Со времени появления на земле человечество стремилось жить в согласии с окружающей ее природой. Расселяясь на север наши далекие предки постепенно переходили от собирательства ягод и плодов различных диких растений к охоте на зверей и птиц. Многочисленные памятники древности, в том числе и наскальные изображения, служат яркими и наглядными доказательствами этого процесса. Постепенно происходила трансформация отношения людей к охоте и самих занятий охотой. Совершенствование способов и орудий лова, переходы от родового и общинного к рабовладельческому и феодальному строю, возникновение землевладения и скотоводства повлекли за собой и разделение самого отношения к охоте. Для одной части населения охота стала способом существования, дававшим все необходимое для жизни: мясо, жир, реже шкуры – для собственного употребления, шкуры в основном – для обмена или торговли. Отсюда появился охотничий промысел и связанные с ним кожевенное и скорняжное ремесла. Для других людей, прежде всего - зажиточного сословия, охота стала одним из видов развлечений, своеобразным спортом. Многие из известных нам способов и орудий охоты появились и сформировались еще в далекой древности. Это охота с ловчими птицами, с различными собаками, с использованием оружия (луков, а позднее – ружей), с помощью различных приспособлений (силков, неводов, капканов, острог, копий, рогатин, дубин) и т.д. Люди использовали множество охотничьих приемов (песочные капканы, ловчие ямы, западни, загонные сооружения). В различные исторические периоды один из этих способов и орудий находили более широкое применение, роль других – уменьшалась, отходила на второй план, а то и вообще исчезала.
В Средней Азии корни культа ловчей птицы уходят в глубокую древность. Схватка хищной птицы с горным козлом, воспроизведенная на коврах и сырмаках, найденных в гуннской сокровищнице на горе Нойон-ула, а также золотая пряжка бронзового века из Иссыкского кургана (сокровищница «Золотого человека») с подобным изображением наглядно доказывают это. Казахи особо почитали скакуна. Он должен был сопровождать хозяина в мир иной, и потому его хоронили вместе с ним. Однако в результате раскопок в некоторых захоронениях обнаружены изображения и останки беркутов. К примеру, в одном из трех курганов некрополя Аралтобе (к северо-востоку от поселка Кульсары в Атырауской области) в могиле мужчины и женщины погребены золотые изделия с изображением беркутов, выполненных в зверином стиле. Этот ритуал рожден из мифа о том, что душу умершего выносит в небеса священная птица беркут. Среди золотых украшений, найденных в курганах раннего железа Манырак и Тарбагатай, расположенных в долине Шиликты Восточно-Казахстанской области, имеются бляшки с изображением 36 хищных птиц (возможно беркутов) с повернутыми назад головами. Их глазницы и когти украшены бирюзой. А образы четырех, «сторожащих могилу» грифонов, изображенных по четырем углам саркофага вождя в знаменитом Берельском кургане на Алтае (Катон-Карагайский район ВКО), дают представление о значимости птицы-хищника в жизни степняков. Скелеты 4-х беркутов, погребенных вместе с покойником, были найдены в Курыкском кургане, в 40 км от г. Усть-Каменогорска (IV-iI в.в. до н.э.). Все это, включая встречающихся во множестве древние археологические находки, идентичные птичьим фигуркам на головном уборе «Золотого человека» в Иссыкском кургане, показывает, что охота с ловчей птицей на казахской земле имеет глубокие исторические корни.
Для возникновения и развития охоты с ловчими птицами необходимы два условия:
1.Наличие на территории обитаемого народа достаточного количества хищных птиц;
2.Наличие промысловых животных и птиц для добычи. На территории Казахстана эти условия есть.
Хищные птицы в древности были объектами религиозного почитания. Представления о трансформации души человека после его смерти, например, после гибели или смерти мужчины - воина, душа его находила воплощение в белом кречете (ақ сұңкар). Ряд религиозных представлений относится к культу плодородия, плодовитости, а также связаны с представлениями материального и морального благополучия.
Комплекс верований относится к охране здоровья рожениц и охране здорвья новорожденных и маленьких детей. Некоторые хищные птицы (орел – могильник, карагуш) обладали якобы чудодейственной силой воздействия на состояние человеческого духа: могли лишить человека психического здоровья или наоборот, повлиять на подъем его душевных сил. От древности до раннего средневековья, хищные птицы (в том числе, ловчие) являются тотемами тюркских племен.
Военное дело
В старину народ верил в магическое влияние хищных ловчих птиц (сокола, ястреба) на рождение будущего воина – героя. В эпосе - родители видят сон накануне его (богатыря) рождения, главным действующим лицом которого являются птицы. Затем птица (ловчая) сопутствует ему в реальной жизни. После смерти или гибели становится материальным воплощением его героической души.
Практическая военная сторона и ирреальное представление проявляется в другом характерном моменте ( распространен в включительно до конца средневековья при ханских дворах кочевников и оседлого населения) - обычае массовых выездов на охоту больших воинских соединений, а порой и целого войска, с ловчими птицами на руках. Характер военных маневров, своеобразной репетиции военного похода – практическая проверка готовности отряда, войска, армии к предстояшим военным действиям.
1. Охота имела строго продуманную организацию и порядок движения войска на место охоты – маневров, а так же поведение во время охоты и возвращение обратно.
2. Охота с ловчими птицами использовалась как фактор, поднимавший и поддерживающий высокий боевой дух воинов. Имело ритуальное содержание: хищные птицы – войско, промысловые птицы и звери, – неприятель.
Практическое применение
В Иране, в раннем средневековье имело место практика натаскивания хищных птиц для нападения на людей (птиц обучали внезапно напав на человека, выклевывать ему глаза, что могло, как нам представляется, иногда использоваться и во врмя военных действий). Эта мысль высказывается, разумеется, в качестве осторожного предположения, которое требует дальнейшего тщательного изучения.
Известно, что казахи еще в XVII веке использовали для охоты на диких лошадей сокола – балобана (ителгі). Туркмены и казахи в начале XX века использовали эту же разновидность сокола для охоты на крупных и сильных антилоп (сайгаков, джейранов). Киргизы, по рассказам старых сокольников, в прошлом умели натаскивать беркутов для охоты на горных козлов и косуль, и даже кабанов и медведей. А охота с беркутом на волка существует в Казахстане и Киргизии и в наши дни.
Несколько слов о бытующих в среде охотников терминах. Саятшы – ловцы хищных птиц, позднее этот термин был распространен как общее название всех ловчих, құс бегі или құсшы – мастера вынашивания хищных птиц и охоты с ними, құс сыншы – специалист по определению ловчих качеств птиц по их внешним данным (оперению, телосложению, характеру поведения и т.п.), бүркітші (беркутчи) – специалист по обучению беркута и охоте с ним.
Для того чтобы заниматься охотой с ловчими птицами, необходимо иметь специальные принадлежности. Остановимся на некоторых из них. Клобучок (томаға) – состоит из одного куска плотной тонкой кожи. В сшитом виде – клобучок - членится на купол, отдаленно напоминающий форму шлема, наглазник – похожий на полумаску «домино», держатель клобучка в виде узкого ремешка и султанчик. Султанчик представляет собой кисточку из двойной крученой шелковой нити или кожаную петлю. Основное назначение клобучка – лишить птицу на некоторое время возможности видеть, чтобы сделать ее послушной и спокойной.
Функции клобучка:
1.используется сразу после попадания ловчей птицы в сеть, капкан, силки или другую ловушку, так как это позволяет быстро подавить ее сопротивление и дает возможность охотнику в более спокойной обстановке высвободить птицу из силков, сетей и т.п. что способствует безопасности как самого ловца (избежать ранений от когтей птицы) так и возможности высвобоить птицу, не повредив ей оперенья крыльев, лап и т.д. Кроме того ловчая птица с надетым клобучком во время высвобождения от ловушки, а также во время транспортировки предохраняется от впечатлений, которые могут ее сверх меры напугать, что в последующем может задержать, затруднить, а порой и сделать невозможной успешную работу с ней.
2. необходим для первого этапа работы с хищной птицей, для так называемого держания. Лишенная зрения птица гораздо быстрее привыкает к прикосновениям человека, к его голосу, к сидению на руке и вообще к новой, непривычной для нее обстановке.
3. даже прирученная, готовая к охоте ловчая птица значительную часть времени на насесте (стуле) проводит с надетым на голову клобучком, поэтому она сидит спокойно, не реагируя на различные живые объекты, которые могли бы привлечь ее
внимание. Без клобучка она ежеминутно рвалась бы с привязи, понапрасну тратила свою энергию, а также подвергалась опасности поломать перья крыльев и хвоста, вывихнуть лапы или натереть их о путцы (опутенки). Кроме того, если ловчей птицей является беркут, то наличие на его голове клобучка гарантирует от случайного попадания в его когти домашней живности и маленьких детей.
4. необходим в процессе охоты. С клобучком на голове ловчая птица сидит спокойно, давая возможность охотнику свободно управлять конем, выбирать маршрут, высматривать добычу, приближаться к ней на необходимое расстояние, выбирать для птицы удобное место и время для наппадения. Колпачок необходим в особенности на коллективной охоте, когда птиц на добычу пускают несколько сокольников. Во избежание столкновений и драк двух или нескольких ловчих птиц из-за добычи их напускают по договоренности по очереди: одна птица преследует добычу и атакует ее, другие сидят на руках в клобучках и ждут своей очереди. Кроме того, надетый на голову птицы клобучок, позволяет сберечь ее силы и энергию для решающего напуска, который подготавливает сокольник.
5. необходим для того, чтобы, отманив ловчую птицу кусочком мяса от пойманной добычи, в короткий срок успокоить ее, вернуть ей рабочее состояние, необходимое для успешного продолжения охоты.
А казахи Кызылкумов, охотясь с беркутом, используют колпачок, не отманивая птицу от добычи, а надевают его тогда, когда жертва еще у птицы в когтях. Как только пойманная жертва перестает сопротивляться и биться в когтях беркута, он с надетым клобучком легко оставляет ее и переходит на рукавицу охотника.
6. клобучок имеет также большое эстетическое значение, подчеркивая прямую, гордую, величественную осанку ловчей птицы, ее строгий и аккуратный силуэт, придавая красоту и законченность всему ее облику. Именно поэтому изготовлению клобучка (его пропорциям, форме, материалу, деталям декора, тщательности отделки наряду с размером и удобством в употреблении) сокольники всех народов Средней Азии и Казахстана придавали первостепенное значение, выделяя клобучок в эстетическом плане из остальных предметов, необходимых для работы с ловчими птицами. Клобучки, как и другие предметы снаряжения, для богатых людей, как правило, изготовляли выдающиеся мастера своего дела, которыми часто были сами сокольники. Уникальный томага - клобучок – наглазник для беркута находится в экспозици нашего музея – он инкрустирован серебром, темно-коричневого цвета, султанчик выполнен из полоски кожи и представляет собой петлю длиной 6,5 см, высота клобучка – 6,3 см, датируется XIX веком, сдатчик Шарипова Назигуль, жительница г. Усть-Каменогорска, поступил в фонды в 1992 году. Легенда экспоната гласит, что томага был подарен ее дедушке Шарипову Хамиту, известным в ауле охотником Кабанбаем.
Помимо клобучков были и другие принадлежности, к примеру, путцы. Путцы (балақ бау) – кожаные как правило, привязи, с помощью которых птица удерживается на стуле или на руке охотника, или в походных условиях, во время охоты, привязывая к дереву, кусту и т.п. Без этого предмета работа с ловчей птицей и охота с ней абсолютно невозможны. Во время поимки или иных случаях по приезде домой путики (путцы) надеваются на плюсны лап хищной птицы и не снимаются в течение всего активного периода пребывания ее на руках охотника. Даже в тех случаях (частых в практике соколиной охоты), когда птица, в особенности не прирученная, постоянно рвется с привязи и натирает себе на плюснах лап кровавые раны, путцы не снимают с ее ног, их лишь привязывают на другое место и другим способом – на пальцы лап. Путцы снимают в период линьки, когда ее содержат в закрытом помещении (в сарае, в специально сооруженной для этой цели клетке и т.п.) где много света, воздуха и обязательно чисто. В этот период ловчую птицу кормят досыта, ставят в помещении большой и плоский сосуд с водой, чтобы она могла купаться и стараются ее меньше беспокоить. От правильности содержания птицы во время линьки зависит качество нового оперения, здоровье и хорошее настроение ловчей птицы, а следовательно и успех охоты в предстоящем сезоне. (Такого рода сарай с большой и плоской посудой мне приходилось видеть в 1995 году у беркутчи Озбека Манапова из с. Бозанбай.во время съемок телепередачи «Гасырлар жане асылдар» - «Века и ценности» на местном телевидении, автором которой я был тогда. Кстати, так близко беркута я видел тоже впервые: во время интервью охотник держал его на руке. Размах крыльев, зоркий взгляд, загнутый клюв, острые когти – впечатляющее зрелище!). К слову, во второй раз я видел беркута очень близко на руках беркутчи Токтыбая Кунтугана из с. Егинсу Урджарского района в экспедиции 2004 года.
Во – вторых, путики снимаются в тех случаях, когда охотник добровольно отпускает птицу на волю. Причины для этого могут быть самые разные: болезнь, отсутствие времени для работы и охоты с ней, невозможность ее прокормить и т. д. т.е. житейские в большинстве случаев обстоятельства. Однако в Казахстане и Киргизии отпускание ловчей птицы на волю иногда носит освященнный характер. Согласно древнему обычаю хозяином добровольно отпускался на волю ловчий беркут, который служил ему в течение многих лет верой и правдой: поймал много лисиц и другой добычи, принес в дом охотника и обеспеченную жизнь. Если за время пребывания беркута на руках охотника у последнего пополнялась семья и родившиеся дети были здоровыми и жизнерадостными, это в соответствии с религиозно – магическими представлениями, о которых шла речь в первой части статьи, так же объяснялось благотворным влиянием птицы. Таким образом, беркута отпускали на волю в качестве благодарности за верную службу, за те блага, которые он принес в семью и дом, сверхъестественным путем в том числе. Отпускание на волю осуществлялось следующим образом: хозяин сначала надевал на средний палец беркута серебряное кольцо, затем сажал его на руку и верхом отводил как можно дальше от дома (высокие горы или далеко в степь). Там он досыта кормил своего питомца, и сняв с него клобучок и путики, оставлял на свободе. Серебряное кольцо, как объясняли старики, во-первых, было одной из форм благодарности птице; во – вторых, было в том случае, если беркут вновь попадался в чьи –либо сети или в руки к другому человеку (беркут ручной), оно должно было указать новому его владельцу на то, что беркут этот был на руках, заслужил свободу и его следует отпустить. Старики-информаторы при этом утверждали, как пишут исследватели, что в старые добрые времена этому обычаю следовали все сокольники: и те, кто отпускал беркутов на свободу, и те кому случалось вновь поймать отпущенную птицу. Интересно, что охотник, отпустивший беркута на волю, произносил при этом короткую речь – пожелание, например: «Ты долго служил мне верой и правдой, ты принес в мой дом богатство и благосостояние, ты подарил мне здоровых и жизнерадостных детей. Я отпускаю тебя на волю, пусть у тебя будут теперь собственные дети». Путики оставались у охотника. Согласно религтозно – магическому представлению, нельзя было лишиться птицы «полнлстью», необходимо было оставить в доме хотя бы частицу, с ней связанную, что достаточно для дальнейшего процветания семьи. До наших дней сохранился неукоснительно соблюдаемый обычай, согласно которому, даря или продавая птицу, нельзя вместе с ней отдавать путики: нельзя дарить и продавать их отдельно от птицы. Во время экспедиций, встречаясь со старыми охотниками, мы часто наталкиваемся на то, что они отказаваются наотрез продать нам путики (хотя беркута у них уже давно нет), они объясняют это тем, что на дом и семью может обрушиться несчастье. Понятно, почему подпбные представления связаны именно с путиками: они – средство удержания птицы и, следовательно, магичесоке средство удержания всех благ, которые она принесла.
Еще об одном уникальном экспонате, обнаруженном нами в Зайсанской экспедиции (2006 г.), хочется упомянуть, ибо он имеет непосредственное отношение к беркутиной охоте. Это кожаный мешок, предназначенный для транспортировки корма и принадлежностей охотника – беркутчи, называемый казахами – тұлып. Изготовлен из цельноснятой козьей шкуры, прекрасной выделки, редко встречпющийся в наше время раритет. Владельцем его является житель аула Бакасу Слямхан Муратхан. У него же мы приобрели клобучок – томагу, пополнив коллекцию принадлежностей беркутчи. Помимо вышеназванных предметов к принадлежностям охотника - беркутчи относятся: биялай – кожаные рукавицы, тұғыр –деревянный насест, балдақ – подставка для рук.
Дети и ловчие птицы
Первый опыт работы с небольшим соколом или ястребом-тетерявятником, мальчик получал в возрасте 8-9 лет, обучая сначала под руководством старших, а затем и самостоятельно мелких хищных птиц, легких и безопасных в обращении. Воспитание птицы занимало от 6 до 8 дней, после чего с ней можно выходить или выезжать верхом на охоту. Таких ловчих птиц пускали на перепелок, кекликов (горных куропаток), на горлиц, дроздов и даже воробьев. Часто добыча носила чисто символический характер, а сама охота была игрой, своеобразной забавой. В ребенке восптываются ценные качества личности: любовь к живой природе, терпеливость, наблюдательность, сообразительность, смелость.
Женская охота
Женская соколиная охота, как свидетельствуют некотрые источники, в средневековье была распространена в аристократической среде и тесно связано и у кочеквников, и у оседлого населения с придворной ханской охотой. Придворные дамы, как и их высокопоставленные мужья, имели, как правило, отменно обученных небольших соколов и в сопровождении сокольников – професионалов выезжали на охоту. Характерной чертой женской соколиной охоты, так же как и детской, является абсолютный приоритет чисто развлекательного, увеселительного момента над меркантильным, иначе говоря – удовольствия от процесса охоты, от радости вызванной количеством добычи (хотя последние, естественно имеют немаловажное значение). Разумеется, что женская аристократичесая охота с ловчими птицами, носила глубоко престижный характер и была привилегией женщин из семей, занимавших высокое имущественное и общественное положение.
Охота с беркутом - высокое искусство. Она куда сложнее и одухотвореннее, чем охота с собакой. Последние - скорее мелкое ремесло, но никак не искусство. Собака - домашнее животное, ее не зря называют другом человека из-за того, что она с самого рождения беспрекословно выполняет волю хозяина. С собакой у нас единый очаг, единый мир и даже, более того, единые друзья и враги. Отношения между человеком и собакой складываются как результат этого единства, потому они обыденны и привычны. Но вольная птица, тем более царь – птица – беркут – явление более высокоо порядка. Занятие с беркутом, обучение его охоте, установление с ним контакта – все это относится к области искусства, творчества. Занятие это – самое занятное в нашем бренном мире, - не случайно утверждает Абай:
«Вот сошлись, вот сцепились при блеске зари
Ты – царица земли, тот – небесный царь
Снег ослепительно бел,
Черен беркут, лисица красива,
Словно плещутся в волнах любви они».
Охота с ловчими птицами не оставляет равнодушными и наших современников, к примеру, поэт и охотник-любитель Сергей Клышников посвятил следующие поэтические строки:
«Беркут взмыл, полетел за лисицей,
И добычу он быстро догнал;
Припадая к седлу, вслед за птицей
Наш охотник галопом скакал.
Птица сильная, крылья раскинув,
Завалила, прижала лису,-
Ловко, быстро и очень красиво.
Я восторг в своём сердце несу!».
Сегодня древнее искусство возрождается, создан даже Музей национальной охоты, посвященный охоте с ловчими птицами, в селе Нура Алматинской области, проводятся смотры и конкурсы среди сокольников и беркутчи в различных регионах Казахстана, организована ассоциация ловчих. Есть ловчие и в нашей области, которым, разумеется, необходимо уделять больше внимания и оказывать посильную помощь.
♦
Литература:
- «Саят. Казахская традиционная охота». Алматы кітап. 2007 г.
- «Казахи» (историко-этнографическое исследование), Алматы, «Казахстан», 1995 г
- Памятники традиционно-бытовой культуры народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. Ленинград, «Наука», Ленинградское отделение, 1989 г.
Елікпай Болат Мүбәрәкұлы
Статья опубликована в журнале «Мәдени мұра», № 4, 2017 г., стр. 86-91.
< Предыдущая | Следующая > |
---|