• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи научные Сушко П. Н. Русские иконы с восточными мотивами в собрании музея-заповедника

Сушко П. Н. Русские иконы с восточными мотивами в собрании музея-заповедника

Когда русские православные миссионеры стали работать в регионе Сибири, Алтая и прилегающих территорий, то они обнаружили,  что здесь широко бытуют ритуальные предметы и сооружения буддийского искусства, имеющие сложную и детально разработанную систему   приемов изображения реальных предметов и образов  потустороннего мира, разительно непохожую на эстетику и семантику    образцов православного искусства.

Со временем эти сакральные и эстетические комплексы стали взаимно пересекаться. Так   в произведениях сибирского православного искусства постепенно стали появляться реминисценции буддийского искусства. На что обращает внимание У.К.Брумфилд, считая что «русские связи с азиатскими народами и культурами представляют тему, границы которой еще не исследованы» [9, с.111]. М.В.Головизнин,  говоря об архитектуре тех же храмов,  замечает: «Причудливый узор упомянутых выше церковных сооружений не нахо­дит аналогов в церковном строительстве России. Стены храмов покры­ты экзотическим орнаментом в виде стреловидных многогранников и звездчатых картуш, объяснить которые с точки зрения христианской символики представляется затруднительным» [10].

Эта тенденция проявилась и  в русской православной иконописи Сибири. Обратимся к распространенному  в сибирских иконах приему широкого использования  спиралевидной манеры в  изображении облаков и вод, предположительно,  заимствованной у создателей буддийских икон (тханок).

В  канонических русских иконах облака изображаются, преумущественно,   как кучевые.   Такой тип письма облаков, например,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     можно видеть в иконах  «Святой великомученик Димитрий Солунский, ок. 1700 года   (Государственная Третьяковская галерея) и «Святой патриарх Модест», XVIII века (Государственный Русский музей)  [1, ил.161,№ по каталогу 968; 7, ил 57].  Реже, преимущественно в старообрядческих иконах,   встречается архаичная манера изображения узкой полосы  пилообразных облаков,  ограниченных снизу закругленной  линией.  Такой тип письма облаков присутствует в иконах  « Пресвятая Богородица Боголюбская»,  конца  XVI- начала XVII в., « Святой Симеон-столпник», середины XVI  века (Государственная  Третьяковская галерея) [1, ил.109, номер по каталогу 785; ил.34, номер по каталогу 524;8, ил.223]. 

Исключение составляют новгородские, строгановские и палехские иконы, где спиралевидные   элементы используются,    преимущественно,    в качестве  завершений гряд кучевых облаков или в изображении  волн [3,с.133,135]. В свою очередь этот прием, возможно, заимствован из восточных культур, так как не характерен для русских икон до XVI века. 

В тоже время,  спиралевидный рисунок  в изображении кучевых облаков  более типичен  для  буддийских тханок, при  этом графическая спираль, как правило, изображается в центре отдельных облаков. В качестве примера можно привести  «Канон изображения Будды» и  тханку «Перерожденец Жебзундамба» (Музей резиденции Богдо-хана, Уданбатор) [2,  с.53,табл.86; 4,ил.91].

В собрании икон музея-заповедника автором статьи  выявлены 18 русских  сибирских  икон, преимущественно  старообрядческих,  в которых прослеживаются такой тип  облаков или валов вод и другие восточные мотивы. Наиболее выразительно этот графический прием проявился в иконе «Святой Ахистратиг Архангел Михаил» конеца XIX в. (ГИК-24-8682, ил.1).

 

                  Ил.1. Святой  Архистратиг Архангел Михаил, конец XIX в.                  

           Ил.1. Святой  Архистратиг Архангел Михаил, конец XIX в.

Мы видим характерные  облака, как будто сошедшие с поверхности буддийской тханки. Их спиралевидная графика напоминает нам об одном из восьми  драгоценностей буддизма,  Шанкхе [5, с. 227, 868]. Завитки валов фантастического моря, как атрибуты мира земного, по графике напоминают  знаковый древнекитайский символ инь-ян [6, с. 263, 306].

 

                                  Ил.2.  Святитель Николай Мирликийский, конец XIX в.

                 Ил.2.  Святитель Николай Мирликийский, конец XIX в.

  На иконе Святитель Николай Мирликийский мы наблюдаем графически четкий спиралевидный рисунок завитков облаков и верхних частей бороды святого (ГИК-10-2346, ил.2).

В завершении статьи обратимся  к маргинальной по письму и образности   иконе «Пресвятая Богородица Семистрельная» (КП-НВ.15-9748,  ил.3),  которая поступила в музей-заповедник в 2011 году как дар  антиквара Харламова А.В.

Икона  написана темперой по левкасу, на цельной доске с использованием двух торцовых шпонок.  В качестве замены позолоты использован тонированный под золото двойник. Ковчег отсутствует. Лик Богородицы выполнен с применением техники невысокого рельефа на левкасе. Письмо  крестьянское,  близкое - к примитивному.

    

                 Ил.3. Пресвятая Богородица Семистрельная, конец XIX- начало XX вв.                 

Ил.3. Пресвятая Богородица Семистрельная, конец XIX- начало XX вв.

Обращает на себя  внимание необычность лика Богородицы, имеющей характерные  восточные  черты и  больше напоминающей образ буддийской бодхисаттвы, изваянной в бронзе.

На примере икон из собрания Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника  мы убеждаемся, что      артефакты искусства любого народа закономерно несут на себе печать влияния культуры  соседних народов. Культуры взимопроникаемы и это объективная  историческая закономерность.

 

                                                                               

Библиография:

1. Антоновна В.И., Мнева Н.Е., Государственная Третьяковская галерея. Каталог древнерусской живописи  XVI - начала XVIII вв., том II, М: Искусство, 1963, 571 с.+179 ил.

2. Дорже Д. Р. Древо собрания трехсот изображений, Санкт-Петербург, 1997, 136 с.

3. Икона, сост. Кравченко А.С.,Уткин А.П. М: Стайл А ЛТД,1993, 126 с.

4. Монгольская национальная живопись. Монгол зугар, альбом, Улан-Батор:  Государственное издательство, 1986, 30 с.+192 ил.

5. Неаполитанский С.М., Матвеев С.А.Энциклопедия буддизма, СПб: Институт метафизики, 2007, 928 с.

6. Полная энциклопедия символов, сост. Рошаль В.М., М: АСТ; СПб: Сова, 2007, 515 с.

7. Смирнова Э.С. Живопись Древней Руси (находки иоткрытия), Л: Аврора, 1970, 30 с.+57 ил.

8. Шедевры русской живописи, М: АСТ; Минск: Харвест, 2007, 272 с.

9. Брумфилд У. К.. Азиатские  мотивы в церковной архитектуре Сибири в XVIII в.// журнал «Ойкумена. Регионоведческие исследования», вып. 2/17/2011/http:// www.ojkum.ru/http: //cultinfo.ru/brumfield/siberia/index.htm/26.02.2016 г.

10. Головизнин М.В. Православно-буддийский «диалог» в Южной Сибири в XVII – XVIII вв. и его культурно-исторические последствия// Седьмая международная востоковедческая конференция «Торчиновские чтения. Метаморфозы», 2013.07.29/ http://www.torchinov.com/ 2013/07/29/26.02.2016 г.

Сушко П.Н.©

Статья опубликована:

В сборнике материалов VI международной научно-практической конференции «Россия, Сибирь и государства Центральной Азии: взаимодействие народов и культур», Барнаул: АлтГПУ, 27-28 апреля 2016 г., с. 129-131.

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы