Одной из ведущих форм художественного творчества казахского народа издревле является народное прикладное искусство, которое обладает неповторимой самобытностью.
Самобытность казахского народного ремесла во многом обусловлена особенностями бытовавшего на территории Казахстана хозяйственно-культурного типа, в котором преобладало кочевое и полукочевое скотоводство. Вследствие этого масса ремесел, базировавшихся на основе переработки животноводческого и природного сырья, имела характер домашних промыслов. По этой же причине при производстве ремесленных изделий существовало достаточно четкое разделение по половому признаку. Если ткачеством, изготовлением изделий из войлока и плетением из чия в большей степени занимались мастера обоего пола, то такие трудоемкие виды ремесла, как художественная обработка дерева, кости, металла, кожи и производство изделий из них являлись прерогативой мужчин [4, с. 17].
В течение последних десятилетий традиционные казахские мужские ремесла, как и народное искусство в целом, утратили прикладную роль, но при этом не потеряли своей популярности, которая в настоящее время только растет. Определенное развитие они получили, в том числе и на территории Восточного Казахстана, где в настоящее время живет немало народных умельцев, увлеченных историей и этнографией своего народа и стремящихся воплотить в своих изделиях лучшие народные традиции. Самые яркие работы этих мастеров хранятся в фондах областного архитектурно-этнографического музея-заповедника.
Среди традиционных мужских ремесел казахов особое место во все времена занимала художественная обработка дерева. Относительная доступность, простота обработки, а главное легкость и прочность древесного материала сделали его незаменимым в повседневном быту казахов. В былые времена из дерева казахские мастера-деревообработчики ағаш-ұста изготовляли детали каркаса юрты, а также всевозможную домашнюю утварь: посуду, мебель, седла и т. д. Основным способом декорирования изделий из дерева при этом являлась разнообразная резьба [1, c. 46].
Данный вид ремесла и поныне является наиболее популярным среди народных мастеров. Достаточно широкое развитие этот вид народного искусства получил, в том числе и на территории ВКО.
В фондах областного этнографического музея широко представлены изделия мастеров, создающих традиционные изделия в технике резьбы по дереву. Одним из них является Болат Каримович Исин.
Б.К. Исин родился в 1952 году в селе Маканчи Семипалтинской (ныне Восточно-Казахстанской области), окончил отделение художественной обработки дерева Косовского техникума народно-художественных промыслов им. Касияна на западной Украине в 1978 году. По окончании данного учебного заведения работал художником-оформителем на различных предприятиях города Усть-Каменогорска. В 1990 году был принят в члены союза художников Казахстана. В этот же период в фондах музея-заповедника была сформирована коллекция изделий автора.
В фондах нашего музея представлены самые разнообразные изделия мастера, особым изяществом и своеобразием среди которых выделяются разнообразные предметы посуды. Высоким качеством отличаются изготовленные им из красного дерева изящные половники для кумыса – ожау, украшенные резьбой и покрытые воском. Все это придает им красочный внешний вид. Каждое из них индивидуально и неповторимо в своем роде. Особым колоритом отличается ожау, изготовленное Булатом Каримовичем из красного дерева в 1987 году (Рис. 1). Оно имеет фигурную ручку, которая украшена прорезной резьбой и рельефным орнаментом «қошқар мүйіз». Черпачок изделия разделен на две части перегородкой, также украшенной декоративной прорезной резьбой.
Наряду с резьбой Болат Каримович украшает свои изделия инкрустациями из металла. Примером тому может послужить великолепное ожау, изготовленное им из цельного куска красного дерева в 1992 году (Рис. 2). Ручка половника имеет четырехгранную форму и методом насечки инкрустирована вставками из мельхиора. Навершие ручки выполнено в виде объемного казахского традиционного орнамента «гүл-ою» (трилистник).
Наряду с половниками для кумыса Болат Каримович изготовляет из дерева и другие предметы казахской традиционной посуды. Так в экспозиции музея-заповедника находятся выполненные им ступа сапты аяқ и пестик түйгіш. В старину данные предметы использовали для растирания табачных листьев. Плоскодонная толстостенная ступка (Рис. 3) изготовлена мастером из красного дерева в долблено-резной технике и покрыта воском. Ручка ступки украшена рельефной резьбой в форме традиционного казахского орнамента «гүл-ою» и в средней части имеет прорезь. Пестик-түйгіш вырезан из древесины ясеня и в верхней части украшен рельефной резьбой с зооморфно-растительным орнаментом (Рис. 3).
В целом, изделия Булата Каримовича отличаются этнографичностью и высоким уровнем исполнения. Мастеру полностью удается воплотить в них богатые национальные традиции в области прикладного искусства.
Заметное место в фондовой коллекции областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника наряду с изделиями Б.К. Исина занимают работы А.Д. Оразгалиева, также изготовленные в технике резьбы по дереву.
А.Д. Оразгалиев родился в 1964 году. Окончил архитектурный факультет Алматинского архитектурно-строительного института. Резьбой по дереву занимается с 1990 года. В 2005 году открыл мастерскую «Танба», где создает различные изделия в казахском национальном стиле, стараясь возродить забытые, ушедшие в небытие предметы быта. Является постоянным участником областных, республиканских и международных выставок мастеров народного и декоративно-прикладного искусства.
Особое внимание привлекают изготовленные им великолепные кумысные наборы, украшенные традиционным национальным орнаментом, нанесенным на изделия методом плоскорельефной резьбы и выжигания. Один из них (Рис. 4), изготовленный мастером в 2010 году, отличается особым качеством исполнения. Он состоит из нескольких предметов: округлой, толстостенной кумысницы, половника ожау и шести пиал.
Кумысница и пиалы, входящие в набор, выточены на токарном станке из древесины карагача (обиходное название нескольких видов вязов, растущих в Поволжье, Южном Урале, Кавказе, Средней Азии и других южных регионах), которая отличается большой прочностью, темным буро-красным цветом и неповторимым оригинальным текстурным рисунком. Тулова изделий посередине украшены стилизованным казахским орнаментом «қошқар-мүйіз», нанесенным на их поверхность методом выжигания. Сверху и снизу рисунок орнамента окаймлен с двух сторон двумя узкими выжженными коричневыми полосками.
Наряду с кумысными наборами в фондах областного архитектурно-этнографического музея-заповедника представлены два великолепных декоративных блюда-астау для подачи мяса (Рис. 5, 6), изготовленных мастером методом долбления из древесины осины в 2010 году. Оба блюда изготовлены из цельного куска дерева и имеют овальную вытянутую форму. Рельефные ручки изделий украшены резным орнаментом. По бокам с четырех сторон блюда украшены стилизованными головками барана, выполненными в технике объемной резьбы. Ножки изделий выполнены в виде стилизованных скульптурных фигур архаров (горных баранов). Стенки блюд с боков по всей длине украшены плоскорельефной резьбой в форме традиционнного казахского оранмента «қошқар-мүйіз».
В целом, изделия А.Д. Оразгалиева отличаются своеобразным неповторимым колоритом. За долгие годы работы мастер сформировал собственный стиль, который характеризуется стремлением автора подчеркнуть естественный природный рисунок и подлинную красоту древесного материала.
Наряду с предметами из дерева, большое место в жизни казахов во все времена занимали различные изделия из кожи.
Художественно обработанная кожа, произведенная из шкур мелкого и крупного рогатого скота, была непременной частью кочевой культуры казахов. Из нее шили одежду, обувь, головные уборы, изготовляли детали конского снаряжения, изделия домашнего интерьера, а также предметы посуды и кухонные емкости, отличающиеся огромным разнообразием. Особое значение в прежние времена казахи также придавали изготовлению плетей - қамшы, которые выплетали из отдельных кожаных ремешков особые мастера – өрімші [2, с. 73].
С помощью плети выражали в иносказательной форме разные известия. Если ломали пополам ручку плети, это означало, что у хозяина умерла жена. Плеть умершего отца или деда вешали на почетное место в доме от сглаза и злого языка. Плеть дарили родственники матери семилетнему мальчику со словами: «Пусть твоя жизнь будет такой же прямой и прочной, как рукоять плети». Также заслуживает внимания обычай подтверждать правдивость своих слов плетью, которую оратор при произношении речи клал перед собой [4, c. 83]. Все вышесказанное говорит о том, что такой предмет как плеть играл не только практическую, но и обрядовую роль в быту казахов.
В целом, кожевенное производство и художественная обработка кожи играли важную роль в повседневной жизни казахского народа. При этом они не утратили своей популярности и поныне. Подтверждением этому служит творчество мастера из города Семей Мукажанова Жармака Зарбаевича.
Мукажанов Жармак Зарбаевич родился в 1958 на станции Жарма Семипалатинской области (ныне ВКО). Образование – среднее. Научился изготавливать изделия из кожи и дерева у старших братьев и опытных мастеров. Его первая работа – это камча, которую он сделал, когда учился в младших классах. Благодаря своему таланту и высокому мастерству автору удалось воплотить в предметах быта богатые национальные традиции декоративно-прикладного искусства.
Жармак Зарбаевич изготавливает из кожи самые разнообразные традиционные изделия. При этом особое исполнительское мастерство и художественный вкус характеризуют выполненные мастером сосуды для кумыса – торсыки (Рис. 7). Несколько экземпляров подобных изделий пополнили фонды музея в 2008-2012 годах. Все они имеют рогообразную форму, которая является наиболее традиционной для сосудов данного типа. Подобный внешний вид изделий продиктован в первую очередь не эстетическими, а практическими целями. Даже после полного осушения торсыка в его рогообразных полостях остается некоторое количество кумыса, служащее своеобразной закваской для новой порции еще неперебродившего напитка, который заливался в емкость [5, c. 119]. Сосуды состоят из двух выпуклых симметричных частей, сшитых по контуру вручную крупными стежками вощёной нитью. Вся поверхность изделий украшена зооморфным орнаментом в казахском национальном стиле, нанесенным на их поверхность методом тиснения. Кроме того, каждый торсык снабжен деревянной крышкой в форме конуса. Как можно заметить, эти декоративные предметы сделаны с полным соблюдением традиций, имеют этнографическое значение, а также обладают утилитарными функциями – в них вполне можно хранить молочные продукты.
Наряду с торсыками в фондах музея представлены изготовленные мастером декоративные плети-қамшы, украшенные фигурными металлическими пластинками из металла, а также инкрустациями из полудрагоценных камней – бирюзы, халцедона и т. д. (Рис. 8). Данные изделия представляют собой не только этнографический, но и декоративный интерес. При их создании Жармак Зарбаевич проявил себя не только как мастер кожевенного дела, но и как искусный ювелир.
Наряду с деревообработкой и кожевенным мастерством на территории Казахстана издревле была развита художественная обработка металла. В ассортимент продукции казахских мастеров по металлу наряду с изготовлением ювелирных украшений входило изготовление самой разнообразной кухонной металлической посуды и предметов личного обихода: серебряных шкатулок для женских украшений, гребней, табакерок и т. д. Кроме того, узорными накладками из металла казахские мастера по металлу часто декорировали предметы мебели, изготовленные из дерева. Металлическими пластинами с чеканным узором часто обивали сундуки, лицевую сторону кровати «төсекағаш», подставки под поклажу «жүкаяқ», подставки под емкости для кумыса «сабаяқ», посудные шкафы «асадал» [4, c. 101]. В фондах музея представлено большое количество изделий, созданных в данном направлении декоративно-прикладного искусства. Особое место среди них занимает уникальная коллекция сундуков, созданная мастером из села Карабулак Зайсанского района ВКО Омирзаком Багияновым (р. в 1962 году). Всего в нее входят семь деревянных сундуков разных размеров (Рис. 9). Изделия с лицевой стороны обиты жестью и покрыты стилизованным казахским орнаментом «гүл ою» и «қошқар мүйіз», выбитым на поверхности металла при помощи специальных трафаретов методом чеканки. Полученный узор сверху раскрашен разноцветными цветными красками и покрыт лаком, что придает сундукам особую яркость и праздничность.
В целом, изделия современных мастеров декоративно прикладного искусства ВКО, работающих в области традиционных мужских ремесел, достаточно широко представлены в фондах областного этнографического музея-заповедника и отличаются большим жанровым разнообразием. Все они изготовлены в соответствии с лучшими канонами народного ремесла, но при этом заключают в себе и некоторые современные элементы, которые лишь подчеркивают декоративность и самобытность традиционных изделий. Каждый из мастеров обладает собственным авторским почерком, который делает его изделия легко узнаваемыми. Все это в свою очередь принесло многим из них не только общереспубликанскую, но и международную известность. Несмотря на достигнутые успехи в творческой деятельности, наши мастера находятся в непрерывном творческом поиске и постоянно стремятся раздвинуть горизонты своего мастерства и создать что-то новое и неповторимое. Их творческий потенциал поистине неисчерпаем! Все это позволяет нам сделать вывод о том, что современные мужские ремесла на территории ВКО имеют все перспективы для дальнейшего развития.
Источники и литература
- Новая жизнь древних традиций. Иллюстрированный альбом. – Алматы, 2010. – 294 с.
- Раимханова К.Н., Мекебаева А.А. Народные промыслы и ремесла казахов. – Алматы, 2003. – 108 с.
- Смагулова Г.М. Национальные мотивы в художественных произведениях мастеров резьбы по дереву в фондах музея. Мастер Б.К. Исин. – Усть-Каменогорск, 2003. – 22 с.
- Тохтабаева Ш.Ж. Шедевры великой степи. – Алматы: «Дайк-пресс», 2008. – 240 с.
- Шоқпарұлы Д, Дәркембайұлы Д. Прикладное искусство казахов. – Алматы, 2007. – 272 с.
Бемм Максим Александрович.
Этнография Алтая и сопредельных территорий:
Материалы 9-й международной научной конференции,
посвященной 25-летию центра устной истории и этнографии лаборатории исторического краеведения Алтайского государственного педагогического университета (Баранул, 28-30 октября 2015 года).
Выпуск 9 / под редакцией Т.Г. Щегловой. – Барнаул: Алтайская государственная педагогическая академия, 2015. – 358 с.
< Предыдущая | Следующая > |
---|