Приходы, образованные в верхнем и среднем Прииртышье, после вхождения его в состав Российской Империи вошли в каноническое подчинение Сибирской епархии, охватывавшей огромные пространства Зауралья, западной, восточной и южной Сибири.
Первым архипастырем этих приходов стал известный церковный деятель, митрополит Филофей (Лещинский). Он дважды занимал Сибирскую кафедру – с 1702 по 1711 и, с 1715 по 1721 гг. Таким образом, со временем его правления совпадают военные экспедиции вверх по Иртышу вглубь Джунгарского ханства, в результате которых появились первые фортификационные сооружения Прииртышья – крепости Омская (1716), Семипалатинская (1718) и Усть-Каменогорская (1720), в которых и были образованы православные общины, построены первые храмы [1, с. 9-20].
В 1758 г. митрополитом Сибирским и Тобольским назначается настоятель Новгородского Юрьева монастыря Павел (Конюшкевич). В 1766 г. он благословил строительство деревянного храма во имя Иоанна Богослова в Усть-Каменогорске. С уходом этого архипастыря на покой прекратила существование Сибирская митрополия, епархия стала называться Тобольской и Сибирской [2].
Первым архиереем, с титулом «Тобольский и Сибирский» был назначен епископ Варлаам (Петров-Лавровский). Епископ Варлаам благословил строительство Знаменского собора в Семипалатинске и Троицкого храма в Усть-Каменогорской крепости [3].
В 1804 г. из состава Тобольской губернии была выделена самостоятельная Томская губерния. В 1834 г. была образована самостоятельная Томская и Енисейская епархия в границах губернии, а с 1852 г. приходы Семипалатинского Прииртышья и Семиречья (Семипалатинск, Усть-Каменогорск, станица Бухтарминская, Копал, Верный) [4, с. 117] перешли в её подчинение. Это произошло в период правления преосвященного Афанасия (Соколова), епископа Томского и Енисейского, назначенного на кафедру в 1841 г.
В 1861 г. из состава Томской епархии выделяется Енисейская, а правящий архиерей стал титуловаться «Томским и Семипалатинским».
В 1895 г. была образована Омская епархия, в состав которой вошли Семипалатинская и Акмолинская области, а также части Томской и Тобольской губерний. С назначением первого Омского епископа Григория (Полетаева) закончился томский период в истории православного Прииртышья. С момента образования здесь первых приходов прошло 177 лет, из которых 134 года относятся к периоду правления тобольских архиереев, и 43 года правления томских владык.
Первым епископом Семипалатинским в 1911 г., после выделения в составе Омской епархии двух викариатств – Акмолинского и Семипалатинского, становится преосвященный Киприан (Комаровский). В условиях существования советского государства, объявившего атеизм одним из своих лозунгов, епископу Киприану пришлось столкнуться с ранее неведомыми для православного духовенства на протяжении столетий трудностями.
Ситуация осложнялась наличием обновленческого раскола, который при активной поддержке властей занял довольно прочные позиции. Большая часть действующих храмов, более 70 % оказалась в руках «революционно» настроенного духовенства.
В 1923 г. началась борьба с обновленцами Семипалатинска, которых возглавил архиепископ Николай (Минин), 18 ноября рукоположенный в епископа, а уже 25 ноября возведённый в сан архиепископа и назначенный в Семипалатинск. Во время своего «архиерейства» Николай принимал участие во 2-м Поместном (обновленческом) Соборе 1923 г., «низложившего» Патриарха Тихона. Так в городе появилось сразу два архиерея, и такое двоевластие сохранялось до прекращения деятельности как тихоновских (сергианских) общин, так и обновленческих в конце 1930-х гг. [5, с. 448-449]. Епископ Киприан в 1923 г. наряду с другими православными священниками и мирянами был арестован, судим и отправлен на два года в Соловецкий лагерь особого назначения, а затем в ссылку в Приморье. С 1933 г. являлся членом Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоболюстителя митрополите Сергии (Страгородском). В августе 1937 г., будучи архиепископом Вятским и Слободским, был арестован, обвинён в шпионаже в пользу Японии и, в декабре того же года расстрелян [6].
В октябре 1925 г. в город прибыл епископ Алексий (Буй), ранее занимавший Акмолинскую кафедру. Пробыл он в Семипалатинске недолго и в декабре 1926 г. переведён в Мичуринск. В 1937 г. он был очередной раз арестован и 3 ноября расстрелян в Карелии. Русской Православной Церковью Заграницей он был причислен к лику святых в 1981 г. [7].
Следующим епископом Семипалатинским, викарием Омской епархии стал преосвященный Иннокентий (Никифоров). Во время его правления, в 1928 г. Семипалатинское викариатство было преобразовано в самостоятельную Семипалатинскую и Усть-Каменогорскую епархию. В 1936 г. епископ Иннокентий был переведён на Орловскую кафедру, где в феврале 1937 г. был арестован и расстрелян 4 декабря. [8].
С 1925 по 1929 гг. временно и неоднократно Семипалатинской епархией управлял епископ Григорий (Козырев). Видимо ему приходилось замещать преосвященного Иннокентия, в эти же годы правившего епархией и, в силу различных обстоятельств периодически не имевшего возможности полноценно осуществлять своё руководство. Епископ Григорий в 1927 – 1929 гг. примыкал к даниловской группе непоминающих, но затем присоединился к митрополиту Сергию (Страгородскому) [5, с. 433-437].
В 1925 г. произошли изменения в управлении обновленческой Семипалатинской епархии. На смену архиепископу Николаю (Минину) был назначен епископ Михаил (Фивейский). Пребывание его на Семипалатинской кафедре оказалось краткосрочным, уже в конце 1925 г. он числился епископом Нижнетагильским [5, с. 449].
Далее, до 1927 г. обновленческая кафедра видимо оставалась вакантной, пока в Семипалатинск не прибыл обновленческий архиепископ Григорий (Климчук), в дальнейшем служивший на Алтае и в г. Оренбурге, где и скончался в 1938 г. [5, с. 450].
Следующим обновленческим архиереем, с декабря 1930 г. был архиепископ Виктор (Путята). В дальнейшем был архиереем ещё нескольких епархий [5, с. 451-453].
Последним обновленческим епископом был Виктор (Ельцов), хиротония которого в епископа Семипалатинского состоялась 24 октября 1934 г. Через почти четыре года правления, 7 июня 1938 г. епископ Виктор был освобождён от занимаемой должности и почислен за штат. С его уходом обновленческая епархия практически перестала существовать [5, с. 453].
В списке Семипалатинских преосвященных числится Арсений (Смоленец), в 1933 г. назначенный архиепископом Семипалатинским. По причине болезни он отказался от этого назначения. Умер в Таганроге в 1937 г. [9].
С марта по сентябрь 1936 г. Семипалатинскую кафедру занимал преосвященный Фотий (Пурлевский), в дальнейшем арестованный, и расстрелянный 3 января 1938 г. в г. Горьком [10].
В сентябре 1936 г. на освободившуюся Семипалатинскую кафедру митрополит Сергий (Страгородский) назначил архиепископа Александра (Щукина). Его правление епархией по времени совпало с активизацией репрессивных действий. По всей стране проходили массовые аресты архиереев, священства. Закрывались оставшиеся храмы, прекращали существование целые епархии. В августе 1937 г. архиепископ Александр был арестован, 28 октября приговорён к расстрелу и, спустя два дня казнён. В августе 2000 г. Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников [11].
К концу 1930-х гг. были закрыты последние действовавшие храмы в Казахстанском Прииртышье, прекратилась легальная деятельность православных общин. Во время Великой Отечественной войны изменяется отношение властей к деятельности Церкви, с 1943 г. начинает постепенно увеличивается количество вновь открывающихся приходов, в том числе и на территории современного Восточного Казахстана. 5 июля 1945 г. была образована Алма-Атинская и Казахстанская епархия, в состав которой вошли приходы бывшей Алма-Атинской и Туркестанской епархии, а также другие области Казахской ССР. Храмы Прииртышья и Северного Казахстана составили исключение и были включены в состав Новосибирской епархии [12].
В 1947 г. действовавшие на территории Семипалатинской, Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей приходы вошли в состав восстановленной Семипалатинской епархии Русской Православной Церкви, правящим архиереям которой был усвоен титул «Семипалатинский и Павлодарский». 29 октября 1947 г. правящим преосвященным восстановленной Семипалатинской епархии был назначен архиепископ Палладий (Шерстенников) [13].
В 1950 г. временное управление Семипалатинской епархией было поручено митрополиту Новосибирскому и Барнаульскому Варфоломею (Городцеву). В 1951 г. временно управляющим Семипалатинской епархией был назначен архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский Николай (Могилевский), при котором закончила своё непродолжительное существование вторая Семипалатинская епархия, приходы которой стали составной частью Алма-Атинской епархии и оставались таковыми до 1991 г. Следует отметить, что этим актом была нарушена исторически сложившаяся принадлежность епархии к числу сибирских епархий, в состав которых она входила на протяжении более двухсот лет, а став самостоятельной, пополнила их число.
20 июля 1990 г. правящим архиереем епархии был назначен архиепископ Алексий (Кутепов), которому суждено было быть последним, кто носил титул «Алма-Атинский и Казахстанский» [14]. 29 января 1991 г. на территории Казахской ССР было образовано три епархии Русской Православной Церкви: Алма-Атинская и Семипалатинская, Чимкентская и Акмолинская и Уральская и Гурьевская. Архиепископ Алексий стал именоваться Алма-Атинским и Семипалатинским. Период его правления хронологически совпал с прекращением существования Советского Союза и образованием на его территории независимых государств в границах бывших союзных республик. Положительные изменения в отношениях Государства и Церкви, отказ от политики государственного атеизма, привели к резкому увеличению общин различных религиозных организаций, в том числе и Русской Православной Церкви (Московский Патриархат), и, соответственно массовому открытию ранее закрытых приходов, появлению новых, в досоветский период не существовавших. Поскольку молитвенных помещений дореволюционной постройки сохранилось незначительное количество, открытие их не привело к урегулированию вопроса о размещении возросшего количества прихожан. Стала активно внедряться практика приспособления под храмы наиболее подходящих сооружений больших и малых населённых пунктов, изначальное использование которых, в силу различных обстоятельств, перестало быть актуальным. Клубные помещения, детские сады, другие учреждения, закрытие которых было спровоцировано постперестроечной разрухой, изменением системы финансирования обеспечения их жизнедеятельности, передавались на льготных условиях новообразованным общинам. Возникшая ситуация явилась полной противоположностью периода 20-х – 30-х гг. XX в., когда храмы изымались из пользования общин и обращались на светские нужды.
В Восточном Казахстане из культовых зданий досоветской постройки в этот период были возвращены: Троицкий храм г. Усть-Каменогорска, Никольский храм пос. Озёрный в окрестностях г. Семипалатинска, здание бывшей Киргизской (Казахской) духовной миссии и Пантелеимоновская часовня в г. Семипалатинске. Все прочие старинные храмы либо не сохранились, либо не были востребованы в связи с отсутствием православных общин. Напротив, в таких населённых пунктах Восточного Казахстана как пос. Глубокое, пос. Аблакетка г. Усть-Каменогорска, г. Серебрянск, пос. Асубулак, с. Самарское, с. Таврическое, пос. Жезкент, г. Курчатов и др. образованным там православным общинам были переданы здания культурно-просветительского значения и, на базе их помещений были обустроены храмы.
В 1999 г. учреждается Астанайская и Алматинская епархия. Это событие было связано с тем, что столица Республики Казахстан была перенесена в г. Астану (ранее Акмолинск, Целиноград, Акмола), а в названии южной столицы Казахстана официальный статус получила казахская транскрипция его произношения – Алматы, (прежде Алма-Ата). Новая столица государства была выделена из состава Акмолинской области и получила статус отдельного административного столичного округа. Астанинский анклав вошёл в состав Алматинской епархии, а сам город, несмотря на отсутствие на тот момент необходимой базы для развёртывания нормальной деятельности епархиального управления, стал официальным центром епархии, исходя из принципа приоритета столичного города. Непонятным остаётся почему, вопреки правилам русского языка, название утверждено как «Астанайская», а не «Астанинская».
7 мая 2003 г. на территории Республики Казахстан был образован Митрополичий округ, включавший три имевшихся на тот момент епархии, сохранявшие при этом свою внутреннюю самостоятельность. Округ создавался в целях координации просветительской, издательской и других значимых видов церковной деятельности. Одновременно предлагалось подготовить Положение о статусе Округа и его месте в системе координат Московского Патриархата. Главой округа, а также правящим архиереем Астанайско-Алматинской епархии назначался бывший митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов), занимавший также должности главы Историко-правовой комиссии РПЦ и руководителя Макариевского фонда, являвшиеся его московской базой. Смещение Мефодия с этих важных постов и назначение его в Казахстан, рядом аналитиков расценивалось как результат закулисной борьбы, развернувшейся в 2002 г. вследствие болезни Патриарха Алексия II. В марте 2010 г. митрополит Мефодий был освобождён от управления Астанайской епархией в связи с назначением на Пермскую кафедру [15].
5 марта 2010 г. преосвященным Астанайским и Алматинским был назначен архиепископ Александр (Могилёв), ранее возглавлявший Костромскую и Галичскую епархию. Ему же было поручено окормление православных приходов Синьцзянской епархии Китайской Автономной Православной Церкви, находящихся на территории Синьцзян-Уйгурского автономного района Китайской Народной Республики. Вскоре последовали важные перемены в жизни православия в Казахстане. Решением Священного Синода от 26 июля 2010 г. Митрополичий округ был переименован в Митрополичий Округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан. Другим официальным названием округа стало «Православная Церковь Казахстана». Одновременно были одобрены Внутреннее положение о Митрополичьем Округе Русской Православной Церкви в Республике Казахстан и Устав религиозного объединения «Митрополичий Округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан». Вместе с этим на базе Алматинского духовного училища была учреждена Алматинская духовная семинария. Для главы округа усваивался титул – «Астанайский и Казахстанский». 28 июля 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) во время богослужения в Киево-Печерской Лавре возвёл архиепископа Александра в сан митрополита. 5 октября 2010 г. митрополит Александр включён в состав постоянных членов Священного Синода Русской Православной Церкви [16].
Вскоре после создания общеказахстанской церковной структуры начался процесс сегментации существовавших с 1991 г. трёх крупных епархий. Решением Священного Синода от 6 октября 2010 г. были образованы три новые епархии: Карагандинская и Шахтинская, Костанайская и Петропавловская, а также Павлодарская и Усть-Каменогорская. Последняя точно соответствовала границам упраздненной в 1955 г. Семипалатинской Павлодарской епархии. Она объединила все имеющиеся приходы Казахстанского Прииртышья. Правящим архиереем был назначен преосвященный Варнава (Сафонов), епископ Павлодарский и Усть-Каменогорский, до архиерейской хиротонии занимавший должность наместника Синаксарского монастыря в Мордовской епархии [17]. Следует отметить, что в соответствии с распоряжением Главы Православной Церкви Казахстана митрополита Александра (Могилёва), в храмах Усть-Каменогорского благочиния, объединявшего приходы Восточно-Казахстанской области в границах до 1997 г., епископ при совершении богослужений поминался как «Усть-Каменогорский и Павлодарский» [18].
5 октября 2011 г. Постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви была образована самостоятельная Усть-Каменогорская и Семипалатинская епархия Православной Церкви Казахстана в границах современной Восточно-Казахстанской области [19]. Впервые, за почти трёхсотлетнее существования русского православия в Верхнем Прииртышье, Усть-Каменогорск становится не только крупным административным, но и епархиальным центром, переняв пальму первенства у Семипалатинска, исторически сложившегося духовного и культурного центра Казахстанского Прииртышья. Одновременно с Усть-Каменогорской были образованы Кокшетауская и Петропавловская епархии Казахстана. Таким образом, в составе Православной Церкви Казахстана теперь насчитывается девять самостоятельных епархий, а также Каскеленское викариатство в составе Астанайской епархии. Все архиереи казахстанских епархий являются автоматически членами Синода Православной Церкви Казахстана, председателем которого является Глава Митрополичьего Округа [20].
Первым Усть-Каменогорским архиереем был назначен преосвященный Гавриил (Стеблюченко), в то время архиепископ Благовещенский и Тындинский. В течение нескольких месяцев его имя поминалось при богослужениях в храмах епархии, но паства так и не дождалась своего архипастыря. По причинам, до конца не выясненным, на кафедру он не прибыл и, 27 декабря 2011 г. был уволен на покой в соответствии с собственным желанием. Вероятнее всего отказ от назначения связан с преклонным возрастом архиепископа Гавриила, которому в момент назначения было более 70 лет. Необходимость проявления активной заботы об устройстве новообразованной епархии оказалась несовместима с состоянием его здоровья [21].
Решением Священного Синода от 27 декабря 2011 г. епископом Усть-Каменогорским и Семипалатинским был назначен клирик Астанайской митрополии игумен Амфилохий (Бондаренко), 1 января 2012 г. возведённый в сан архимандрита митрополитом Александром во время богослужения в Вознесенском Кафедральном соборе г. Алматы. 3 февраля 2012 г. в храме Всех Святых, в земле Российской просиявших патриаршей резиденции в московском Даниловском монастыре состоялось наречение архимандрита Амфилохия в епископы, а 26 февраля 2012 г. в храме Димитрия Солунского г. Москвы его архиерейская хиротония [22].
Преосвященный Амфилохий (Бондаренко) является вторым епископом Усть-Каменогорским и пятьдесят восьмым архипастырем в числе тех, кто духовно окормлял православную паству Верхнего Прииртышья на протяжении почти трёх столетий.
По состоянию на 1 января 2013 г. Усть-Каменогорская и Семипалатинская епархия состоит из двух благочиннических округов: Усть-Каменогорского, насчитывающего 19 приходов (27 храмов и 5 часовен) и Семипалатинского, имеющем 9 приходов (9 храмов и 2 часовни). Восточный Казахстан, в его современных границах образован Указом Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева от 3 мая 1997 г. [23, с. 14]. Каждый из благочиннических округов ограничен рамками Восточно-Казахстанской и Семипалатинской областей в их прежних границах.
Усть-Каменогорское благочиние условно может быть разделено на две основные части, естественной границей между которыми является река Иртыш. Правобережные приходы, за некоторым исключением, характеризуются как достаточно благополучные, с определённой долей вероятности дальнейшего их расширения. Левобережные приходы находятся в тяжёлом состоянии, они малолюдны и, количество прихожан продолжает неуклонно сокращаться. Главным образом это объясняется весьма значительным сокращением населения, традиционно являющегося приверженцами православия: русских, русифицированных украинцев и белорусов, а также некоторых других. В основном, сокращение происходит за счёт внутренних и внешних миграционных процессов. Первые направлены в сторону областного центра (Усть-Каменогорск) и районов со значительным преобладанием русского населения. Вторые связаны с массовым переселением на постоянное место жительства в пределы Российской Федерации.
Семипалатинский благочиннический округ в территориально-административном отношении охватывает западные районы Восточного Казахстана, в недавнем прошлом входившие в состав упразднённой в 1997 г. Семипалатинской области [23, с. 587].
Приходские храмы благочиния расположены в достаточном отдалении от центра округа. Почти все они имеют ограниченное количество прихожан и расположены в приспособленных помещениях. Нужно отметить, что в Семипалатинском регионе Восточного Казахстана в гораздо большей степени, чем в Усть-Каменогорском наблюдался, особенно в 1990-е годы, широкомасштабный отток русского населения, как правило, эмигрировавшего в Российскую Федерацию. В настоящее время этот процесс продолжается, резко сократилось число потенциальных носителей православной культуры. Существующие в настоящее время немногочисленные приходы благочиния сосредоточены главным образом к северу от реки Иртыш. В районах, расположенных к югу от Иртыша в досоветский период находились вполне благополучные приходы, имевшие добротные типовые храмы, в ряде случаев в том или ином виде сохранившиеся до настоящего времени. Ныне на этих огромных территориях действует всего три православных храма. Пророко-Ильинский храм с. Урджар одноимённого района, когда-то крупной казачьей станицы, некоторое время входил в состав Алматинской епархии из-за отдалённости от Семипалатинска и Усть-Каменогорска, что затрудняло связь общины с благочинническим центром, и, напротив, близости к приходам северной части Алматинской области. Другими храмами левобережной части благочиния являются церковь Михаила Архангела в пос. Шульбинск и Казанской иконы Божией Матери в г. Курчатов.
Отсутствие в левобережной части Семипалатинского благочиния действующих православных приходов широко используется в свою пользу региональным руководством Римско-Католической Церкви, центром которой в Восточном Казахстане является город Чарск (в казахском прочтении – Шар), где в постсоветский период выстроен грандиозный собор Архангела Михаила. Город Чарск находится на территории Жарминского, в прошлом переселенческого района. Во всех населённых пунктах, где ранее существовали православные приходы и, сохранились полуразрушенные храмы, ныне организованы и проявляют активную деятельность католические приходы.
Таково, в общих чертах, современное положение Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии. Налицо ситуация, когда общее количество потенциальных православных в крае не только не увеличилось за последнее время, но и значительно уменьшилось, и процесс дальнейшего сокращения русского населения видимо будет продолжаться, что неминуемо отразится на количестве активных прихожан. Насколько оправдана на этом фоне политика Московской Патриархии, направленная на увеличение числа православных епархий в Казахстане покажет время.
Список литературы
1. Семипалатинск. История городов Казахстана. – Алма-Ата: Наука, 1984. – 224 с.
2. ru.wikipedia.org/wiki/Павел_(Конюскевич)
3. ru.wikipedia.org/wiki/Варлаам_(Петров)
4. Герасимов Б.Г. Старинные церкви Семипалатинской области // Герасимов Б.Г. Избранные труды. – Усть-Каменогорск: Шыгыс-Баспа, 2000. – 335 с.
5. Кашляк В.Н. Храмы Семипалатинска: Прошлое и настоящее. – Семипалатинск, 2004. – 608 с.
6. ru.wikipedia.org/wiki/Киприан_(Комаровский)
7. ru.wikipedia.org/wiki/Алексий_(Буй)
8. ru.wikipedia.org/wiki/Иннокентий_(Никифоров)
9. ru.wikipedia.org/wiki/Арсений_(Смоленец)
10. ru.wikipedia.org/wiki/Фотий_(Пурлевский)
11. ru.wikipedia.org/wiki/Александр_(Щукин)
12. www.pravenc.ru/text/76700 (О.И. Ходаковская. Астанайская и Алматинская епархия)
13. ru.wikipedia.org/wiki/Палладий_(Шерстенников)
14. ru.wikipedia.org/wiki/Алексий_(Кутепов)
15. ru.wikipedia.org/wiki/Мефодий_(Немцов)
16. ru.wikipedia.org/wiki/Александр_(Могилёв)
17. ru.wikipedia.org/wiki/Варнава_(Сафонов)
18. ru.wikipedia.org/wiki/Павлодарская_и_Усть-Каменогорская_епархия
19. ru.wikipedia.org/wiki/Усть-Каменогорская_и_Семипалатинская_епархия
20. ru.wikipedia.org/wiki/Казахстанский_митрополичий_округ
21. ru.wikipedia.org/wiki/Гавриил_(Стеблюченко)
22. ru.wikipedia.org/wiki/Амфилохий_(Бондаренко)
23. Справочник по истории административно-территориального деления Восточного Казахстана (1920-2002 гг.). – Усть-Каменогорск, 2005. 594 с.
Ларионов М.М., к.и.н.
Данная статья опубликована в: История и культура народов юго-западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай) Материалы IV м/народн. науч.-практич. конф. (6-7 июня 2013 г.), Горно-Алтайск, РИО ГАГУ, 2013. – С. 5-17
< Предыдущая | Следующая > |
---|