УДК 85.103(2)
Описываются православные украинские народные иконы Иисуса Христа в композиции Пантократор, рассматривается влияние католических икон Западной Европы на их композиции
Ключевые слова: икона, Иисус Христос, Пантократор, держава, скипетр, православие, католицизм, Украина, Восточно-Казахстанская область
UKRAINIAN FOLK ICONS "SAVIOR-PANTOKRATOR" IN THE COLLEKTION OF THE MUSEUM- RESERVE
Describes the Orthodox Ukrainian folk icons of Jesus Christ in the composition Pantokrator, examines the impact on their composition of the Catholic icons of Western Europe
Keywords: icon, Jesus Christ, Pantocrator, power, scepter, Orthodoxy, Catholicism, Ukraine, East Kazakhstan region
С 1979 по 2017 год собрание музея-заповедника пополнилось шестью народными украинскими иконами «Спас-Пантократор», преимущественно примитивного письма, фряжского типа, большинство из них собраны в этнографических экспедициях.
При идентичности композиций, образы отличаются лишь колористическими характеристиками и стилистическими особенностями письма. В большинстве икон Иисус Христос одет в алый хитон и синий гиматий, только на одной иконе - хитон - коричневый, а гиматий - черный. Вместо нимба – вокруг головы – сияние. Иконы преимущественно небольшого размера, написанные маслом или темперой на тонких досках во второй половине XIX и начале XX века. География бытования: Усть-Каменогорск, Большенарымский район и Лениногорский регион (ил.1-2,4).
Иконы «Спаса-Пантократора (Господа Вседержителя)» музея-заповедника объединяет одна характерная особенность композиции, в правой части которой присутствуют особые сакральные атрибуты: держава и скипетр, которые Иисус Христос придерживает кистью левой руки.
Вместе с тем, подобные атрибуты в композиции «Господь Вседержитель» нетипичны для русской иконописной школы.
Так что же характерно для канонической иконографии Спаса-Вседержителя в русской иконе?
Композиция поясной иконы «Господь Вседержитель» в православных лицевых подлинниках включает в правом нижнем секторе в качестве обязательного атрибута Святое Евангелие (как правило, закрытое, а в поздний период – открытое) или свиток с текстом. Головы Иисуса Христа окрудает крестчатый нимб [Государственный исторический музей, с.21,22].
Канонические цвета одеяний: алый хитон, синий гиматий. Кисть правой руки поднята в жесте православного благословения. Взаиморасположение пальцев - именословное. По православному канону прямой мизинец означает церковно-славянскую букву «І», соприкасающийся с большим - безымянный палец – букву «С». Выпрямленный указательный с подсогнутым средним пальцем - букву «Х», что вместе составляет аббревиатуру «ІС ХС» [Кукина, с.51-52 ], [Скляревская, с.115].
Какую же символическую нагрузку в музейных иконах несет держава?
Этот предмет издревле назывался державным яблоком, иначе, державой, которая в европейских королевских дворах, а с XVII века и в России, символизировала монархическую власть [Брокгауз, с. 266], [Полная энциклопедия символов, с.390].
В западноевропейских католических образах Христа это символ духовного могущества и верховной власти на Земле Иисуса Христа в ипостаси Господа Вседержителя [Апостолос-Каппадона, с. 63].
Так, например, одетый в царский саккос и корону Иисус Христос, в композиции «Спаситель Мира» (по-латински, Salvador Mundi), придерживает левой рукой державу, совмещенную со скипетром на центральной створке Гентского полиптиха (Бельгия) кисти Яна ван Эйка [Сарабьянов, с. 9]. К державному яблоку прикасается Христос на центральной створке «Триптиха семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена в Луврском музее (Франция)[Путеводитель по Лувру, с.321] и в образе Эль Греко из кафедрального собора в Толедо (Испания) [De la Serna, ил.84].
Кроме того, у ряда европейских художников в этой композиции держава изображается в виде стеклянной сферы. Такую державу мы видим на иконе «Спаситель Мира», приписываемой кисти Леонардо да Винчи (ранее – в коллекции Роберта Саймона (Нью-Йорк) [Леонардо да Винчи, с.60]. Во всех названных композициях вокруг головы Христа имеется сияние.
Младенец Христос, как будущий Пантократор, играет со стеклянной державой на католических иконах Боно да Феррара (Италия) из Музея изящных искусств (Будапешт) [Мравик, ил.14] и неизвестного итальянского живописца Раннего Возрождения «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» из Новосибирского музея изобразительных искусств [Клушин, с.27].
Скипетр в свою очередь символизирует могущество и власть верховного правителя, созидательные силы и плодородие [Апостолос-Каппадона, с. 205/ Полная энциклопедия символов, с.147].
Сюжетной основой для этой разновидности композиции «Спаситель Мира» явились слова Вселенского святителя Григория Нисского: «Бог есть Вседержитель, ибо Он держит в ладони земную сферу и измеряет рукой глубину моря, объемлет в Себе всякое духовное творение, дабы все могло пребывать в бытии…» [Go.mail.ru]. В первом послании коринфянам апостол Павел говорит: «Христос – Божия сила и Божия премудрость» [Библия, 1 Кор., 1, 24].
В ряду православных иконописных школ, украинская школа отличается тем, что для ее репертуара типичны иконы «Спаса Пантократора» фряжского письма с державой.
Так на большой украинской иконе из собрания Софийского музея-заповедника в Киеве избражен Иисус Христос изображен в царском саккосе, с архиепископской митрой на голове, в правой руке Его – царственный скипетр, в левой – держава. Его окружают святители и другие святые [Акчасова, с.73].
В 2009 году автор статьи познакомился с фондовой коллекцией украинских икон в Черниговском областном художественном музее, где хранится несколько икон Спаса-Пантократора с державой. В этом собрании имеется икона «Спаса Пантократора», конца XIX начала XX., близкая к народным образам из Восточно-Казахстанского музея-заповедника (Іконопис, ил.3). Кроме того по лику она перекликается с иконой № ГИК-20-6614, значительно пострадавшей от времени (ил.4). Имеются лишь несущественные отличия: на черниговской иконе Иисус Христос поддерживает державу левой рукой снизу, а не сверху, и голову Спаса окружает нимб в сочетании с сиянием (ил.3). Разумеется, черниговская икона написана более профессиональным иконописцем, в отличие от народных по письму икон музея-заповедника.
Совершенно логично, что в репертуаре образов украинской иконописной школы появился фряжский извод Пантократора с державой. Этой иконографической особенности способствовала географическая близость Украины к Западной Европе, в сакральной культуре которой существенное место занимает католическая религиозная живопись.
Таким образом, мы установили, что музей-заповедник имеет в своем собрании народные украинские иконы «Спас Пантократор» с иконографией, нетипичной для русской иконописи. Композиция их восходят к католическим западноевропейским образам «Спасителя Мира» (Salvador Mundi) [Go.mail].
Народные «Спасы Пантократоры» были характерны для крестьянских божниц от XVIII века до пореформенного периода в Российской империи на территориях Малороссии и Южной России и вместе с украинскими крестьянами-переселенцами мигрировали по территории Сибири, Алтая и Казахской степи.
Возможно, к такому же Спасу-Пантократору в Межигорском монастыре, Белому Спасу, как его назвали в народе, шел поклониться на склоне жизни удалой казак с Киевского Подола, чтобы затем принять монашеский постриг. Об этой истории в экспрессивной стилистике кобзарей написал Тарас Шевченко в стихотворении «Чернецъ» [Тарас Шевченко, с.357].
Посвящаю статью памяти моего прадеда, черниговского малоземельного крестьянина Сушко Андрея Ефремовича, переселившегося со своей семьей в Казахские степи в 1910 году, в период Столыпинской реформы.
Список литературы
1.Апостолос-Каппадона Д. Словарь христианского искусства. – Челябинск: Урал Л.Т.Д, 2000. – 268 с.
2.Библия (в русском переводе).
3.Брокгауз И.А., Ефрон Ф.А. Иллюстрированный энциклопедический словарь. Современная версия. – М: Эксмо, 2006. - 960 с.
4.Государственный исторический музей. Иконные образцы XVII-начала XIX века. Иконография Иисуса Христа, сост. Морозова З.П.- М: ГИМ, 1994, 31с.
5.Клушин А.Д. Старая западноевропейская живопись//журнал: Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования.- М: Редакция журнала, 2011, №13. – 142 с.
6.Кукина Е.М. Мир русского искусства. Энциклопедический словарь. – М: Русский язык Медиа, 2005. – 484 с.
7.Леонардо да Винчи, сост. Борисюк А.- М: Эксмо, 2015. – 96 с.
8.Мравик Л. Северо-итальянская живопись XVI века. - Будапешт: Корвина, 1984. 34 с.
9.Путеводитель по Лувру. Париж: Лувр/ Editions/ RMP, 2007. - 480 с.
10.Полная энциклопедии символов, сост. Рошаль В.М - М: ACT/ Сова, 2007. - 515 с.
11.Сарабьянов А.Д. Ян ван Эйк. - М: Изобразительное искусство, 1990. - 64 с.
12.Скляревская Г.Н.Словарь православной церковной культуры.- М: ACT/ Астрель, 2008.- 447 с.
13.Акчасова В.Н., Тоцька І.Ф. Софійский заповідник у Киева. - Киів: Мыстэцтво, 1986, 224 с.
14.Іконопис XVII - поч. XX століття. Каталог творів з фондів музею, сост. Курач С.М. - Чернигів: Домінант, 2008. – 76 с.
15.Тарас Шевченко. Кобзар. - Киiв: Державне видавництво художньой литератури, 1961.- 628 с.
16.De la Serna, R.G. El Greco - Dresden:VEB verlag der Kunst 1982.-274 с.
17.Go.mail.ru/sеаrch?fm=18q=яндекс.словарь+изобразительного искусства% 2с+ Пантократор (дата обращения: 06.09.2015).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Сушко Петр Николаевич, старший научный сотрудник
отдела редких книг и иконописи.
Восточно-Казахстанский областной архитектурно-
этнографический и природно-ландшафтный музей-
заповедник, г. Усть-Каменогорск, Республика Казахстан
ABOUT THE AUTHOR
Sushko, Peter Nikolaevich, senior researcher
the Department of rare books and iconography
East Kazakhstan regional architectural-
ethnographic and natural landscape Museum-
reserve, Ust-Kamenogorsk, The Republic Of Kazakhstan
Сушко П.Н.©
Статья опубликована в сборнике: МАКАРЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ
Материалы XIII международной научной конференции
(17-19 сентября 2018 года),РФ, г.Горно-Алтайск, Горно-Алтайский Государственный университет, с.218-221