Особое значение в культуре любого народа придается личным украшениям. По наличию или отсутствию украшений определенного типа в древних обществах можно было определить этническую и конкретную родоплеменную принадлежность индивидуума, его социальный статус.
Казахские серьги региона Восточного Казахстана из фонда "Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея - заповедника" РК являются объектом исследования данной статьи. Целью исследования является возможное выявление видовых особенностей серег, морфология и технология их изготовления, территориально-хронологические группы, эволюционные пути и аналогии. Для этого применяются методы описательного и сравнительного анализа предметов по декоративным особенностям, региональной и родо-племенной принадлежности на основе музейной коллекции и имеющихся данных о предметах. Недостаточная освещенность данной темы подчеркивает актуальность изучения данных артефактов и дальнейшей научной классификации. Хронологические рамки исследования охватывают период II половины XVIII – середины ХХ вв., важный и сложный этап в истории казахского народа.
Серьги - одно из древнейших украшений у многих народов. Серьги появились именно как мужское, а не женское украшение. Достоверно известно, что в Азии 7000 лет назад уже существовали искусные мастера, которые изготавливали серьги для мужчин. В раннескифское время их носили как мужчины, так и женщины. На территории Саяно-Алтая и Казахстана в мужских могилах обычно находят одну серьгу слева от черепа, а в нетронутых женских -две серьги.
У древних египтян и ассирийцев серьга обозначала высокое положение в обществе. Серьга в ухе древних римлян отличала раба.
На Руси мужчины тоже не пренебрегали серьгами. Со времён древних славян до 12-го века витязи прокалывали себе одно ухо. Во времена боярства от прокалывания ушей отказались. В Петровскую эпоху мужские серьги тоже не пользовались популярностью. Особый смысл в серьгу вкладывали казаки. В левом ухе её носил единственный сын у матери-одиночки, в правом - единственный сын у родителей, в обоих ушах - последний в семье, кормилец и продолжатель рода.
Археологические находки из курганов Восточного Казахстана поражают обилием металлических предметов, в том числе из серебра и золота в рядовых могильниках. В 23-х из них обнаружены 82 серьги, наглядно демонстрирующие эволюцию форм этих украшений.
Классическим видом украшений эпохи бронзы (18 – 8 вв. до н. э.) являются бронзовые круглые серьги с раструбом и трубчатые в виде колец, обернутые листовым золотом.
В 1954 – 56 гг. у села Трушниково было найдено первое золотое украшение эпохи бронзы, серьга из толстого золотого листа в виде полого кольца диаметром 3,8 см, весом 2,5 г.
Свою новизну вносит эпоха ранних кочевников (1 тыс. до н. э.) – серьги делали из проволоки круглой, S – видной, восьмеркообразной формы. В это время появляются золотые продолговатые серьги с подвесками – прообразы казахских серег. Уникальной является серьга из могильника Туезек – 1 (село Мало-Нарымка), которая изготовлена из золотой проволоки с бусинками из сердолика, белого карбоната, с привеской – цветком из шариков зерни.
В средневековье получили распространение золотые и серебряные серьги в виде кольца, знака вопроса, на прямой конец которого накручена спираль и надеты бусины, кольчатые серьги с полыми бубенчиками и др. Это еще раз убеждает нас в том, что серьги выполняли не только декоративную роль в быту, но и отражали художественную культуру народа.
Серьги (ушные) были одними из самых любимых украшений среди казашек. Их носили с детства и до старости. У казахов серьги считаются одними из самых древних оберегов, их носили всю жизнь, самым желанным украшением были серьги, а необходимым – перстень. В возрасте 1 – 3 года девочке прокалывали уши и дарили первые серьги, следующие – 12 – 13 лет, а полный набор украшений полагался к свадебному торжеству. В народе сохранились названия этих украшений по назначению; «саукеле сырға», серьги надеваемые к свадебному головному убору «саукеле», их отличия – длина, многоярусность подвесок и обилие вставок драгоценных камней; по форме «шығыршық» - серьга в виде колечка; «ай сырға» - в виде полумесяца; «үзбелі сырға» - составная или отрывная с подвесками из камней и бусинок; «күмбезді сырға» - в форме купола с подвесками; «тұмарша» - составная из плоских треугольников, в виде оберега; по материалу: «ақық сырға» - серьга с большими вставками из сердолика.
Казахские серьги отличаются различными формами и вариантами. Широко были рапространены плоские орнаментированные, проволочные простой и сложной конфигурации, шаровидные с подвесками на длинных цепочках, филигранные со вставками поделочных камней, цветной пасты или стекла, в виде колокольчиков с проволочной бахромой по краю и др.
Достаточно популярными в Казахстане были крупные серьги. Видевшие их отмечали, что казашки носят «серьги серебряные или медные, и чем они большего размера, тем ценнее», а серебряные серьги нередко настолько массивны, что они деформируют ушную мочку, а иногда и прорывают ее» [4: С.169]. Серебряные изделия в сочетании с драгоценными камнями рассматривались не только как украшения; они выполняли сакральную функцию, к тому же, были известны лечебно-очистительные свойства серебра. Золото же применялось чаще как декоративный материал, показывающий степень состоятельности.
Основная коллекция казахских серег Восточно-Казахстанского региона представлена стержневыми серьгами «қазық сырға», серьгами в виде полумесяца «ай сырға». Стержневые серьги - «қазық сырға», серьги с нанизанными на стержень шаром или объемными фигурами с различным абрисом были распространены в Восточном Казахстане в среде найманов (Средний жуз). Декоративные элементы стержневых серег выполнялись преимущественно в технике штампа.
По конструктивным особенностям и способу прикрепления к уху представленные серьги можно разделить на крючковые и с фигурной мочкой (дужкой). В отдельную группу можно отнести «ай сырға» - серьги в виде полумесяцев с дугообразной мочкой. Две пары серег имеют фигурные дужки. Серьги из Зайсанского района ВКО имеют проволочные дужки в виде «елочек». Основные части серег овальной формы с позолоченным покрытием, полые, выполнены в технике штамповки и украшены выпуклым растительным орнаментом. С двух сторон основной части имеются красные кораллы овальной формы. Приобретены у жительницы села Мужиксу Зайсанского района Кокаевой Кульсин, 1918 г.р., Среднего жуза, племени «найман» рода «тузақшы», подрода «төрісары». Серьги достались от отца, который заказал украшения ювелиру - зергеру. Серьги из Маркакольского района имеют дужки в виде большой петли и основные части каплевидной формы, полые, состоящие из двух спаянных между собой половин. Переданы в дар Сайтнурхановым Советханом, 1935 г.р., уроженцем села Сорвенок Маркакольского района Восточно-Казахстанской области. Серьги достались ему от бабушки Жадигеровой Сибалы (1878 – 1984 гг.).
Остальные серьги имеют мочки в виде крючка. Серьги в виде полумесяцев («ай сырға» ) были распространены на всей территории Казахстана. В нашей коллекции две пары серег «ай сырға» классической формы, в виде плоского полумесяца, Восточно-Казахстанского региона, строгой формы, украшены гравировкой и насечкой (Уланский, Катон-Карагайский районы). Серьги в виде полумесяцев региона Южного Казахстана (Алматинская область) имеют в верхней части элемент в виде пятиконечной звезды. Практически все стержневые серьги «қазық сырға», за исключением одной пары, украшены подвесками из камней и стекла. Две пары этого типа серег позолочены. Особенно выразительны более крупные «қазық сырға» с тисненым орнаментом «қошқар мүйіз» - «бараньи рога» Курчумский район ВКО). Они являются наиболее старинными в нашем списке этих украшений. Серьги состоят из дужек S-образной формы, основных частей фигурной конфигурации и подвесок. У основания дужек оранжевые кораллы цилиндрической формы.
Дужки крепятся к металлическим стержням, проходящим через основные части. Верхние части стержней перевиты проволокой. Стержни в нижней части в виде восьмерок, к которым крепятся по две подвески со вставками камней.
Основные части полые, изготовлены из двух пластин с рельефным орнаментом, позолочены, украшены с двух сторон кораллами. Мотив орнамента – «қошқар мүйіз» - «бараньи рога». Центральные детали по контуру повторяют узор серег. Имеются утраты трех камней. Приобретены у Кусаиновой Алмагуль, 1963 г. р., уроженки поселка Асу-Булак Уланского района Восточно-Казахстанской области. Серьги принадлежали ее свекрови Кенжебаевой Разие, 1926 г. р., Среднего жуза, племени «найман», рода «ақ найман», жительнице села Курчум. Серьги передавались от матери к дочери. Были изготовлены по заказу в XVIII веке. За работу мастеру заплатили верблюдом.
Стержневые серьги из села Бестерек Уланского района Восточно-Казахстанской области относятся к концу XIX века. Серьги состоят из мочек в виде крючков, основных частей ромбовидной формы и подвесок.
Основные части ромбовидной формы, полые, украшены штампованным орнаментом растительного характера, в виде цветков. Сверху и снизу центральные детали украшены красными бусинками. Нижняя часть каждой серьги украшена тремя оранжевыми бусинками, скрепленными скрученной проволокой. Приобретены у Рамазановой Жамал, 1926 г. р., рода «тоғанас», уроженки села Акчий Уланского района. Серьги купил отец Жамал - Ашымжанов Нурсадык, рода «тоғанас».
На основании музейной коллекции казахских серег можно сделать предположение, что стержневые серьги «қазық сырға» являются наиболее характерными среди других видов казахских серег, распространенных на территории Восточно-Казахстанского региона. Практически все стержневые серьги были приобретены у представителей Среднего жуза, племени «найман». Вторыми по распространенности предположительно являются серьги в виде полумесяцев «ай сырға». Традиционность предметов определяется в большей мере конструкцией украшений. Для создания орнаментального рисунка использованы разнообразные технические приемы, но в большинстве случаев применены тиснение, штамп. Для декора серег применяются все виды казахского орнамента, но в большинстве зооморфные и растительные узоры. Орнаментальные мотивы в основном характеризуются строгостью исполнения, лаконичным решением.
Значимость изучения казахских серег Восточно-Казахстанского региона очевидна ввиду ограниченного количества исследовательского материала. Это положение определяет обстоятельство, когда серьги региона Восточного Казахстана действительно представляют определенный научный интерес.
Литература:
1. Исторический опыт хозяйственного освоения Западной Сибири. Книга 1. / Под ред. Ю. Ф. Кирюшина, А. А. Тишкина. – Барнаул: АГУ, 2003. С.386-395.
2. Козыбаев М. К., Аргынбаев Х. А., Муканов М. С. Казахи. / Под ред. Г. Е. Тайжановой. - Алматы: Казахстан, 1995.
3. Метте В., Абайдильдин Т. «Душа и память народа», Усть-Каменогорск, 2003.
4. Сычева Н. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Советский художник, 1984.
5. Тохтабаева Ш. Ж. Казахские ювелирные украшения. - Алматы: Өнер, 1985.
6. Тохтабаева Ш. Ж. Серебряный путь казахских мастеров. Алматы: Дайк-Пресс, 2005.
7. http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/500/
8. http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-6240/
Л. М. Асылова
Данная статья опубликована в: История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай): материалы IV Международной научно-практической конференции. Горно-Алтайск, Республика Алтай, РФ, 6-7 июня 2013 г. – Горно-Алтайск, 2013.