Сфера образования – методика обучения, межличностные отношения в классном коллективе, влияние культуры, семейного воспитания, языкового мышления и национального менталитета – это богатейшая и интереснейшая сфера для исследователя. Учитывая, вклад учителей-евреев и ученых-евреев в развитие мировой науки в целом и педагогики в частности, можно предположить, что уникальные методики обучения и еврейский подход к обучающемуся «не как к отдельной, самостоятельной личности, а как к продолжению самого себя», позволили достичь наиболее высоких результатов в современном образовательном пространстве.
Евреи, несмотря на то, что они в Казахстане всегда были и являются этническим меньшинством, всегда выделялись образованностью, особым «деловым» подходом к работе, умением приспосабливаться под непростые, и зачастую, просто несправедливые, условия жизни. Евреи преуспели практически во всех сферах общественного труда: они явно были в преимуществе среди представителей мелкой и средней торговли, мелкого ремесла: слесарном, портном, чулочном, ювелирном и т.д. Занимали не последние, прочные позиции в крупной торговле и промышленности, золотодобывающей промышленности. Этот факт говорит о высоком уровне образованности в сравнении с остальным населением1.
Изучая архивные данные о национальном составе школ в начале ХХ-го века, мы обнаруживаем следующие «Сведения о школах города» за 10.07. 1929 года, представленные инспектором Андреевой, согласно которым, национальный состав школьных работников г.Усть-Каменогорска был представлен следующим образом:: «Всего учащих 40, из них казаков 1, русских – 37, татар – 2»2.
Затрагивая тему о педагогической деятельности евреев, прежде всего, необходимо рассмотреть те запреты и ограничения, которые затрагивали деятельность евреев, проживавших в то время на территории Степного края.
Ограничение прав евреев было вызвано множеством причин экономического, исторического, психологического, а главное – религиозного характера.
Управленческой верхушке было свойственно рассматривать евреев как врагов крестьян, ведущих паразитическое существование. Негативное отношение к евреям было вызвано, прежде всего, древней иудейской религией, считающейся в христианском обществе «суеверием», связанная с ней обособленность жизненного уклада евреев и даже их внешний вид – приверженность к средневековой, скрывающей большую часть тела, одежде, бороды, пейсы, парики, и т.п. Немаловажную роль играли и распространяемые слухи о том, что евреи, яко бы, склоняют христиан к переходу в иудаизм.
В 1903 году в Семипалатинске была открыта учительская семинария для подготовки учительского персонала3.
Кроме того, педагогическое образование и диплом учителя можно было получить на 2-х годичных педагогических курсах, но преподавать в русской школе евреи-учителя не имели права. Именно поэтому почти нет никаких сведений об учителях-евреях в светских школах исследуемого периода времени.
В Казахстане в годы первых пятилеток сложилась единая система народного образования, отвечающая нуждам народного хозяйства и культуры республики. Однако, несмотря на определенные достижения в области народного образования, остро ощущалась нехватка кадров. Уже во второй половине 20-х годов в Казахстане создаются первые вузы, педагогические институты, открывшиеся в столице и некоторых областях республики4.
История Усть-Каменогорского педагогического института (УКПИ) началась 5 июля 1952 года, с распоряжения совета министров СССР о создании данного учебного заведения. Первоначально УКПИ состоял из трех факультетов (русского языка и литературы, физико-математического и естествознания). В институте обучалось 332 студента, работало 30 преподавателей. В 1953 году состоялся первый выпуск молодых специалистов по учительской программе. Первый выпуск молодых специалистов по четырехлетней программе произошел в 1956 году. На протяжении четырех десятилетий институт был одним из ведущих вузов не только в республике, но и в СССР. В 1991 году УКПИ был преобразован в Восточно-Казахстанский государственный университет и стал третьим университетом в Казахстане – ровесником своего государства. В октябре 2003 года Постановлением Правительства Республики Казахстан ВКГУ присвоено имя Сарсена Аманжолова – ученого, лингвиста, тюрколога. В настоящее время университет является современным крупнейшим образовательным, духовным, научным и культурным центром в Восточном регионе Республике.
Первое высшее учебное заведение в Усть-Каменогорске, УКПИ-ВКГУ, согласно информации источников, по своему студенческому и преподавательскому коллективам всегда было многонациональным учебным заведением. Таковым данный вуз является и сегодня.
Исследователями неоднократно предпринимались попытки представить в печати истории педагогов-евреев различных ВУЗов Республики, в том числе и преподавателей Восточно-Казахстанского Государственного Университета им. С.Аманжолова. Кропотливую работу в данном исследовательском направлении проделали исследователи Турова Л.П., Федорова Р.С., Калимолдина Ж.А. Исследователи познакомили с биографической информацией о 30 педагогах-евреях УКПИ (ВКГУ) собранных из разных источников: из публикаций, рукописей, архивных документов, материалов, из источников, полученных в ходе опросов и бесед с респондентами.
Автором данной работы представлена попытка продолжить исследование вышеуказанной темы, открыть новые имена и отследить судьбы педагогов-евреев ВКГУ.
С историей Анны Федоровны Сурниной (урожденной Глузштейн) уже знакомы участники предыдущих конференций. Она – одна из 29 педагогов-евреев, чье имя уже была названо в работах Туровой Л.П. и Федоровой Р.С.
«…Среди педагогов УКПИ есть немало его выпускников, кто и сегодня преподает, в стенах преемника УКПИ-ВКГУ. Именно к этой категории людей и относится один из наших респондентов – Сурнина (Глузштейн) Анна Федоровна.
Ее мама – Глузштейн Зельда Юдковна – родом из-под Одессы. В годы войны была эвакуирована в Узбекскую ССР. Здесь в октябре 1946 г. и родилась девочка Аня. Через год умер отец, в 1949 году мама с дочерью переехали жить в Барнаул. В 1965 году Анна Федоровна вышла замуж и уехала в Усть-Каменогорск. Поступила на работу в УКПИ, в качестве лаборанта кафедры иностранных языков, позже стала учебным мастером. В 1972 году окончила в УКПИ филфак, по специальности русский язык и литература и стала выполнять обязанности начальника НИСа, продолжая и преподавательскую деятельность5».
Как вспоминают ее студенты «это были интереснейшие занятия с богатыми фактами и биографиями, интересными иллюстрациями, увлекательнейшими чтениями классиков английской литературы в оригинале – рассказывает выпускница 2003года факультета ПиМНО Беляева Анна. – Нашему курсу Анна Федоровна читала курс «Английской литературы», прекрасно знала материал, доходчиво излагала его, умела передать студентам свою любовь к предмету. Именно благодаря ее эмоциональному повествованию, я, зараженная любопытством, буквально за три дня на одном дыхании «проглотила» «Сагу о Форсайтах» Джона Голсуорси, да еще и в оригинале.
«Анна Федоровна Сурнина – доцент ВКГУ. Ведет занятия по стилистике и культуре речи, современному русскому языку, руководит дипломными работами. Имеет грамоты Министерства, медаль – «Ветеран труда», почетный знак - 50-летия ВКГУ.
Сын Анны Федоровны Сурниной, Александр Александрович, окончил Усть-Каменогрский Строительно-дорожный институт. В настоящее время живет в Израиле, в Тель-Авиве, работает столяром-краснодеревщиком.
Дочь Анны Федоровны Сурниной, Юлия Александровна, окончила ВКГУ, по специальности психология. Выиграла грант Американского конгресса в университете штата Невада (г.Рино). В Лондоне закончила магистерскую школу бирж … живет в Лондоне, работает в английской фирме – старшим научным сотрудником по социальной психологии.» Так, о Сурниной А.Ф. рассказывалось на II Международной научно-исторической конференции «Евреи в Казахстане. История. Религия. Культура. 27-28 мая 2004 года6».
На период долгой трудовой деятельности Анны Федоровны, пришелся момент формирования международного сотрудничества ВКГУ в конце1980-х – начале 90-х годов. С большим энтузиазмом и ответственностью выполняла она возложенные на нее обязанностями: выполняла задачи, направленные на интеграцию ВКГУ в мировое научное и образовательное сообщество, укреплению международного имиджа вуза, способствовала реализации программ сотрудничества с ведущими зарубежными университетами, реализации международных образовательных программ и проектов, осуществлению совместной научно-практической деятельности, организации научно-практических семинаров и конференций, обмена преподавательскими кадрами и развитию студенческой мобильности.
Анна Федоровна – яркий, активный, деятельный, увлекающийся человек. В 1968 году у нее появилось необычное хобби – коллекционирование носовых платков, которому она посвятила около пятидесяти лет. Именно тогда, в 1968 году, когда сын Саша пошел в детский сад, Анне Федоровне сказали, что у ребенка в кармане, обязательно должен быть носовой платок. Молодой маме захотелось купить какие-то особенные – детские, с вышивками и рисунками, чтобы ребенку было интересно их рассматривать и приятно пользоваться ими, и она купила несколько платочков с рисунками из детских сказок – «Курочка Ряба» и «Золотая рыбка». Сын с удовольствием носил платочки в кармане, но не пользовался ими по назначению – боялся запачкать. Тогда она купила другие платочки, простые, без рисунка. Вот так и появилось ее увлечение: «ходить в магазин и покупать платочка для носа и для кармана». Позже помогали пополнить коллекцию родные и друзья.
В коллекции Анны Федоровны имеются и самодельные платки, которые являются авторскими работами. Так, дочь Юля, изготовила платочек в возрасте 4-5 лет, когда только научилась держать иголку в руках. Своими руками сделала и подарила платочки дочь подруги Столяровой А.К. – Аня. Очень дорожит коллекционер Сурнина и работами двух своих племянниц – Саши Оли Васильевых. Девочки для коллекции тети изготовили платки новомодные, в техники росписи по ткани. Рисунки на них очень нежные и изящные.
В конце 1960-х ее подруга по переписке из Австралии Эльза Браун, также прислала ей носовые платки. С этого времени у Анны Федоровны появился интерес иметь носовые платочки со всего мира, и она начала вести сбор. В конечном итоге у Сурниной появились изделия из 22 стран. А сама коллекция насчитывает более 400 интереснейших экземпляров.
«…носовые платочки навсегда вошли в мою жизнь, а их коллекционирование стало не только интересным и полезным занятием, но и позволило мне выбрать для себя не самое скучное и довольно редкое, на мой взгляд, хобби или увлечение, которое со мной уже столько лет7».
27 февраля 2014 года в Восточно-Казахстанском архитектурно-этнографическом музее-заповеднике состоялось торжественное открытие выставки носовых платков из коллекции Анны Федоровны Сурниной «Изящный кусочек ткани или все носовых платках». А после того как выставка закрылась Анна Федоровна подарила свою уникальную коллекцию в фонды музея-заповедника.
Но коллекционирование, это не единственное хобби этой удивительной женщины. Еще одна удивительная грань ее таланта: для близкого окружения Анна Федоровна пишет книги. Простым доступным языком, словно ведет беседу с близким человеком, Анна Федоровна рассказывает о свой жизни, работе, людях…Из-под легкой руки Анны Федоровны вышли такие замечательные книги: «Словарь употребительных английских пословиц.», «Лондонские записки.», «Еще раз о Лондоне, лондонцах и …», «P.S. или все о том же.» «Разное.», «Скачущие мысли.», «Всем, кто мне дорог…», «…и люди.», «Из дальних странствий возвратясь…», «История о том, как двух бабушек послали в морское путешествие.»
И хотя сейчас, Анна Федоровна находится на заслуженном отдыхе (в 2007 году на вышла на пенсию) она продолжает работать в библиотеке казахстанско-корейского колледжа «Квансон», она по прежнему жизнерадостна, активна, полна творческих планов: новые путешествия, новые книги, новая коллекция…
В сборнике «История Память Люди: Материалы VII Международной научно-практической конференции, 19 сентября 2014 г., г. Алматы. – Алматы, 2015. – 532 с., стр. 331-340
Литература
1. Савиных М.Н. «Административные преследования евреев Акмолинской области конец 19 – начало 20 вв.» Материалы 2 международной научно-исторической конференции «Евреи в Казахстане» 27-28 мая 2004 года, г.Алматы стр. 58-59.
2. ГА ВКО., Ф.1,оп.1, д.8
3. «Обзор Семипалатинской области», с.41-43, 1904
4. Кожевникова Ю.Г. «Евреи-преподаватели чимкентского педагогического института», Материалы 2 международной научно-исторической конференции «Евреи в Казахстане» 27-28 мая 2004 года, г.Алматы стр. 203
5. Турова Л.П., Федорова Р.С. «Евреи-педагоги первого Вуза Усть-Каменогорска», Материалы 2 международной научно-исторической конференции «Евреи в Казахстане» 27-28 мая 2004 года, г.Алматы стр. 196
6. Там же.
7. Сурнина А.Ф. «…и люди», Усть-Каменогорск, 2008
< Предыдущая | Следующая > |
---|