Статья посвящена семиотическому аспекту орнаментальных мотивов домовой алтайской росписи, бытовавшей в середине XIX-начале XX веков в старообрядческих сёлах Алтая, в т. ч. на территории современной Восточно-Казахстанской области (Юго-Западный Алтай). Будучи занесённым в различные районы Сибири и Урала русскими крестьянами-переселенцами из северных и центральных областей России, данный вид росписи использовался для украшения всего дома, как снаружи, так и изнутри (стены, потолок, печь, двери, и др.), а также различных предметов крестьянского быта. Первоначальная направленность домовой росписи связана с заклинательно-магической функцией, так как в основе её содержится древнейшее представление о структуре мироздания и духовных ценностях русского народа. Орнамент росписи состоит из элементов-символов, каждый из которых и их комбинации несут определённую смысловую информацию, имевшую важную социальную значимость.
Из предметов домашнего обихода с алтайской росписью лучше всего и в большом количестве сохранились прялки, которые играли важную роль в повседневной жизни того времени. На примере старинных русских прялок из коллекции Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника автор анализирует семантическое содержание мотивов и композиций алтайской росписи. В исследовании используется современный научный метод контент-анализа, основанный на количественном подсчёте текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. В результате исследования автор выявляет градацию образов-символов, используемых в алтайской росписи, раскрывает их семантическую наполненность и социальную значимость.
The present article discusses the semiotic aspect of ornamental motifs of the Altai painting of the middle 19th – the early 20th in Old Believer villages of Altai, including the territory of the modern East Kazakhstan Region (the South-West Altai). Being introduced into various parts of Siberia and Ural by migrating Russian peasants from the north and central Oblasts of Russia, this type of painting was used for decoration of an entire house both outside and inside (walls, a ceiling, a stove, doors, etc) and various peasant household items. Initial orientation of the house painting is connected with incantatory and magic functions because it is based on the most ancient concepts of universe structure and spiritual values of the Russians. The painting ornament consists of symbolic elements, which contain (individually and combined) specific semantic information of social significance.
Spinning wheels, playing a key role in everyday life in those times, are the most numerous and well-preserved household items with the Altai painting. The author analyzes semantic content of motifs and compositions of the Altai painting using the example of ancient Russian spinning wheels from the collection of the East Kazakhstan Regional Architectural-Ethnographic and Natural-Landscape Museum-Reserve. The content analysis, a modern scientific method based on quantitative calculation of text and text arrays for the subsequent informative interpretation of the determined number patterns, is used in the research. The author determines gradation of the images and symbols of the Altai painting and describes their semantic content and social significance in the research findings.
Ключевыеслова: алтайскаяроспись, прялка, семантическоесодержание, образы-символы, контент-анализ, солярныйзнак, цветочнаярозетка, древожизни, образптицы, солнце, семейноеблагополучие / Keywords: Altaipainting, spinningwheel, semanticcontent, imagesandsymbols, contentanalysis, solarsign, floralrosette, thetreeoflife, theimageofthebirds, thesun, familywell-being.
В непрерывной цепи передачи духовных ценностей в народном искусстве важную роль играет коммуникативная функция, самым непосредственным образом связанная со знаковым аспектом искусства[1]. Семиотический подход, основанный на изучении информации, заложенной в знаках-символах, приобретает в настоящее время первостепенное значение не только для теории, но и для практической работы, связанной с дальнейшим развитием народного искусства.
Большой интерес в этом контексте представляет крестьянская бытовая живопись, широко распространённая в XVII-XIX веках на территории Северо-Западного края и Верхнего Поволжья, а также в различных районах Сибири и Урала, занесённая сюда русскими переселенцами, где она получила название урало-сибирской домовой росписи. Данный вид росписи использовался не только для украшения предметов крестьянского быта, но также и всего дома, как снаружи, так и изнутри (стены, потолок, печь, двери, и др.). Первоначальная направленность домовой росписи связана с заклинательно-магической функцией, так как в её основе лежит древнейшее представление о структуре мироздания и духовных ценностях русского народа, отождествлявшего жилище с микро-и-макрокосмосом. Орнамент росписи состоит из элементов-символов, каждый из которых и их комбинации несут определённую смысловую информацию, имевшую важную социальную значимость.
Алтайская роспись как ответвление урало-сибирской крестьянской живописи бытовала в старообрядческих сёлах Алтая, в т. ч. на территории современной Восточно-Казахстанской области (Юго-Западный Алтай) в середине XIX-начале XX веков. Из предметов домашнего обихода с алтайской росписью лучше всего и в большом количестве сохранились прялки, которые играли важную роль в повседневной жизни того времени[2]. Прялка была не просто предметом быта, орудием труда, активно используемым в женском рукоделии, но она также имела обрядовое, коммуникативное значение. Обычно дед делал прялку для внучки, отец для дочки, иногда жених для невесты, муж для жены[3]. Маленькую детскую прялочку родители дарили девочке в знак приобщения к труду, большую преподносили девушке, когда она достигала возраста невесты и должна была появиться на посиделках. Прялка, входила в состав женского приданного, переходила от матери к дочери, сохраняла память о близких людях[4]. Поэтому её украшению придавалось большое значение.
В фондах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника насчитывается 72 расписные прялки. На 51-ой прялке роспись в хорошей сохранности, на 17-ти – имеет повреждения, но различима; и на 4-х прялках роспись плохо сохранилась и не разборчива[5]. Таким образом, для исследования семантического содержания образов-символов алтайской росписи автором статьи было выбрано 68 прялок с хорошо сохранившимся и различимым живописным изображением.
В качестве методической базы взята стандартная методика исследования в области общественных наук - контент-анализ (от англ.: contents - содержание, содержимое)или анализ содержаниятекстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. Кроме того, метод контент-анализа определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей[6]. В данном исследовании в качестве носителей информации выступают определенные мотивы алтайской росписи, которые несут семантическую, смысловую наполненность образов. С помощью контент-анализа образов-символов росписи можно составить картину мировоззрения наших далеких предков, определить их идеалы и ценности, а также способы и характер передачи информации между людьми прошедших эпох.
В результате проведенной процедуры подсчета частоты использования того или иного живописного мотива выявлено, что наибольшее количество росписей на прялках составляют композиции с изображением солярного знака, общее их число - 30 единиц. На втором месте – композиции с изображением цветущего куста – 18 единиц. Третья группа по численности – композиции с цветочными розетками, их число – 15 единиц. Минимальное количество мотивов - с изображением птиц – 4 единицы, и с изображением людей возле цветущего (плодоносящего) дерева – 2 единицы. Если суммировать композиции с солярным знаком и композиции с цветочными розетками, имеющими одинаковое семантическое прочтение, то мы получим общее их количество 45 единиц (30+15). Это цифра составляет большинство от общего количества анализируемых росписей (68 ед.).
На основании такой классификации можно сделать вывод о том, что самым главным элементом в алтайской росписи является круг, розетка (солярный знак, цветочная розетка), символизирующие солнце (рис. 1). Это древнейший охранительный символ, изображая который, наши предки желали друг другу здоровья, благополучия, добра и счастья – самые главные ценности в жизни. Поэтому знак солнца так часто встречается не только в декоративно-прикладном искусстве, но является самым древним и распространенным символом во всей русской народной культуре (в фольклоре, хореографии, обрядах народного земледельческого календаря).
Вторым по численности мотивом, используемым в алтайской росписи, было изображение цветущего куста или дерева (рис. 2, 3, 4). Оно символизировало «древо жизни» или «семейное дерево», а также обиталище духов умерших предков – покровителей крестьянского дома и его жителей
[7]. Данный факт говорит о большом значении, которое придавали в народе созданию и сохранению семьи, почитанию своего рода. Преподнося в подарок девушке прялку с изображением «семейного дерева», ей желали тем самым счастливой семейной жизни. Этот образ помогал формировать в сознании девушки ответственное и серьёзное отношение к семье и осознавать свое главное предназначение в жизни как матери и жены, хранительницы домашнего очага.
Особым в плане смысловой содержательности является образ птицы. Её изображение осмысливалось как символ жизни, символ солнца. Образ птицы прочитывался по-разному в зависимости от места и роли той вещи, где её изображали, и от сочетания с другими мотивами. На прялках и других предметах, связанных со свадебным обрядом, птица уподоблялась образу невесты. Она приобретала женственный облик, в ней подчёркивалось изящество и нарядность, в лапку ей вкладывался цветок или веточка
[8]. Подобный мотив лишь единожды встречается в анализируемой коллекции расписных прялок (рис. 5).
Более распространены композиции с двумя птицами, которые символизируют счастливую супружескую пару[9]. В рассматриваемых росписях этот мотив встречается трижды. В двух случаях из них птички изображены в композициях сидящими на вершине цветущего куста или плодоносящего дерева, что ещё больше раскрывает смысловое содержание образов (рис. 6). Сочетания этих символов можно интерпретировать как пожелание девушке, владелице данной прялке, счастливой супружеской, семейной жизни, здорового потомства, здоровья и долголетия. Малочисленность композиций с птицами можно объяснить, во-первых, меньшей распространенностью этого образа в алтайской росписи, во-вторых, более сложным его техническим исполнением.
Наименьшее количество росписей – с изображением людей и животных, что также объясняется крайней редкостью использования сюжетных композиций в алтайской росписи в целом. В анализируемой коллекции имеется всего две прялки с таким содержанием. Люди на них изображены рядом с цветущим или плодоносящим деревом («древом жизни»), которое находиться в центре композиции (рис. 7). Эти сюжеты имеет схожую интерпретацию с предыдущими мотивами – пожелание благополучной семейной жизни, дающей хорошие плоды. Изображение животных (собаки) и птиц в этих композициях имеют охранительную символику[10].
Таким образом, контент-анализ семантического содержания мотивов и композиций алтайской росписи на прялках показал, что главным смысловым элементом в данной росписи является символ солнца, вторым по значимости – мотив «древа жизни», остальные элементы и мотивы росписи дополняют основную идею, которую несут главные образы. Основной идеей, закодированной в символах алтайской росписи, является утверждение вечных человеческих ценностей – здоровья, добра, семейного благополучия и жизнелюбия.
[1]Соколова М. С. Художественная роспись по дереву: Технология народных художественных промыслов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Владос, 2002. 303 с.
[2] Русакова Л. М. Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. 176 с.
[3] Там же. С. 52.
[4]Соколова М. С. Художественная роспись по дереву. С. 95.
[5]Черкашина В. А. Расписные изделия конца XIX-начала XX вв. (из фондов ВК обл. этнографического музея-заповедника): каталог. Усть-Каменогорск, 2005. 53 с.
[6]Федотова Л. Н. Анализ содержания: социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М.: Научный мир, 2001. 214 с.
[7] Живова Л. В. Домовая и прялочная роспись русских Алтая (по материалам экспедиций ОРРТРК). Барнаул: АлтГТУ, 1999. 10 с.
[8]Соколова М. С. Художественная роспись по дереву. С. 109-110.
[9]Там же. С. 110.
[10]Там же. С. 109.
Романова Е. А.
Орнаментика в артефактах традиционных культур:
Материалы Пятнадцатых Международных Санкт-Петербургских этнографических чтений. – СПб.: ИПЦ СПГУТД, 2016 – С. 178-184
< Предыдущая | Следующая > |
---|