Когда на территории современного Восточного Казахстана появились первые представители иудейства однозначно ответить сложно: мнения авторитетных авторов на этот счет самые разные и противоречивые.
Самые ранние сведения, касающиеся появления в Сибири ссыльных плененных в русско-польских войнах евреев, каторжан, а в последствии и добровольных мигрантов, относятся к концу ХVII – началу ХVII века1.
Одним из исторических событий, объясняющих появление людей иудейского вероисповедания, является, принятая во время правления Российской императрицы Екатерины II в 1791 году, так называемая, «черта оседлости».
«Черта оседлости» распространялась на Царство Польское, Курляндию, а также 15 губерний в Литве, Белоруссии, Бессарабии, большей части Украины. В 64 губерниях проживание евреев было запрещено и допускалось только по особым распоряжениям губернского начальства. Основная Часть Росси и Степной Край (неофициальное название в 1882-1917 северо-восточной части современного Казахстана) в «черту оседлости» не входили. По этой причине проживание иудеев на территории нашего региона ограничивалось рядом запретительных законов, основной из них – «право проживания здесь». На протяжении жизни еврею приходилось доказывать и убеждать «высшее начальство» в крайней необходимости своего проживания в конкретной местности, городе2.
Кроме ограничения на право проживания на территории Степного Края, в то время существовал еще ряд ограничений и запретов для евреев, проживающих на данной территории, не позволяющий во многих случаях получать образование и овладевать профессиями, в особенности, если для обучения необходимо было выезжать в другие города. Ограничение прав евреев было вызвано множеством причин религиозного, экономического, исторического, психологического характера. Так:
1. Евреям запрещалось приобретать в собственность землю в Степном Крае, так как «приобретение земель в областях: Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской, Уральской и Тургайской лицами, не принадлежащими к русскому подданству, а равно всеми, за исключением туземцев, лицами не христианского вероисповедания, воспрещается».
2. Запрещалось совершение каких-либо действий, связанных с имуществом вне городских поселений, приобретение недвижимости разрешалось только по месту прописки.
3. Запрещалось заниматься горнорудным производством и золотодобычей (хотя в Центральной России это было разрешено).
4. Запрещалось занимать руководящие должности.
5. Запрещалось заниматься производством винокурения и владеть пивоваренными заводами.
6. Запрещались некоторые виды государственной службы3.
Первые точные данные относительно проживания евреев на территории современного Восточного Казахстана относятся к 1825 году, когда «в Семипалатинске жительствовало 17 евреев (основное занятие – сидельнические должности при питейной торговле), в округе – четверо (все по питейной части). В Усть-Каменогорске евреев на постоянном жительстве не обнаружилось»4.
Иные данные по количеству евреев, проживающих в Семипалатинском округе, называют исследователи Ледербур К.Ф, Бунге А.А и Мейер К.А. - «12 человек (иудейского вероисповедания), из которых 8 мужчин и 4 женщины»5.
Как известно, первый приток больших групп беженцев и переселенцев из центральных районов России в Сибирь и Казахстан пришелся на 60 – 80 годы XIX века. В результате миграционной политики Российской империи на территории Казахстана в короткий период образовался довольно разнообразный этнический состав, среди которого евреи занимали не последнее место.
Согласно историческим материалам, приведенным Н.А.Абрамовым в работе «Усть-Каменогорск в 1861 году», хранящейся в фондах Государственного архива Восточно-Казахстанской области, появление евреев в регионе датируется 1861 годом, когда евреев в Усть-Каменогорске было зарегистрировано «8 душ мужского пола», при общей численности населения – 3334 человека6.
Уже к 1870 еврейское народонаселение современной ВКО увеличилось почти в 10 раз - до «77 душ обоего пола», из них 63 человека – в Семипалатинске7.
По данным доктора исторических наук Ж.К.Касымбаева, 1885 году в Семипалатинске проживало 17 человек иудейского вероисповедания, в Усть-Каменогорске – 21, в 1887 году в Семипалатинске – 281 человек, а в Усть-Каменогорске – 1338.
По данным Первой Всероссийской переписи населения 1897 года в пределах уездов, волостей и городов Семипалатинской области представителями иудейского вероисповедания себя называли 308 человек9 (по данным профессора Алексеенко А.Н. – 28710), на территории Степного края – 2073 еврея 11 и Семиреченской области проживало 2550 евреев, из которых 2256 человек являлись городскими жителями12.
Согласно данным, приводимым «Обзором Семипалатинской области» в 1899 году здесь проживал 241 представитель еврейской национальности13, в 1903 году – 288 человек14, а в 1904 – 278 человек15.
При изучении данных справочного издания Семипалатинского областного статистического комитета за 1904 год были обнаружены ведомости, содержащие данные о численности населения Семипалатинской области по вероисповеданию: Семипалатинский уезд – 168 д.о.п. (в г.Семипалатинске – 155 д.о.п.), Усть-Каменогорский уезд – 23 д.о.п. (в г.Усть-Каменогорске – 23 д.о.п.) 16.
По данным Алексеенко А.Н. к 1926 году еврейское население области увеличилось до 537 человек, а к 1939 – до 1155 человек17, а по окончательным итогам Всесоюзной переписи населения в 1926 году эта цифра достигла – 531 человека (293 представителя мужского пола и 238 - женского), а в 1939 году учтенными оказались 2158 евреев18.
Необходимо отметить, что все вышеуказанные данные по численности еврейского народонаселения довольно спорны и неточны, так как учет населения в Российской Империи и сопредельных с ней территориях в вышеуказанный период времени производился не систематизировано и на низком уровне, что приводило к неточности данных и создавало путаницу. Кроме того, необходимо отметить, что учет населения производился не по национальной принадлежности, а по конфессиональному признаку: так, иудеев, принявших христианство (во многом этому способствовала силовая политика царского режима, стремящегося уничтожить еврейство как нацию) не считали евреями, а детей, рожденных в межэтнических браках, как правило, записывали на родителя – нееврея. Кроме того, большинство всюду гонимых евреев, ради собственной безопасности, скрывало свою национальную принадлежность.
Анализируя статистические данные по численности населения Восточного Казахстана за исследуемый период времени, можно сделать вывод, что численность еврейского населения никогда не превышала 2% от общей численности населения.
В течение многовековой истории еврейской диаспоры, расселенной по всему миру, сложились многочисленные группы евреев, характеризующиеся культурными и языковыми особенностями. Всего в мире насчитывается более 40 еврейских этногрупп, говорящих на особых еврейских этнодиалектах, диалектах и языках. На территории Казахстана еврейский этнос был представлен следующими этногруппами: евреи-ашкенази, среднеазиатские, евреи горские, евреи грузинские, евреи крымские.
Евреи-ашкенази – наибольшая часть представителей еврейской диаспоры. Их представители, будучи «рассеянными» вне исторической родины, долгое время проживали на территории Германии, а позже расселились на территориях современных Польши, Беларуси, Украины, России и Казахстана. Язык этой диаспоры – еврейско-немецкий идиш.
Евреи среднеазиатские (бухарские) – проживали в основном в Узбекистане, в районе г.Бухары, говорят на таджикском языке. В результате исторического развития среднеазиатской еврейской диаспоры возникла парадоксальная ситуация: основной ареал расселения диаспоры – Узбекистан, а язык напрямую связан с государственным языком другой страны – Таджикистаном. Язык среднеазиатских (бухарских) евреев можно условно назвать «еврейско-персидской Эбри».
Евреи горские – эта диаспора по месту расселения в основном связана с территорией Дагестана. Язык диаспоры – татский.
Евреи грузинские – проживали в Грузии, в районе г.Тбилиси, язык диаспоры – грузинский.
Евреи крымские – потомки средневекового еврейского населения Крыма. Ранее пользовались татарским языком тюркской группы, впоследствии стали говорить на языке 19.
Несмотря на то, что еврейский народ, «рассеянный», разбросанный по разным уголкам земного шара в силу разных объективных причин – где-то насильственно, где-то по своей собственной воле – оказавшись в иной языковой среде, приспосабливался к ней, сливался в с культурой, бытом, языком других, окружающих его народов, частично утратил многое, характерное для евреев – полной ассимиляции с окружающими этносами не произошло: «еврейское самосознание», передававшееся из поколения в поколение, помогло сформироваться современной еврейской диаспоре.
В конце XIX – начале XX века еврейство в Казахстане уже становится обычным и широко распространенным явлением. Представители всевозможных социальных групп осваивали и территорию Степного края.
Одними из первых представителей иудейства, ступивших на земли Казахстана, были еврейские купцы, а также уголовные и политические ссыльные из «черты оседлости». При этом ссыльные, по происхождению, видимо имели непосредственное отношение к евреям-ашкенази, а среди первых торговцев могли быть среднеазиатские евреи. Но наиболее распространенной в нашем регионе группой, осваивающих Сибирь и Степной край переселенцев были еврейские кантонисты – солдаты, отслужившие 25 лет в царской армии и получившие для себя и своих детей право свободного выбора места жительства. Необходимо отметить, что с евреев, отказавшихся от своей веры, и принявших христианство снимались все ограничения и им разрешалось «приписываться к городским и сельским обществам на общих основаниях» (как нам известно и было упомянуто выше – ранее евреям запрещалось селиться вне черты города, поэтому в сельской местности представители иудейства отсутствовали).
С 1836 года появляется категории евреев – «крестьян», переселенцев, направляемых в Степной Край решением правительства для заселения малолюдных районов Сибири.
С давних пор Степной край был традиционным местом ссылки, куда правительство отправляло особо неблагонадежных и, в то же время, прогрессивно мыслящих людей. Здесь по приговору царского суда жили декабристы, революционные демократы, участники восстаний, народовольцы – люди различных сословий (крестьяне, сапожники, аптекари, писатели, журналисты, студенты) и национальностей: русские, украинцы, евреи, поляки, грузины, армяне20.
В связи с вышеуказанными запретами и ограничениями, большинство евреев стремилось получить высшее образование, которое давало им право на жительство в любом регионе Российской Империи, а также из этих запретов и ограничений в правах, вытекала необходимость получать профессии, не связанные с политической деятельностью, но при этом необходимые для общества во все времена, при любых обстоятельствах.
Наиболее распространенной среди евреев стала профессия медицинского работника – врача, фельдшера, акушера, дантиста, фармацевта.
До 1917 года в Казахстане существовало 35 городских и 34 сельских аптеки , и в каждой из них работали евреи-фармацевты. Причем подавляющее большинство аптек были открыты евреями.
По архивным данным, выявленным исследователями Жилкиными М.В. и Т.В. «в 4-х областях дореволюционного Казахстана (Семипалатинской, Уральской, Семиреченской и Акмолинской) в аптеках работали 1 магистр фармации, 31 провизор, 42 аптекарских помощника и 21 аптекарский ученик, а лекарями, фельдшерами-акушерами и зубными врачами работали 42 человека, все они иудейского вероисповедания» 21. Оперируя такими данными, можно смело сделать вывод, что евреи были пионерами аптекарского фармацевтического дела и стояли у истоков казахстанской медицины: доподлинно известно, что евреи-медики, наряду с постоянной работой по приему и лечению больных, принимали активное участие в борьбе с различными эпидемиями, осуществляли профилактические мероприятия для предотвращения заболеваний, проводили оспопрививание, подготавливали фельдшеров-казахов22.
Особо в еврейской среде были распространены представители ремесленных специальностей: жестянщики, кожевенники, сапожники, портные, стекольщики, чулочные мастера, шлифовальщики, слесари, столяры, кондитеры, писари. Лишь некоторые из еврейских семей смогли заняться мелкой торговлей. Исключением стал Степной край – здесь благодаря территориальной близости с Россией и малонаселенностью края, у евреев-предпринимателей была надежда и возможность на развитие своего бизнеса.
Кроме того, с 30-х годов XIX века в Прииртышье начала развиваться частная золотопромышленность и центром ее был г.Усть-Каменогорск. И по закону принятому в 1870 году, этим видом деятельности имели право заниматься «лица всех сословий, пользующиеся гражданской правоспособностью» (в том числе и евреи). Исследователь Крутова Н.В. в своей работе «Из истории евреев на территории Восточного Казахстана» приводит список из 14 фамилий золотопромышленников-евреев, принадлежащих к династии Хотимских, внесшей большой вклад в развитие золотопромышленности, но и активно участвующей в общественной жизни края 23.
Главное, что можно отметить, что хоть еврейская диаспора Восточного Казахстана многочисленной никогда не была, ее представителями были люди разных сословий: от церковнослужителей до солдат, от золотопромышленников до повивальных бабок, но евреи принесли ощутимую пользу, внесли весомый вклад в развитие науки, культуры, экономики, здравоохранения и искусства Казахстана.
Литература
1. Волкова Т.П. Особенности образования еврейской диаспоры в Казахстане //Из истории евреев в Казахстане ХIХ – начале ХХ веков., вып.1. – Сборник статей – Алматы, 2001 – С. 7 – 24.
2. Крутова Н.В. «Евреи на земле Восточного Казахстана. Часть 1.», г.Усть-Каменогорск, 2006, С.21.
3. Жилкин М.В., Жилкина Т.В. О профессиональной деятельности евреев дореволюционного Казахстана //Евреи в Казахстане. История, религия, культура. Материалы 1 Международной научно-исторической конференции. 12-13 ноября 2003 г., г.Алматы - Алматы, 2003 – С. 32 - 57.
4. Савиных М.Н. Первые упоминания о евреях Северо-Восточного Казахстана //Евреи в Казахстане. История, религия, культура. Материалы 1 Международной научно-исторической конференции. 12-13 ноября 2003 г. г.Алматы – Алматы, 2003 – С. 20-26.
5. Ледербур К.Ф, Бунге А.А, Мейер К.А. Путешествие по Алтайским горам и джунгарской киргизской степи. Новосибирск - Наука, 1993, С. 339.
6. ГА ВКО, ф.50, оп. 1, д.452, л. 2 //Н.Абрамов. Усть-Каменогорск в 1861 году. Записки РГО, кн.4, 1863 год.
7. ВКМЗ ГИК 14-4359 Географическо-статистический словарь Российской империи, т.4 – Сост.: П.Семенов – Спб., 1872 – С. 550-557
8. Касымбаев Ж.К. Города Восточного Казахстана. 1861 – 1917гг. (Социально-экономический аспект). Алма-Ата, - С. 87, 89.
9. Первая Всеобщая перепись населения Российской империи – Спб.: Изд.Статистического комитета МВД, 1897.
10. Алексеенко А.Н. Народы Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск, 1994, С. 28.
11. Алексеенко Н.В. Население дореволюционного Казахстана, Алма-Ата, Наука, 1981, С. – 82
12. ЦГА РК, ф.64, оп.1, д.492. л.6.
13. СИКМ Обзор Семипалатинской области за 1899 г. – Семипалатинск: Изд. типографии Семипалатинского областного правления, 1900 г.
14. СИКМ Обзор Семипалатинской области за 1903 г. – Семипалатинск: Изд. типографии Семипалатинского областного правления, 1904 г.
15. СИКМ Обзор Семипалатинской области за 1904 г. – Семипалатинск: Изд. типографии Семипалатинского областного правления, 1905 г.
16. Крутова Н.В., Федорова Р.С. Евреи Восточного Казахстана в зеркале статистики. Евреи в Казахстане. История Религия. Культура. Материалы 1 Международной научно-исторической конференции, 12-13 ноября 2002 г., Алматы – Алматы, 2003
17. Алексеенко А.Н. Народы Восточного Казахстана. Усть-Каменогорск, 1994, С. – 28
18. Крутова Н.В. Евреи на земле Восточного Казахстана. Часть 1., Усть-Каменогорск, 2006 г., С. – 16.
19. Там же, С. – 160-167.
20. Там же, С. – 22.
21. Жилкин М.В., Жилкина Т.В. О профессиональной деятельности евреев дореволюционного Казахстана. Евреи в Казахстане. История, религия, культура. Материалы 1 Международной научно-исторической конференции. 12-13 ноября 2002, г.Алматы. С. 38-39.
22. Там же. С. 39.
23. Крутова Н.В. Из истории евреев на территории Восточного Казахстана, Евреи в Казахстане. История, религия, культура. Материалы 1 Международной научно-исторической конференции. 12-13 ноября 2002, г.Алматы.
Свахина Т.
Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях:
Сборник научных трудов XIII Международной научно-практической конференции, 26-27 сентября 2013 г.,
под редакцией: Алексеенко А.Н., Краснобаевой Н.Л., Сарсенбаевой Г.А., г. Семей, ИП «Сальменова Д.М.».
2013 г.. – 406 с.