Особенность каждой культуры проявляется в соединении общечеловеческого и национального в восприятии картины мира. Уже с конца XVIII века украшения для одежды как часть материальной культуры неоднократно становились объектом исследований таких ученых-этнографов как Д.П. Дела-Флиз, П.П. Чубинский, Я.Ф. Головацкий. Они оценивали украшения одежды в качестве источника изучения истории этноса.
Казахские серебряные застежки - «қапсырмалар», «ілгек» (каз. яз.) из фонда "Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея - заповедника" РК являются объектом исследования данной статьи. Актуальность исследования обусловлена недостаточной освещенностью тематической группы «казахские украшения для одежды», проблемы структурно-компонентного анализа в современной этнографии. Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые целью исследования является возможное выявление видовых особенностей застежек на основе музейной коллекции Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея - заповедника" РК и имеющихся данных о предметах. Для этого применяются методы описательного и сравнительного анализа предметов по декоративным особенностям, региональной принадлежности. Недостаточная освещенность данной темы подчеркивает актуальность изучения данных артефактов и дальнейшей научной классификации.
В первобытном обществе, как известно, материалами для изготовления украшений служат зубы, когти, кости, волосы животных и людей, камни, раковины, железо, стекло, бусы, кораллы, жемчуг. Наиболее удобными местами для украшений, считает Липперт Юлиус (1839-1909), австрийский историк и этнограф, "являются те части тела, которые представляют природные сужения под могущими служить поддержкой расширениями мускулов и костей. Это — лоб и виски с выдающимися под ними скуловыми частями и ушными раковинами, шея с великолепной поддержкой плеч, поясница с выдающимися бедрами, на ногах место под щиколоткой, на руках, кроме сужения перед кистью, предплечье с выдающимся мускулом и, хотя в меньшей степени, пальцы". Также используются отверстия, искусственно созданные в различных местах тела — в ушной раковине, щеках, носовых крыльях и носовой перегородке, зубах. Народы, носящие одежду, не могли естественно использовать украшения на открытых частях тела в полной мере, поэтому они часть украшений переносят на одежду. К одежде прикрепляются украшения, где только возможно, но прежде всего, предположительно в тех же местах, что и на теле. Например, в верхней распашной одежде казахов особые акценты в виде узоров или полосы ткани контрастного цвета проходят, как правило, по вороту, краям рукавов. Область талии подчеркивается поясами. В женских камзолах, верхней распашной плечевой одежде казахских женщин, использовали металлические посеребренные или серебряные пуговицы или пряжки-застежки. Застежки, состоящие их двух частей, скрепляясь друг с другом, соединяли борта камзола обычно в области талии. Иногда для декора нашивали параллельно по вертикали несколько застежек.
Казахские застежки для одежды отличаются разнообразием форм. По мнению Тохтабаевой застежки можно разделить по используемому материалу на три типа: 1 - изделия из монет, 2 - из поделочных камней, 3 - из металла. Застежки с использованием монет встречались в Атырауской области. Застежки для камзола второго типа, основу которых составляют поделочные камни, подразделяются на изделия из камня без оправы и из камня в оправе. К застежкам без оправы относится «меруерт қапсырма» из перламутровых блях с декоративными серебряными накладками, основа и соединительные части которой из серебра. Застежки этого типа бытовали в Центральном и Восточном Казахстане.
Застежки из камней в оправе подразделяются по размеру на два вида: «тасты қапсырма» (қас қапсырма, көз қапсырма) – состоит из двух камней полусферической и полуэллипсоидной формы в металлической оправе, вокруг которых множество мелких вставок из бирюзы. Такая застежка пришивается к месту талии или от трех до семи штук располагаются в ряд по вертикали. Такие застежки были небольшими по размеру, бытовали в Северном Казахстане. Застежка «қапсырма» второго вида крупная по размеру, составные части состоят из камней в виде цилиндра, эллиптического цилиндра в металлической штампованной оправе. Поверхность камней декорируется треугольниками из ложной зерни или крестовинами. Такие застежки бытовали в Западном, частью Северном Казахстане и Восточном Приаралье.
Серебряные застежки третьего вида подразделяются на ажурные и монолитные. Форма таких застежек была разнообразной. Ажурная застежка «ширатпа қапсырма» изготовлялась в технике филиграни, зерни, позолоты, со вставкой из камня в центре каждой части. Такие застежки бытовали в Северном Казахстане, частично в Карагандинской, Алматинской областях.
Монолитная пластинчатая застежка «қапсырма (ілгек)» имела разнообразные формы растительного, геометрического, зооморфного вида и других часто сложных форм. Такие застежки изготовлялись в технике ковки, штамповки, литья, резьбы, гравировки, зерни, черни, накладной скани, эмалирования, вставки камня.
В коллекции музея имеется восемь двухчастных застежек и два отдельных элемента застежки, относящиеся к периоду конца XIX - начала XX веков. Серебряные изделия из фондов музея подразделяют на серебряные предметы без добавлений и на серебряные с вкраплениями. Вкрапления могут быть в виде: камней, пасты, эмали, стекла, другого металла и др. С этой позиции две серебряные застежки без вкраплений, остальные шесть и два отдельных элемента застежки с вкраплениями соответственно. Серебряные застежки из музейной коллекции можно распределить на группы по другому признаку – застежки из металла с камнями и застежки без камней. Вместо камней иногда используют стекло или пасту. Эти застежки можно отнести в отдельную группу. В фондах музея имеются три застежки с камнями, одна застежка со вставками из стекла под сердолик, четыре застежек и два элемента застежек без камней. Две застежки из фондов имеют основополагающие части в виде камней. Это застежки из Восточного и Западного Казахстана. Застежка из Маркакольского района Восточно-Казахстанской области состоит из двух частей. Основная часть из сердолика овальной формы коричневого цвета, в глухом касте с фестончатыми краями. Низ каста украшен сканью, с правой стороны припаяны пять мелких колечек, с левой стороны – широкая петля. Вторая часть в виде крючка, украшенного пятью спаянными колечками.
Приобретена у Сулейменова Султангазы Тюспековича, жителя села Буран Маркакольского района. Украшение досталось ему от бабушки Мастуры, которая родилась и всю жизнь прожила в этих краях. Местный кузнец и ювелир из села Карачилик изготовил ей из серебряной монеты эту застежку. (№44)
Застежка из Западного Казахстана состоит из двух частей в виде розеток с фестончатыми краями, соединенных петельно - крючковым способом. В центре каждой части высокий овальный каст с зубчатыми краями со вставкой из сердолика. Лицевая поверхность розеток по краям декорирована зигзагообразным узором.
По краям застежки имеются по шесть отверстий на каждой части.
Передана в дар Государственным музеем золота и драгоценных металлов (г. Астана). (№ 46)
Застежка из Курчумского района Восточно-Казахстанской области декорирована камнями. Состоит из двух частей в виде ажурных лепестков. Части соединяются петельно-крючковым способом.
Каждая половина застежки симметрично украшена по краям камешками: три зеленых и один голубой. В центрах – по одному крупному камню овальной формы желто-красного цвета в обрамлении четырнадцати мелких камней голубого и зеленого цвета. В месте соединения двух частей имеется круглый граненый камень, темно-сиреневого цвета, в обрамлении одиннадцати мелких камешков зеленого и голубого цвета. Лицевая поверхность позолочена.
Среди застежек без камней два образца (№ 42; 43) из города Семипалатинска по форме напоминают два рыбьих хвоста, соединенных вместе. Изображение рыбы, ее чешуи, хвоста в ювелирных изделиях неслучайно. Рыб относили к числу светлых символов, связанных с чистыми стихиями, в частности с водной. Эти застежки декорированы узорами с применением техники чернения. Два отдельных элемента «қапсырма» в виде лепестков (№ 47, 48) из села Меновное Таврического района ВКО также выполнены с применением чернения. Элементы застежек приобретены у Низамутдиновой Мейрамкуль Зайнулловны, жительницы села Меновное. Украшения принадлежали ее бабушке, 1898 г. р., уроженке ВКО. К ней предметы попали согласно казахскому обычаю раздавать одежду и вещи умерших родственникам и соседям.
Застежка (№ 40) из Юго-Западного Казахстана состоит из двух составных частей в форме трех полукруглых выступов, соединяющихся шарнирным способом. Каждая часть декорирована куполообразными полыми навершиями. украшенными шариками зерни в верхней части. Основание куполообразных элементов окаймляет скань с насечкой. Плоскость между навершиями украшают ромбовидная розетка с выпуклым крестообразным узором и ложной зернью по внутреннему контуру, два треугольника в технике ложной зерни, четыре круглые маленькие розетки с зернью в центре и по внешнему краю. На крестообразном узоре ромба рисунки с изображением скоб. В месте шарнирного соединения, на лицевой части имеется выпуклая в форме вытянутого овала накладка с окантовкой из скани с насечкой и бугорчатой скани. Верхняя и нижняя части накладки декорированы тремя выпуклыми полосками, расположенными наискосок.
Застежка (послед. из Баширова) из Северо-Восточного Казахстана состоит из двух частей в виде фигурных пластин с роговидными завитками по краям, соединяющихся при помощи крючка и петли. Каждая часть в виде вариации казахского узора «қошқар мүйіз» (каз. яз.) – «бараний рог». Вся поверхность застежки декорирована гравированным узором с роговидными завитками, фоновый рисунок в виде мелких колечек. По контуру застежки проходят линии с мелкими поперечными штрихами.
Застежка из Атырауской области состоит из двух полуовальных частей, соединяющихся шарнирным способом. На каждой пластине овальный двухуровневый каст со стеклом темного цвета. Малый каст расположен в центре большого, декорирован по контуру двумя рядами скани с насечкой. Стекло, вставленное в каст, покрыто сверху композицией из шести треугольников в технике ложной зерни. Места соединения треугольников украшены зернью. На каждой части по внутренним углам ромбовидный узор из ложной зерни, зернь вдоль шарнирного соединения. Трубчатая деталь шарнирного замка с обеих сторон окантована двумя рядами скани с насечкой и бугорчатой сканью. Общий фон золотистого цвета.
Приемы отделки украшений геометрическими композициями из зерни с центрами, выделенными сердоликами или материалом «под сердолик» в оправах, сохранились только в ювелирных изделиях западно-казахстанских зергеров (ювелиров).
Как правило, в национальном костюме, в частности в казахском женском наряде, нательные украшения и украшения для одежды составляют единый ансамбль, который отвечает идейным и эстетическим требованиям.
Таким образом, в музейной коллекции казахских застежек представлены практически все распространенные виды застежек, кроме застежек с использованием монет. Застежки относятся к периоду конца XIX - начала XX веков. Пять застежек и два элемента застежек относятся к Восточно-Казахстанскому региону. Одна застежка из Юго-Западного и две застежки из Западного Казахстана. Выполнены украшения в технике штампа, ковки, скани, резьбы, гравировки, чернения, насечки, вставки камня, золочения, гнутья, пайки. Только застежка из Юго-Западного Казахстана украшена дополнительно зернью.
Для декора музейных застежек применены все виды казахского орнамента, но для застежек Восточно-Казахстанского региона в основном зооморфные и растительные узоры. В застежках Западно-Казахстанского региона превалирует геометрический рисунок. Сведений о сдатчиках нескольких застежек не имеются.
Актуальность изучения казахских серебряных застежек очевидна ввиду ограниченного количества исследовательского материала. Казахские серебряные застежки как украшения для казахской национальной одежды представляют научный интерес.
Асылова Л. М.
журнал «Мәдени мұра» - «Культурное наследие»,
Национальный музей РК, № 4, июль-август, 2015 г.,
стр. 119-122
Литература:
1. Исторический опыт хозяйственного освоения Западной Сибири. Книга 1. / Под ред. Ю. Ф. Кирюшина, А. А. Тишкина. – Барнаул: АГУ, 2003. С.386-395.
2. Козыбаев М. К., Аргынбаев Х. А., Муканов М. С. Казахи. / Под ред. Г. Е. Тайжановой. - Алматы: Казахстан, 1995.
3. Метте В., Абайдильдин Т. «Душа и память народа», Усть-Каменогорск, 2003.
4. Сычева Н. Ювелирные украшения народов Средней Азии и Казахстана. - М.: Советский художник, 1984.
5. Тохтабаева Ш. Ж. Казахские ювелирные украшения. - Алматы: Өнер, 1985.
6. Тохтабаева Ш. Ж. Серебряный путь казахских мастеров. Алматы: Дайк-Пресс, 2005.