его месте - лишь огромный, ровный зеленый луг, по которому вьется небольшая речка. В здешних местах - множество карстов, огромных подземных пустот. В них и уходит вода. Под скалами сохраняется небольшой водоем, куда впадает речка. Местные жители говорят, что исчезающая вода Сусенгена выходит в виде родников за 70 км от этого места в Шымкенте, где образует речку Кошкарата.
kostanayagro.kz›putevye-zametki/po-kazaxstanu-s
Как правило, местонахождения наскальных рисунков, выполненных охрой, входят в более сложные археологические комплексы – святилища, которые функционировали на протяжении нескольких столетий, поэтому включают в себя хронологически и типологически разные памятники. Наряду с проблемами датировки и культурной принадлежности наскальных рисунков, выполненных охрой, особенно сложными и интересными являются вопросы интерпретации их смыслового содержания. Древние рисунки под воздействием природных факторов и антропогенного влияния разрушаются и исчезают. В связи с этим, с одной стороны, необходима их тщательная фиксация и описание, а с другой стороны, консервация и охрана. Хотелось бы обратиться ко всем интересующимся историей и археологией, путешественникам и туристам, которые посещают археологические памятники, относится к историко-культурному наследию с уважением.
Петенёва Г.Г.
< Осының алдындағы | Келесі > |
---|