• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
СМИ о нас Печатные издания о нас Шавлева Д.. Вот музей для людей. Газета «Рудный Алтай» №62, 31 мая 2012 г.

Шавлева Д.. Вот музей для людей. Газета «Рудный Алтай» №62, 31 мая 2012 г.

О значимости и престиже такой награды позволяет судить уровень форума, проводимого Центром современной культуры «Деш-и-Арт» в рамках проекта по развитию музеев Центральной Азии «MUSEUMстан».

Архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей- заповедник ВКО получил признание в Центрально-Азиатском регионе, а его руководитель Николай Зайцев стал обладателем Гран-при третьего регио­нального фестиваля «Открытая Азия - Открытый Музей» - за масштаб вопло­щения "музея без границ", энергию созидания и человеколюбия.Сегодня это, пожалуй, единственный высоко­профессиональный и авторитетный фестиваль му­зейных специалистов всего Центрально-Азиатского регио­на, в рамках которого происхо­дит обмен опытом, знакомство с инновационной практикой музеев Кыргызстана, Узбеки­стана, Таджикистана, а также разных регионов Казахстана.

- Место проведения треть его по счету фестиваля было выбра­но неслучайно, - говорит Лари­са Плетникова, куратор фести­валя и проекта «MUSEUMстан», директор Центра современной культуры Деш-и-Арт (Кара­ганда). - Усть-Каменогорский музей-заповедник - яркое яв­ление в музейной среде Казах­стана. Коллегам из других ре­гионов республики, а также из стран Центрально-Азиатского региона было весьма интерес­но познакомиться с накоплен­ным опытом работы музейных сотрудников Восточного Казах­стана, их необычными проекта­ми.

Показывая, обучаем

Одержать победу нашему музею-заповеднику было не; легко. На протяжении трех дней в большой юрте Левобережного комплекса музейные специалис­ты со всей Центральной Азии презентовали свои креативные проекты.

Кто-то исходил из приме­нения в музейной сфере новых технологий. А кто-то предлагал необычные подходы к экспони­рованию.

Проект, представленный Ольгой Карпушенко, ассистентом-менеджером по искус­ству и культуре Британского Со­вета в Алматы, под названием «Модернизация музеев» осно­вывался на трех составляющих: популяризации культурного наследия, развитии туризма и триязычии.

Для формирования у ино­странных туристов представ­ления о казахстанских музе­ях Британским Советом был создан веб-сайт, содержащий информацию о 30 музеях - участниках проекта. Издаются и распространяются брошюры на трех языках: русском, казах­ском, английском.

Необычную подачу в экспо­нировании предложила Анна Басанова, координатор обще­ственного фонда «Душанбе Арт Граунд», музея музыкальных инструментов им. Гурминджа (Таджикистан).

- Идея нашего проекта «Со­бери свой звук», - делится Анна, - состоит в использовании музыкальных инструментов- трансформеров, которые лю­бой желающий посетитель мо­жет разобрать, собрать, а после и помузицировать.

Знакомясь с проектами, по­ражаешься фантазии и выдумке музейных специалистов. Какие только формы они не использу­ют в своей работает с посетите­лями, чтобы укрепить интерес к музею. Это и «Трамвай-музей» Павлодарского областного музея литературы и искусства им. Бухар-жырау, и «Музей на колесах» Государственного музея искусств им. И. В. Савицкого (Узбекистан).

Современные музеи пере­стают быть просто местом хра­нения экспонатов, архивом историко-культурного насле­дия. Они становятся действую социальным институтом, который идет навстречу по­требностям общества.

Так, сотрудники музея ис­кусств имени Г. Айтиева (Кыр­гызстан, Бишкек), в рамках детского образовательного проекта «Валяй! Валяй!», обу­чали ребятишек ремеслу изго­товления войлока, изделий из него, привнося в занятия и эле­менты общеобразовательной школьной программы.

А сотрудники Хатлонского областного историко­краеведческого музея города Кургонтеппа (Таджикистан), обеспокоенные детским трав­матизмом и смертностью на дорогах, создали совместно с ГАИ программу «Регулируемый перекресток».

Пастила прошлого

Почерпнуть новые для себя идеи участники фестиваля так­же могли во время презентации проектов внеконкурсной прог­раммы. С российским опытом поделился, например, Алек­сандр Артамонов, эксперт творческой проектной группы «Музейные решения» (Москва).

О том, как можно в тесных экспозиционных площадях от­крыть музей, он рассказал на примере «Страны Гайдарики». Музей был создан в чердачном помещении одного из зданий Санкт-Петербурга. Его нап­равление - знакомство юных посетителей с миром детства* 1930-х годов. На восьми-девяти квадратных метрах размести­лась коллекция вещей и...портативные компьютеры, через которые можно услышать вос­поминания людей той эпохи.

В качестве музея, добив­шегося коммерческого успеха, Александр Артамонов привел Музей пастилы или Музей ис­чезнувшего вкуса, расположен­ный в одном купеческом доме в Коломне. Чтобы попасть в него, необходимо записываться за три-четыре месяца впе­ред. Зато столь длитель­ное и томительное ожида­ние стоит того: по словам Александра Алексеевича, посетителей усаживают за стол, угощают ароматным чаем, пастилой, приготов­ленной по старинным рецептам, и развлекают рас­сказами об увлекательных историях, в основу кото­рых легли архивные пись­ма владельцев купеческо­го дома.

Открытая Азия

Вместе с тем, по сло­вам Александра Арта­монова, выступившего на фестивале в качестве члена жюри, у музеев России и стран Центрально-Азиатского регио­на есть много общего.

- Как и у вас, в России му­зейное сообщество развивается крайне неравномерно, - делит­ся эксперт. - Существует огром­ный разрыв между музеями, которые составляют националь­ное достояние и, соответствен­но, хорошо финансируются, и остальными музеями, которые находятся на стадии выжива­ния. В этом плане у нас с вами много общих проблем, и нам есть над чем подумать, чтобы найти подходы к их решению.

Особенность музеев Цент­рально-Азиатского региона, которая, с одной стороны, при­дает им своеобразие, а с другой - мешает им развиваться даль­ше, отметила Ирина Суботич, профессор Академии искусств и университета искусств в Белграде, вице-президент и член  совета  международной евро­пейской организации по куль­турному наследию Europa Nos tra. Она назвала такие причины.

- Недостаточно развиты международные связи музеев. Их обособленность зачастую объясняется отсутствием зна­ния языков у музейных сот­рудников, - говорит Ирина.

- Центральная Азия не должна оставаться закрытой. Музеям необходимо активнее прини­мать участие в международных конгрессах, семинарах.

Отрадно отметить, что сов­ременная музеология  этого крупного региона ориентирована на развитие социальной роли. То, что мы видели в Усть-Каменогорске, в музее-заповеднике Николая Зайцева, меня приятно удивило. Это музей для людей, для кра­сивой жизни! Я думаю, что такую позицию должны занимать все музеи.

- Как вы оцениваете уро­вень музеев в Центральной Азии, в частности в Казахстане?

- спрашиваю Ирину Суботич.

- Казахстан - одна из самых богатых больших стран. VI это видно через призму ее музеев. Музеями Казахстана сегодня ведется серьезная работа. Мно­гие проекты актуальны и сов­ременны. Вместе с тем, музеям всего Центрально-Азиатского региона еще надо много рабо­тать над тем, чтобы люди поня­ли их значимость и ценность, - ответила она.

Дверь во вчера

Насущные проблемы музей­ного сообщества Центральной Азии обсуждались участника­ми фестиваля по завершении программы презентации.

Проект «MUSEUMcraн», в рамках которого и проводился фестиваль «Открытая Азия - Открытый Музеи», в этом году подходит к своему завершению. А это значит, что музейным спе­циалистам придется уже само­стоятельно искать средства для проведения обучающих семи­наров, фестивалей.

Участники предлагали раз­личные идеи: создать инициа­тивную группу, ассоциацию музейных специалистов либо какой-то общественный фонд. И эта своеобразная площадка должна представлять не толь­ко музейных специалистов, но и тех, кто каким-то образом, прямо или косвенно, имеет отношение к этой сфере: ху­дожников, дизайнеров, архитекторов, представителей деловых кругов, меценатов.

- Многое было сде­лано за время проекта «MUSEUMcraн», - отметила Лариса Плетникова, куратор.

- Сформировалось актив­ное ядро музейных специалистов, которые хотят работать по- новому и готовы 8 взять на себя от­ветственность. Замечательно, если эта ини­циатива будет кем-то подхва­чена...

На мажор­ной ноте - на­граждении дипломантов, обладателей Гран-при кон­курса проектов завершился фестиваль „Еще од­ним немаловажным собы­тием в рамках симпозиума стало награждение нашего музея-заповедника музейным «Оскаром» в виде серебряного есика (двери).

- У каждого музея есть своя дверь в историческое прошлое, свои символ, отражающий культурный бренд территории расположения, - говорит Галия Файзуллина, старший науч­ный сотрудник Государствен­ного историко-культурного заповедника-музея «Иссык» (г. Есик). - У нашего музея - это Иссыкский курган, а у вашего - Берельские, Чиликтинские курга­ны. Ваш музей стал первым, кто получил такую награду за вклад в развитие музеев Казахстана.

Мы надеемся, что совместно с восточно-казахстанскими кол­легами станем организаторами нового конкурса в Казахстане, на котором будут вручаться по­добные «Оскары» за достиже­ния в музейном Деле. Это допол­нительно подвигнет остальных наших коллег из других регио­нов республики к налаживанию взаимного культурологического обмена и сотрудничества.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы