Казахстан является многонациональным государством, в котором обрели вторую родину, дом, работу, благополучие более 130 национальностей и народностей. Комфортно и уютно чувствуют себя и белорусы, проживающие в Казахстане, а их сегодня 85775 тысяч человек. У жителей современного развивающегося Казахстана большой интерес и внимание вызывает национальная культура и традиции народов нашей страны. Традиции и черты национального характера во многом определены сложной историей Беларуси. Народу Беларуси присущи трудолюбие, терпение, толерантность.
Активное переселение белорусов на территорию современного Казахстана началось после проведения аграрной реформы 1906 года и связано было с именами российских реформаторов Витте и Столыпина. Однако число их было незначительно, основная масса осела в Приуралье и Сибири. Первые белорусские переселенцы появились сначала на территории Северного Казахстана и гораздо позже на Востоке. Они не основали чисто белорусских селений, селились среди русских, украинцев и казахов. Но, по словам старожилов, на территории Кокпектинской волости Семипалатинской губернии, в 1909 году была основана деревня Мариногорка. Основатели села – безземельные крестьяне из деревни Марьина Горка Пуховичского района Минской области. Переселенцы, в составе десяти семей, по совету священнослужителя решили ехать в Сибирь, где на пустом месте основали и построили «свою Мариногорку». Так и появилось единственное село, основанное белорусами на Востоке Казахстана.
Следующая волна переселенцев прокатилась в результате раскулачивания белорусских деревень при сплошной коллективизации. Белорусов выселяли после мероприятий по укреплению советско-польской границы в 1930-1939 гг. А так же депортация многих семей в 30-50 годах репрессированных из Западной Беларуси. Все эти события явились принудительным выселением белорусов в Сибирь и Казахстан. В этот период на лесоповалах и рудниках Риддера, Шемонаихинского и Глубоковского районов Восточного Казахстана появилось большое колличество белорусов - спец. Переселенцев и их семей. Переселенцы находились на комендантском учете, не имели никаких документов, были ограничены в передвижении и лишены гражданских прав. После реабилитации в 1956 году белорусские семьи частично вернулись в Белоруссию, а некоторые осели на земле Восточного Казахстана. Пополнилась численность белорусов за счет притока молодой рабочей силы на освоение новых целинных земель, некоторая их часть мигрировала в Восточный Казахстан. Много молодых белорусских специалистов после окончания вузов на территории СССР, были направлены в Казахстан для прохождения производственной практики и работы на предприятиях. Несмотря на трудности в освоении новых земель, отдаленность от родины, белорусы сохранили свои обряды, традиции, язык.
Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник города Усть-Каменогорска в своей деятельности придерживается лучших традиций мировой музейной практики, сохраняя самобытность и пропагандируя национальную культуру 38 народностей и национальностей. Всего в Восточном Казахстане проживают более 105 национальностей, среди которых 3212 белорусов. С 1989 года сотрудниками отдела этнографии народов и малочисленных этногрупп ведется научная работа по изучению и сохранению этнографии белорусов Восточного Казахстана, а так же целенаправленный сбор предметов и литературы по культуре и быту белорусов. Вследствии этой работы, в фондах музея-заповедника укомплектована большая коллекция экспонатов (более 500 единиц), характеризующая материальную и духовную культуру этого народа. Наибольший интерес представляют предметы ткачества: рушники, скатерти, половики, постилки, рулоны льняного домотканного полотна. Имеются комплекты женской и мужской национальной одежды. Более 40 предметов этнографии и отдельные элементы костюмов были закуплены и привезены сотрудниками музея из поездки в Белоруссию в 1989 году. Уникальные экспонаты собирались в экспедициях по селам области. Многие сувениры, книги и предметы быта были переданы в дар от Белорусского этнокультурного объединения ассамблеии народа Восточного Казахстана.
В выставочном зале постоянно действующей экспозиции оформлен раздел «Белорусы ВКО», где представлены: берестяная и деревянная посуда, севалка, детские лапти, рушники. На манекене показан женский костюм, состоящий из рубахи, украшенной вышивкой, домотканой шерстяной юбки и безрукавки, сшитой из красной фабричной шерсти. Дополнением костюма служит льняной передник. Украшением экспозиции являются сувенирные куклы, переданные в дар из Посольства Беларуси в Казахстане.
Действенным средством культурного сотрудничества между Казахстаном и Беларусью, является открытая в 2008 году в этнодеревни парка «Жастар» «Белорусская хата первой половины ХХ века». Подобное жилище широко распространено в Белоруссии с начала ХХ века и особенно характерно стало в Восточном Казахстане в селе Мариногорка Кокпектинского района. На церемонии открытия хаты присутствовал Консул Посольства Республики Беларусь в Республике Казахстан Капитонова Татьяна Михайловна. Наша хата построена по типу «открытого двора с несвязанными постройками». Подобные жилища характерны в Белоруссии для регионов Полесья, Понеманья, Поозерья с начала XX века. Высота хаты 2м 20см, высота крыши составляет ¾ от высоты хаты. Сруб из тесаных бревен-брусьев, соединенных в угол без остатка. Основание каменное. Крыша двускатная, срубная, тесовая. Потолок и стены тесанные, не крашенные. Пол дощатый. Двери одностворчатые, плотницкой работы. Снаружи окна обрамлены резными наличниками. Деревянное крыльцо невысокое с односкатным навесом на столбах. Две жилые комнаты, соединены между собой сенями. Главная особенность хаты – это сложные, многофункциональные с тремя входами проходные сени. В сенях расположена теплая камора для хранения продуктов. Запасы зерна и муки ссыпаются в специальный встроенный в стены деревянный ларь. Слева от парадного входа сеней расположилась горница или чистая половина. Незначительную часть площади занимает печь «грубка», на ней могли спать в зимнее время дети и подростки. Белорусы очень любили украшать салфетками-дорожками стены над окнами. Зеркала, панно и фотографии украшены рушниками. Полы комнат застелены ткаными половиками. Шкафы и сундуки у белорусских крестьян появились в начале XX века. Новую одежду и ценные вещи раньше хранили в кадушках - кублах. Для каждой дочери еще в детстве предназначался такой кубел, куда складывали ее приданое. В светлой части сеней у окна устроен уголок столяра. Здесь прибита специальная полка для хранения рубанков разной величины, угломера, деревянной линейки. Подвешены к стене циркуль, резаки, бурав, молотки, пилы, ножовки и многие другие плотницкие инструменты.
В рабочей части сеней находится погреб для хранения корнеплодов и картофеля. Слева имеется выход по деревянной лестнице на чердак. Под лестницей подвешены приспособления для конского снаряжения: стремена, упряжь, хомут, плетка, имеется даже ярмо для быка. Поближе к выходу во двор, к надворным постройкам, находятся вилы, серпы, косы, тяпки. У входа в кухню расположена бадья для воды, на стене умывальник с полотенцем.
В кухне справа от входа находится буфет для праздничной стеклянной, фаянсовой и фарфоровой посуды. Повседневная посуда была глиняная и деревянная. Молоко, квас, компот наливали в крынки и кувшины керамические. Чай пили редко, только по праздникам. В горшочки клали каши и картофель.
Особое внимание привлекают предметы ткачества: рушники, половики, постилки. Скромность вышивки и неброскость цветовой гаммы отличает женский белорусский костюм, переданный в дар из села Мариногорка. Некоторые элементы этого костюма представлены на жерди, отделяющей спальное место у печи. Лапти прямого плетения характерны только для белорусов и сильно отличаются от русских по технике изготовления. Брыль — универсальный головной убор селян, защищающий от солнца и дождя. Глухую стену от печи возле «спального пола» украшает постилка. Лавки застелены дорожками. Главным местом каждой комнаты является «красный угол», в котором находятся иконы Божьей Матери и культовые предметы.
В 2010 году состоялось открытие Левобережного комплекса музея-заповедника под открытым небом. Значительную территорию занимает «Этнографическая экспозиция», где представлены усадьбы в интерьерах 13 национальностей, среди которых «Белорусская усадьба первой половины ХХ века». Усадьба представляет собой «двор с несвязанными постройками», характерный для Понеманья. Общая площадь усадьбы 387 кв.м., жилая площадь 79 кв.м. Хата деревянная срубная в чашку, с боковым прирубом погреба. Планировка «хата через сени» состоит из сеней с каморой и двух комнат. Сруб установлен на ленточный каменный фундамент. Крыша двухскатная, тесовая с выносами на поперечных фасадах. Внутренние поверхности стен тесаные. Пол и потолок – из широких и толстых досок, пол крашенный. Двери (семь единиц) одностворчатые, плотницкой работы, окрашены. Окна (семь единиц) снаружи обрамлены резными крашеными наличниками, внутри крашенные оконные блоки и наличники. Вход в хату с крыльца через сени, со стороны двора. Крыльцо деревянное, невысокое с односкатным навесом на столбах. Сени с выходом на чердак, закрывающийся крышкой лаза. Камора с встроенным ларем для муки и двумя полкам для посуды. Кухня расположена справа. Печь в кухне с лежанкой оштукатурена и побелена, рядом деревянный настил «пол» до стены. Над настилом прибита жердь для одежды и занавески. Лавы, встроенные вдоль стен. Для еды и хранения продуктов питания использовали деревянные и берестяные туески, деревянные и керамические кружки, глиняные крынки и кувшины, чугунки и сковородки. Место под «красным углом» занимает прямоугольный стол, устланный скатертью. На лавках разложены: прялка с веретёнами, рубель с валиком, гребень для чески льна и многие другие приспособления для рукоделия. Горница украшена ткаными постилками, рушниками, салфетками, богато убранной кроватью, с подушками и накидками на них. Справа, за дверью горницы выложена беленая печь «грубка». Из горницы можно выйти и в погреб и в камору. Особенность этой хаты заключается в интересном расположении погреба, который пристроен к фасадной стене горницы и располагается под единой крышей. Вход в погреб осуществляется через двери с улицы и через горницу.
Надворная постройка Г-образного типа с двухскатной крышей, состоит из трех хлевов и повети: поветь - открытый навес между хлевами для хранения дров, телег, саней или других сельскохозяйственных орудий труда. Хлев для крупного скота и мелкого скота. Колодец «журавль» из бруса, опорный столб для «журавля» из ствола дерева с раздвоенной верхушкой.
Усадьба огорожена с уличной стороны вертикальным «плотом» с деревянными воротами и калиткой, с дворовой стороны горизонтальным «плотом» с перелазом. На территории усадьбы, за хатой высажены дуб, липа, берёза, черемуха. Из кустарников — смородина, шиповник, жасмин. Перед хатой цветут пионы, золотой шар, ромашки полевые, васильки, колокольчики, мальвы. В огороде планируется высадить капусту, свёклу, лук, чеснок, редьку.
Несмотря на собранную коллекцию и три экспозиции по белорусам, нам нехватает предметов мебели, посуды, утвари, обуви, головных уборов и костюмов, выполненных в национальном белорусском стиле. Мы занимаемся сбором средств передвижения крестьян для экспонирования их в надворных постройках усадьбы. Работа в этом направлении продолжается, и мы будем искренне благодарны и признательны всем, кто заинтересуется нашими успехами и предложит свою помощь и участие в популянизации культуры и быта белорусов Восточного Казахстана.
Резонтова М.М.
Сборник «Материалы международной научной
конференции «Культура и быт белорусов
в этнографических исследованиях и музейных коллекциях»
г. Минск, 7-8 июня 2012 г.
Список использованной литературы
- Алексеенко Н.В. Алексеенко В.Н. Славянское население Казахстана ХVIII-ХХ вв.: Историко-демографическое исследование, Усть-Каменогорск: Издательство «Медиа-Альянс», 2009.- 131 с.
- Алексеенко Н.В. Усть-Каменогорск и устькаменогорцы. – Усть-Каменогорск, 1995. – 77 с.
- Белорусы в Восточном Казахстане. - Усть-Каменогорск, Областной Дом дружбы Малой ассамблеи народа Восточного Казахстана, 2006 -149 с.
- Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. – Москва, Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991.- 511с.
- Романюк М.Ф. Белорусская народная одежда. – Минск, издательство «Беларусь», 1981.
- Локотко А.И. Белорусское народное зодчество. Середина ХIХ-ХХ вв. – Минск, издательство «Наука и техника», 1991. – 288 с.