Статья «Работы уйгурских художников в фондах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника» освещает путь формирования коллекции изобразительного искусства уйгурских художников в музее-заповеднике, а также включает описание ряда произведений художников К. Зульпикарова и Х. Курбанова.
The article "The works of Uighur artists in the collections of the East Kazakhstan regional architectural-ethnographic and Natural Landscape Museum Reserve" lights the way of collection of fine arts and applied art Uyghur artists in the museum-reserve, and also includes a description a number of works of K. Zulpikarov and H. Kurbanov.
Ключевые слова: музейная коллекция, объединение «Мын ой», графическая композиция, произведения прикладного искусства, монохромный, декоративный, тыквянка.
Исторически так сложилось, что основная масса уйгурского населения Казахстана уже более ста лет компактно проживают на юге страны. В Восточно-Казахстанской области первые поселенцы-уйгуры зарегистрированы в 1939 году - 102 человека, в 1970 году количество уйгурского населения составило 131 человек, по данным Департамента статистики ВКО на май 2014 года в области проживают 972 человека уйгурской национальности [1,47],[2].
В 2010 году в Восточно-Казахстанском областном архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике началось строительство уйгурской национальной усадьбы. Дом был построен по плану старого дома Алма-Атинской области Уйгурского района села Чон-Аксу. Годом ранее в целях пополнения музейных фондов были организованы командировки научных сотрудников. Большую помощь в сборе материалов оказал лично председатель Республиканского этнокультурного объединения господин А.Б. Шардинов и активисты уйгурского этнокультурного объединения г. Алматы [3].
Плодотворное сотрудничество помогло научным сотрудникам музея качественно оформить интерьер уйгурской усадьбы Левобережного комплекса, а также пополнить вспомогательный и основной фонды музея-заповедника.
На сегодняшний день в музейную коллекцию изобразительного искусства уйгурского народа входят произведения художника-графика Кураша Зульпикарова (репродукции работ в научно-вспомогательном фонде), экспонаты Хашима Курбанова (оригинальные произведения в экспозиции основного фонда). Оба мастера являются представителями Общественного объединения – галереи «Мын ой», которое было образовано в 1992 году. Инициаторами создания и членами объединения художников является группа авторов из Алматы. В названии самой галереи «Мын ой» присутствует намек на тысячи таинственных философских размышлений, хранимых Востоком. Известный казахстанский искусствовед Камилла Ли отмечает: «Мне кажется, что у художников объединения «Мын ой» здесь в Казахстане особая миссия. Многие из наших казахстанских авторов интерпретируют культуру кочевников, общественное объединение «Мын ой» обращается к оседлой цивилизации Центральной Азии. В произведениях освещаются, исследуются и трансформируются особенности культуры городов нашего региона» [4].
В 2010 году автор К. Зульпикаров передал репродукции своих работ в фонды музея-заповедника.
Серия, выполнена графиком в технике простого карандаша в 2000 году, состоит из десяти листов и посвящена быту уйгурского народа. Изображая наиболее примечательные сцены жизни, художник делает акцент на лицах восточного базара (из десяти листов серии, восемь посвящено этой теме). Восточный базар предстает своеобразной квинтэссенцией жизни со смешением звуков, красок, ароматов. Образы продавцов зелени, шашлыка, кишмиша, орехов дополняются у художника образами покупателей и завсегдатаев.
В графических композициях нет показной и нарочитой виртуозности, они просты, правдивы, отличаются точной, строгой, гибкой линией, тонкостью светотеневого построения, мастерством в передачах пространства, формы предметов.
К. Зульпикаров «На базар». Бумага, карандаш. 2000 г. (рис. 1 VKEMZ_KP_NV_16_9837)
Рисунок «На базар» (рис. 1) не раскрывает деталей самой дороги, художник изображает лишь две группы: мужчину зрелых лет на ближнем плане и мужчину с юношей, едущих на повозке, на дальнем плане. График свободно владеет карандашом, работая штриховкой, контурной линией, изредка оставляя непроработанный чистый фон листа. Образ дехканина имеет вполне конкретные, узнаваемые черты человека средних лет, с окладистой бородой, высоким открытым лбом. Дорога на базар для него проходит так же, как и сотни лет назад для его предков, совершается верхом на вьючном животном.
Особенно выразительны рисунки «Продавец кишмиша», «Продавец орехов», «Мастер чеканщик» (рисунок 2), в которых автор изображает и своих героев и останавливается на деталях быта. Эти бытовые зарисовки освещают не праздничную сторону жизни, а ее трудовую составляющую, и вместе с тем показывают красоту национальных типов и своеобразие колоритных сцен, которые можно было увидеть на улочках старого уйгурского города.
К. Зульпикаров «Мастер-чеканщик». Бумага, карандаш. 2000 г. (рис.2, VKEMZ_KP_NV_16_9845)
Ощутить связь с прошлым своего народа, понять атмосферу Восточного города помогают предметы, созданные для повседневного использования. Такими предметами для уйгурского народа являются изделия, созданные из декоративной тыквы – горлянки. Хашим Курбанов, член Союза художников, заслуженный деятель Республики Казахстан в 2010 году передал в дар музея-заповедника четыре художественно оформленных предмета из тыквянки: капак-чумуш, чай-капак, кувшин, сувениры.
Используя мягкие ритмы природных объемов тыквянок, Х. Курбанов создает уникальные произведения прикладного искусства. Декоративный кувшин «На окраине села Пиджим» (рисунок 3) занял свое достойное место в экспозиции выставки «Мы – народ Казахстана».
Х. Курбанов «На окраине села Пиджим». Кувшин, сувенир. Алматы, 2008. Тыквянка, резьба, тонировка (рис. 3, VKEMZ_KP_57_31977)
Большой объем плода позволил художнику вырезать панорамную выразительную композицию уйгурского села. Зритель словно попадает в мир распахнутых настежь дверей и открытых окон, со спокойным и размеренным течением жизни. Цветовое звучание композиции близко к монохромности, автор максимально использует графические приемы, работая плотной штриховкой и линей.
Декоративный кувшин, как и все произведения художника, сохраняет свой естественный желто-коричневый цвет–солнца, земли, древности. Художник лишь немного тонирует произведение и покрывает его лаком.
«С древних времен уйгуры, - говорит Хашим Курбанов. - Вырезают из тыквянки ковши и сосуды для жидкости. Она сохраняет температуру жидкости – природный термос. Странники брали в путь тыквянки с водой. А отправляясь в поле, уйгуры наливали в тыквянку аткянчай (национальный напиток). До сих пор наш народ использует в быту капак-чумуш (ковшик), май-капак (сосуд для масла)» [5]. В прошлом разные формы плодов тыквы приспосабливаются под сосуды для воды, чая, ковши, табакерки, детские игрушки и другое, но бытовая посуда уйгур почти не украшалась. Об этом пишет и исследователь культуры уйгуров Р.У. Каримова: «У уйгуров Казахстана и Средней Азии были распространены бытовые изделия из тыквы-горлянки, и их изготовление не выходило за рамки домашнего производства» [6,112].
Плоды тыквы-горлянки спеют до середины осени. Если тыква не успела доспеть, то она не годится для использования, потому что начинала гнить. Урожай необходимо собрать до первого снега, чтобы плоды не промерзли. Зрелые плоды просушиваются в естественных условиях, ускорять этот процесс нельзя. Просушка длится от месяца до года. Из собранных плодов только 50-60% пригодны для обработки.
Сосуд «чай - капақ» (рисунок 4) использовался в быту для хранения воды, молока и масла. Экспонат из коллекции музея-заповедника обильно декорирован геометрическим орнаментом в виде полукругов, эмблем четырех природных стихий и треугольников с обращенными вниз вершинами. Треугольник с обращенными вниз вершинами у земледельческих народов символизирует воду, женское начало, природу, тело. Вообще, треугольники – одни из самых древних символов, связанных с природой и ее циклами.
Х. Курбанов «Чай -қапак». Сосуд для воды. Тыквянка, резьба, тонировка (рис. 4, VKEMZ_KP_57_31975)
Символы четырех первоэлементов - (огонь, воздух, земля, вода) мастер выделяет в круг и дополнительно делает под ними подписи на английском языке- Air, World, Fire, Water. Самое узкое место сосуда обвязано двухцветной веревкой, служащей для подвешивания сосуда. В донной части сосуда автор ставит свой логотип и вырезает светлый четырехлистник.
Более 1000 тыквянок расписано за два десятилетия работы. Выполненные близко к графике по цвету и лаконизму, тем не менее, они очень живописны. На них и сюжеты пышных свадеб, скромные дома горожан и портреты жителей - купцов, девушек, батыров. В звучании образов нам отчетливо слышится ностальгическая нотка. Плодотворно работая, художник словно стремится уберечь от разрушения мир своего детства. Все произведения Хашимджана Курбанова, будь-то сувениры, декоративные кувшины, различные предметы быта развивают один из пластов древнейшего уйгурского традиционного искусства и привлекают зрителя своей оригинальностью, высокой техникой исполнения и особой аурой тепла, исходящей от этого вместилища солнца – тыквянки.
В заключении отметим, что коллекция изобразительного искусства уйгуров в ВКО архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике находится в стадии своего начального формирования, основная ее часть была подарена самими авторами. Графические серии Кураша Зульпикарова представляют интерес в качестве вспомогательного и обучающего материала, раскрывая разные стороны быта уйгуров. Изюминку данной коллекции составляют сувениры и предметы быта из тыквянки Хашимджана Курбанова, созданные мастером в период зрелого творчества, на стыке прикладного искусства и живописи.
В будущем научным сотрудникам предстоит провести большую собирательскую работу. Также хотелось бы организовать в ВК областном музее-заповеднике персональные передвижные выставки этих уйгурских художников.
Евгения Юрьевна Рахматулина
Этюды культуры: Материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Томск, 21 апреля 2015 г. /под ред. Э.И. Черняка.- Томск.- Издательство Томского унив-та, 2015.- С.338-344
Литература:
1. Алексеенко, А.Н. Народы Восточного Казахстана [Текст] - Усть-Каменогорск, 1994.- 52 с.
2. Экспресс-информация. Численность населения ВКО по отдельным этносам № 10-39/478.- 2014.- 30 мая [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.shygys.stat.kz/dok/o_dep/publik/publ2014.htm#14 свободный.- Яз. каз., рус.
3. Кумарова, Б.М. Приглашаем посетить уникальный этнографический комплекс [Текст] // Вестник культуры ВКО.- 2011.- № 8 (73).- С.11-13.
4. Бейсенбаева, А. Не меньше тысячи мудрых мыслей [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.np.kz/old/2007/44/rcultura.html- свободный.- Яз. каз., рус. - 2007.- 9 ноября.- №44 (492)
5. Кибирова, Т. Путевые заметки Хашима Курбана. Следующая станция – Кашгар [Электронный ресурс] / Режим доступа kapital.kz/kapital-style/30630/putevye-zametki-hashima-kurbana-sleduyucshaya-stanciya-kashgar.html свободный.- Заглавие с экрана.- 2014.- 4 июня.- Яз. рус.
6. Каримова Р.У. Традиционные художественные ремесла и промыслы уйгуров [Текст]- Алматы: Дайк-Пресс, 2005.- 170 с.
7. Ергалиева, Р. Каталог Хашим Курбан [Изоматериал] / Ruan, 2007.-С. 3-5.
< Предыдущая | Следующая > |
---|