О выставке музыкальных инструментов «Чарующие звуки музыки»
«Музыка похожа на океан, а музыкальные инструменты подобны островам, разбросанным в океане…»
испанский гитарист А.Сеговия
Музыка! Как прекрасна и поистине безгранична эта область человеческой культуры! Целый океан живых страстей, возвышенных мечтаний и благородных стремлений человечества заключен в творениях музыкальной классики.
Сокровища музыки, накопленные в течение веков поколениями людей, необычайно многообразны. Музыка окружает нас повседневно, всюду и везде, в труде и быту, в дальних поездках и дружеских встречах, в дни всенародного горя и праздничных гуляний. Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Трудно найти на земле человека, который мог бы прожить без музыки, обойтись без каких либо, простейших музыкальных впечатлений. Иногда слова бессильны передать человеческие чувства, музыка сильнее любых слов запечатлевает тяжесть утраты, глубину людского горя или радость рождения, счастье любви. Ласковый напев колыбельной выражает сильнее любых слов красоту материнства, нежную человечность, никакие самые красноречивые словесные излияния не заменят сердечного напева женщины – матери.
Общественное назначение музыки может быть самым различным. Её слушают в операх и концертных залах, она звучит на парадах и спортивных праздниках, в парках и детских садах. Есть музыка оперная и балетная, симфоническая и камерная, есть музыка военная и культовая, народная и эстрадная. Мир музыки поистине безбрежен. Он охватывает разные эпохи истории, разные слои общества, различные национальные традиции. Хочется подчеркнуть, что музыка во многом отличается от других искусств – её выразительные средства и образы не столь наглядны, как образы живописи, театра, кино. Язык точных понятий ей чужд. Музыка оперирует средствами чисто эмоционального воздействия, обращается преимущественно к чувствам и настроениям людей. [1]
Немало мифов, сказок и легенд создано народами разных стран о музыке и музыкальных инструментах. Они становятся поистине волшебными, оживают и обретают свой голос благодаря искусству народных музыкантов – исполнителей, великой силе которого покоряются даже могущественные явления природы.
Богат и разнообразен мир музыкальных инструментов. С древнейших времен до наших дней сопровождают они жизнь человека. От тетевы лука до скрипки Страдивари; от примитивных деревянных инструментов до современного синтезатора.
Материалы археологических раскопок, наскальные изображения и фрески свидетельствуют о том, как высоко почитали музыкальное искусство в древности. Ему приписывали божественное происхождение. В Шумере и Вавилоне в честь музыкальных инструментов совершали даже жертвоприношения. В легендах и сказаниях разных времен и народов отразились представления о высоком предназначении музыки, о силе воздействия искусства игры на музыкальных инструментах. Всемирно известен миф о древнегреческом певце Орфее, который своим пением и игрой на кифаре сумел покорить не только диких зверей, но и обитателей подземного царства Аида. В древней Руси родилась былина о певце-гусляре Садко, успокаивающем даже море. В Казахстане рассказывают старинную легенду о старике, похоронившем семь сыновей и сложившем семь погребальных плачей, исполненных на куске дерева, с натянутыми семью струнами, так появился музыкальный инструмент – жетыген.
Но история музыки знала мрачные времена, когда инструменты объявляли «вне закона»: «А где объявятся домры, сурны, гусли и всякие гудебные бесовские сосуды, .. то все велеть выимать, и изломав те бесовские игры, велеть жечь» - таким был царский указ, направленный воеводам в 1649 году, об изгнании скоморохов – первый профессиональных русских музыкантов, творчество которых противостояло церковной идеологии. Тогда же на берегу реки Москвы-реки состоялось сожжение пяти возов русских народных инструментов. [2]
Не избежали «мусульманского гнева» и другие инструменты. Сапаи – шумящий узбекский инструмент – считается «нечистым», сурнай в Хорезме до сих пор связывают с именем сатаны, казахские домбры тоже, оказывается считались «греховными» инструментами, потому что еще Мухаммед отрекся от них, видя в этом дело рук нечистого. [3]
В национальном гербе Ирландии есть арфа. Это, пожалуй, единственная страна, избравшая своим символом музыкальный инструмент. И неслучайно, когда в 16 веке движение за национальное освобождение охватило всю страну, барды-арфисты со своими героическими песнями были живым олицетворением народного патриотизма и в такой же степени ненавистью его врагов, поэтому лорд Барримор приказал хватать и вешать без суда и следствия каждого арфиста. Поистине никогда музыка и музыканты не преследовались столь жестоко, как в те дни!
На протяжении многовековой истории каждый народ создавал свою национальную музыку и самобытные инструменты. Так, например, только на Украине бытовала бандура, только в Грузии – струнный щипковый чонгури. В то же время появились и однотипные инструменты: у русских, украинцев и белорусов – сопель, жалейка, гусли; у армян и азербайджанцев – зурна, тар, кеманча, саз и т.д.
Народные музыкальные инструменты стали основой для профессиональных: из народной возникла современная флейта, из средневекового шалюмо – кларнет; восточная зурна и бытовавший в средние века шалмей послужили прототипами современного гобоя. Народным инструментом в прошлом была и скрипка.
Со временем музыкальные инструменты видоизменяли, совершенствовали и заменяли новыми. Мастерство и постоянный поиск нового, интуиция и вдохновение помогали создавать непревзойденные по звучанию музыкальные инструменты. Руки безымянных народных умельцев и прославленных мастеров украшали их разноцветными камнями, резьбой, инкрустацией, превращая в настоящие произведения декоративно-прикладного искусства.
Впервые в этнографическом музее в декабре 2004 года состоялось открытие выставки музыкальных инструментов «Чарующие звуки музыки». В экспозиции были представлены более 50 музыкальных инструментов из фондов музея, охватывающие период середины 19-20 веков, и несколько инструментов из частных коллекций жителей нашего города.
Формировалась фондовая коллекция музыкальных инструментов много лет путем сбора экспонатов сотрудниками музея в командировках и экспедициях по селам области. Некоторые инструменты приносились горожанами в музей за символическую плату, а иногда просто дарились.
Поскольку наша область многонациональная, экспонаты были представлены по народам. Наиболее широко показаны казахские народные музыкальные инструменты, почти все струнные: домбра, шертер, кобыз, жетыген; духовые: сыбызгы, саз сырнай; самозвучащий или шумовой – асатаяк и даже простейший ударный тай туяк.
Рассматривая эти инструменты, вас, как магнитом, непременно притянет красавица домбра, вы остановитесь возле нее и будете долго любоваться легкостью и необычностью формы этого старинного инструмента.
Корпус домбры изготовлен из ореха, гриф из березы, а дека из ели. Много любви и душевного тепла было вложено неизвестным мастером в изготовление этого инструмента. Тонким слоем кости и замысловатыми завитками из металлического сплава инкрустирован корпус домбры, а дотронешься до струны, произойдет чудо – запоет струна и зазвенит голос удивительно красивый и нежный.
Инкрустированная домбра была подарена этнографическому музею в 1980 году Дирекцией Художественных выставок Министерства культуры Казахской ССР.
Домбра сопровождает человека с 14 века, упоминания о ней были найдены еще в средние века в работах Аль-Фараби. Лучшими композиторами и исполнителями стали Курмангазы, Даулеткерей, сын Абая – Акылбай и внук Исраил. Домбра развивалась и усовершенствовалась. К середине 20 века появляется четыре разновидности: домбра-прима, домбра-альт, домбра-тенор, домбра-бас, входящие в состав оркестра казахских народных инструментов.
Одним из более древних представителей казахских струнных щипковых инструментов является предшественник домбры – шертер, в переводе с казахского языка «шертип ойнау» означает «извлечение звука щипком». Шертер отличается от домбры меньшим размером, более сильным звуком и отсутствием ладов на коротком грифе. Древний шертер выдалбливали из цельного куска дерева, в качестве струн использовали конский волос, со временем инструмент прошел реконструкцию, и в более поздний период корпус стали обтягивать рыбьей или козлиной кожей, а струны использовать жильные. В народных преданиях повествуется о том, как звуками шертера пастухи собирали свое стадо, сопровождали песни, сказания и легенды. Такой тип инструмента встречается у калмыков и монгол, тувинцев и хаккасцев, а также у народов Горно-Алтайского края.
Шертер, демонстрируемый на выставке, любезно предоставил оператор Областной филармонии Шакеров Болат, мастерски владеющий игрой на этом инструменте.
До недавнего времени, мало что было известно о древнем шумовом инструменте – асатаяк, который встречается двух видов: фигурный деревянный корпус, внутри которого навешаны металлические звенящие предметы, или просто изогнутая палка с шестью настроенными колокольчиками. Инструмент встречался среди шаманов (баксы) и использовался во время проведения обряда. Знахарь проделывал магические движения, издавал гортанные звуки и потрясал «жезлом» – перевод слова «асатаяк». Наш инструмент часто использует для шумового звенящего эффекта в своих выступлениях артистка филармонии Мария Саркисян.
Повествует о богатырской силе духа казахского народа один из старинных музыкальных инструментов – жетыген, очень похожий на гусли, встречающийся также и у жителей западной Сибири. Существует старинная легенда о рождении жетыгена, записанная искусствоведом Болатом Сарыбаевым в 1966 году во время экспедиционной поездки по югу Казахстана. «В лютую зиму поселилась в юрте горе. Смерть уносила детей одного за другим. Убитый горем отец в отчаянии после каждого умершего сына складывал погребальный плач и исполнял его на куске дерева с натянутыми струнами. После семи умерших сыновей появился жетыген – инструмент «семь струн»».[4] На выставке представлен инструмент современный, реконструированный, на котором играют музыканты-исполнители из села Бозанбай Уланского района.
Каждый народ, проживающий в нашем регионе, сохраняет и возрождает свою духовную и материальную культуру. Духовная культура азербайджанского народа представлена народными музыкальными инструментами, весьма разнообразными и самобытными. Экспонирующиеся на этой выставке тар, гавал и кеманча отражают лишь небольшую часть музыкальной культуры народа Кавказа. Эти инструменты и многие другие предметы были переданы в дар этнографическому музею в 1999 году от Государственного Музея народного прикладного искусства Азербайджана г. Баку. Одним из наиболее интересных является кеманча – смычковый инструмент с небольшим шарообразным корпусом, выполненным из тутового дерева, сверху затянутым бычьим пузырем и с длинным грифом, украшенным перламутром. Во время игры кеманчу держат перед собой вертикально, поставив ее металлической ножкой на колено. Под игру на инструменте исполняют народные песни и танцы, а также сольные произведения.
Тар или тари, щипковый инструмент, издавна распространен у народов Закавказья и Средней Азии. Корпус тара напоминает восьмерку, верхняя часть которой затянута мембраной из бычьего пузыря, а струны выполнены из стали. В верхнем регистре звук звонкий, а в нижнем приглушенно-бархатный, извлекают его роговым медиатором. Тар используют как сольный, ансамблевый и оркестровый инструмент.
Гавал – азербайджанский бубен крупного размера с подвешенными внутри обода металлическими шляпками и колечками. Применяется для сопровождения пения и танцев.
В этнографическом музее содержится богатая коллекция экспонатов, рассказывающая о материальной и духовной культуре корейского народа. На нашей выставке представлены самые распространенные музыкальные инструменты в Корее. Огромный интерес представляют пять барабанов, разной формы, разных размеров, просто металлические и деревянные, затянутые с обеих сторон кожами. Звук извлекается ударом колотушки, одной или двумя деревянными палочками или непосредственно руками. Широко распространенный у большинства народов ударный инструмент барабан со времен далекой древности употреблялся для сигналов, сопровождения плясок, военных шествий, религиозных обрядов. В Корее это излюбленный инструмент, без него не обходится ни одно мероприятие, ни один праздник.
С 11 века в Корее бытовал струнный щипковый инструмент каягым – напоминающий большие гусли. Изготавливали его из цельного куска дерева, на который натягивали 12 жильных струн. Настройка осуществлялась не колками, а особыми толстыми шнурами, каждый из которых соответствовал одной струне. Свободные концы шнуров в виде густой тяжелой бахромы падали отвесно со струнодержателя.
Каягым в экспозиции выставки был изготовлен в г. Сеуле в Южной Корее и подарен в 1998 году музею преподавателем корейского языка Уком Джон. Этот инструмент украшен перламутром и костью. Он обладает большими выразительными и акустическими возможностями. На каягыме играют женщины, сидя на полу и держа инструмент на коленях, они нежно защипывают поочередно струны, и рождается звук долгий и звонкий, как летящий аист, изображенный на корпусе инструмента. Просматривая и изучая специальную литературу, я обнаружила, что музыкальные инструменты очень похожие на каягым встречаются в Монголии и Китае.
Большое многообразие русских музыкальных инструментов демонстрируется на выставке. Среди струнных можно увидеть балалайку и мандолину 40-х годов 20 века, которые были приобретены у жителей города Усть-Каменогорска. Домра, очень модная в России в начале 18 века, широкое распространение на территории ВКО получила только в середине 20 века. Демонстрируемая домра была выполнена ручным способом в начале 20 века мастером Рудаковым, проживавшим под городом Зыряновск. При изготовлении он использовал три породы дерева: сосну, березу, клен.
Одним из древнейших струнно-щипковых инструментов восточных славян являются гусли. Их история насчитывает более 14 веков, первые датированные сведения о них относятся к 591 году. Гусли были широко распространены среди скоморохов и сказителей, об этом рассказывают русские летописи и сказания, песни и былины, сказки и пословицы. К концу 17 века в России существовали шлемовидные, крыловидные и прямоугольные гусли. До наших дней в основном сохранились крыловидные или звончатые гусли, имеющие форму крыла и 14 струн. На выставке можно увидеть детские звончатые гусли, выполненные в традиционном стиле в конце 90-х годов 20 века.
В фондах музея хранится около 20-и – клавишно-пневматических язычковых инструментов, проще говоря, гармошек, баянов и аккордеонов. Наряду с балалайкой гармошка стала популярнейшим народным музыкальным инструментом, хотя только в 30-е годы 19 века попала из Германии в Россию, но завоевала сердца многих народов, населяющих бескрайние просторы страны. Производство первых русских гармоник возникло в городе Туле, а в последствии и в других городах России, по названиям которых и стали потом называться: саратовская, вятская, ливенская, елецкая, касимовская. На выставке показана одна из самых старых гармошек середины 19 века, выпущенная в городе Тула.
На Руси издавна известны пастушеский рожок и жалейка, – духовые инструменты. На рожках исполняли пастушеские сигналы, песни, танцы, сопровождали хоровое пение. На жалейках исполняли двухголосные мелодии и использовали с гуслями или гармоникой. На территории ВКО рожок и жалейка бытовали в основном в старообрядческой среде.
Древнейшие музыкальные инструменты глиняные свистульки в форме птиц, животных и рыб присущи народам России, Белоруссии, Украины, Прибалтики. Их относят к типу окариновых, с итальянского «окарина» означает «утенок». В глубокой древности эти примитивные инструменты сопровождали языческие обряды и праздники. В настоящее время яркая и нарядная свистулька сохранилась как детская музыкальная игрушка. До середины 90-х годов 20 века в городе Усть-Каменогорске на Комбинате строительных материалов существовал цех по изготовлению керамических изделий, среди которых выпускали огромное количество свистулек, расписанных вручную. На сегодняшний день нам известен мастер, работающий с глиной и владеющий мастерством изготовления свистулек – это Бобровская Раиса Анатольевна. Ее руками было вылеплено и расписано много разных свистулек. На выставке демонстрируется более 10 свистулек, привезенных из Екатеринбургской области.
В заключении нашей экскурсии хочу обратить особое внимание на наиболее интересный и довольно редкий инструмент, сохранившийся в г. Усть-Каменогорске, речь идет о фисгармонии. Появилась она в 1810 году, почти в то же время, что и гармоника, но ее изобретение приписывается французу Гренье. В ней также сочетаются язычки, мех и клавиатура, но это комнатный инструмент, чем-то напоминающий пианино и ни в каких уличных гуляниях как гармоника не участвовал. Первые фисгармонии были небольшими по размеру, но к середине 19 века они стали довольно громоздкие, по числу клавиш почти сравнялись с фортепиано, а кроме того, обзавелись дополнительными регистрами и получили возможность варьировать тембр. Звучание фисгармонии напоминает звучание органа. Этот инструмент стали выпускать и в России, но до середины 20 века, а позже их реконструировали в органолы и выпускали еще до середины 70-х годов на ленинградской фабрике «Красный партизан». В г. Усть-Каменогорске фисгармонии бытовали в богатых немецких домах, а когда в 90-е годы началась массовая эмиграция немцев из Казахстана, свои любимые инструменты хозяева оставляли в католических и лютеранских приходах или молельных домах других религиозных конфессий. Выставленная фисгармония была приобретена в фонды музея из церкви Адвентистов 7-го дня. Сейчас в городе проживает очень мало музыкантов, умеющих играть на этом инструменте, и фисгармония скорее принадлежит истории.
Находящиеся на новой экспозиции музыкальные инструменты дают возможность собственными глазами убедиться в том, что народы нашей области сохранили свою музыкальную культуру. Не перевелись народные мастера, постоянно ищущие что-то новое в изготовлении музыкальных инструментов, растет число исполнителей возрождающих народное музыкальное искусство.
Побывав на выставке, вы увидите старые и современные музыкальные инструменты, изготовленные из дерева и тростника, из глины и металла, украшенные резьбой и инкрустацией, росписью и аппликацией. В них – и таинственные голоса минувших поколений – живые страницы истории музыкальной культуры народов, и вечно движущееся течение постоянно обновляющейся жизни.
Источники
- Нестьев И.В. Учитесь слушать музыку. Москва, изд. «Музыка», 1987 С. 5-11;
- Леонова Н.А. Музыкальные инструменты. Вып. 1. Буклет из 18 фотооткрыток. Москва, изд. «Планета», 1986;
- Садоков Р.Л. Тайна сладкозвучной арфы. // Советская этнография. 1970. №2 С. 164;
- Сарыбаев Б. Казахские музыкальные инструменты. Алматы, изд. «Жалын», 1978. С. 35-46.
Список использованной литературы
- Иванова Е.В., Синицын А.Ю. «О новой экспозиции в МАЭ РАН»// Этнографическое обозрение. 2004 №3;
- Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов. Москва, изд. «Просвещение», 1985;
- Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. Москва, изд. «Советский композитор», 1988.
М.М. Резонтова
< Предыдущая | Следующая > |
---|