В фондах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповденика собрана обширная коллекция скульптурных работ, изготовленных мастерами края в технике объемной резьбы по дереву. Заметное место в ней занимают творения, посвященные казахской национальной тематике. Их характеристике и посвящена данная статья.
Резьба по дереву является одной из древнейших разновидностей декоративно-прикладного искусства, которая получила широкое распространение у многих народов. Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки для детей.
Несмотря на бурное развитие технического прогресса, данный вид ремесла продолжает жить и в наши дни. В настоящее время существует несколько его разновидностей, наиболее сложной и трудоемкой из которых является объемная, или скульптурная резьба по дереву, требующая от автора очень высоких профессиональных навыков, именно поэтому овладеть ей могут лишь немногие. Тем не менее, она получила достаточно широкое развитие во всех регионах земного шара, в том числе и на территории Казахстана. Не является в этом отношении исключением и восточный регион нашей страны. Подтверждением этому служит то, что в фондах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника собрана разнообразная коллекция работ, выполненных в данной технике. При этом особое место в ней занимают произведения, посвященные казахской национальной тематике.
В первую очередь среди них внимание на себя обращает скульптура «Ата», автором которой является яркий и самобытный мастер Евгений Васильевич Курдаков (1940-2002 гг.), в течение продолжительного времени трудившийся в нашем музее в качестве старшего научного сотрудника и флориста-декоратора. Ремесло резьбы по дереву он освоил самостоятельно и благодаря собственному таланту достиг в нем огромных творческих высот. Излюбленным жанром искусства для него была корневая скульптура. Главная особенность этого направления объемной резьбы по дереву состоит в том, что автор при создании своих работ использует найденный им самим отживший, обреченный на гибель лесной материал, подчеркивая природную пластику, текстуру и фактуру древесины. При этом идею образа подсказывает сама находка, поэтому основным преимуществом лесной скульптуры является ее уникальность. Природа не может повторить одинаковый изгиб в ветвях и корнях деревьев, поэтому и человек не может сделать две одинаковые лесные скульптуры из природных находок. Немалое количество из своих творений мастер передал в фонды музея. В их число входит и скульптура «Ата». Она была изготовлено автором в 1977 году [1, с. 27]. Тогда же данное произведение было отмечено дипломом конкурса изделий декоративного искусства в городе Москве [2, с. 51]. Материалом для него послужил корень жимолости татарской. Оно представляет собой объемное изображение головы пожилого мужчины-казаха в меховой шапке, опирающееся на витые корни-ножки. Лицо старика широкое, изрезано морщинами, с большим носом, оканчивается длинной витой бородой. Поверхность изделия полностью покрыта лаком. Почти все перечисленные детали скульптуры обусловлены естественными изгибами и текстурным рисунком корня дерева, которые были лишь отчасти дополнены искусными руками мастера, что в конечном итоге помогло ему воплотить в ней целостный завершенный художественный образ. При создании данного творения он проявил себя не только как художник, но и как человек, любящий природу и видящий ее неподдельную красоту.
Оригинальную композицию «Бараны», изготовленную в казахском национальном стиле, в 1979 году передал в фонды нашего музея профессиональный художник Александр Иванович Коробков (1944-2014 гг.). В 1968 г. он окончил Ташкентское художественное училище по классу живописи. Член союза художников СССР и Союза художников Казахстана с 1976 года. Долгое время трудился в Доме художника города Усть-Каменогорска, где и начал заниматься резьбой по дереву. В 1986 году принимал участие в выставке мастеров-умельцев, проходившей в городе Алма-Ате на ВДНХ Каз. ССР, награжден дипломом второй степени.
Идея создания вышеназванной работы родилась у него после творческой командировки по районным центрам Восточно-Казахстанской области [2]. Она состоит из трех отдельных стилизованных объемных изображений баранов. Каждое из них собрано из отдельных частей, вырезанных из древесины сосны. Все фигуры имеют голову яйцевидной формы с круглыми глазами из искусственного стекла, плоские утолщенные рога, узкие короткие туловища и такие же миниатюрные ножки. Они декорированы полусферическими пластмассовыми вставками разного цвета, круглыми розетками, украшенными прорезной и рельефной резьбой в виде многолепестковых цветков, плавно изогнутых лучей, а также элементов казахского традиционного орнамента «қошқар мүйіз». Некоторые из розеток при этом оттенены красными масляными красками. Следует отметить, что скульптуры имеют рога разной формы. У одной из них они массивные и закруглены вовнутрь, а у двух других имеют каплевидную форму.
Несмотря на то, что композиция выполнена в стилизованном виде, она отличается очень высоким уровнем исполнения. В ней автор смог умело совместить традиционные приемы резьбы по дереву с элементами современного искусства. Это придало его творению огромную оригинальность и праздничный внешний вид.
Относительно недавно в 2009 году фондовую коллекцию музея пополнила вырезанная из дерева скульптура «Пастух», автором которой является Анатолий Николаевич Бубель, чье имя широко известно в Восточном Казахстане. Данный мастер очень активно занимается творческой деятельностью. Совместно со своими коллегами В.Б. Самойловым и Х.М. Кульчаевым в 2000 году он стал соавтором памятника одному из первых директоров крупнейшего предприятия региона Ульбинского металлургического завода Владимиру Петровичу Потанину, установленному в областном центре ВКО городе Усть-Каменогорске на одноименной улице. В 2011-2012 гг. Анатолий Николаевич принимал активное участие в проходивших здесь же международных симпозиумах скульпторов.
Скульптура представляет собой объемную фигуру мужчины-пастуха, установленную на неправильной по форме светлой деревянной овальной подставке. Он стоит со скрещенными босыми ногами. В правой приподнятой руке персонаж держит камчу, другой рукой опирается на деревянную палку. На его голове надета рельефная шапка-малахай, поверхность которой обработана мелкой порезкой. Лицо пастуха улыбающееся, автором хорошо выделены его нос, рот и хитрые глаза. Он облачен в длинную свободную подпоясанную матерчатым поясом рубаху и короткие штаны до колен
По своему внешнему виду образ пастуха напоминает героя казахских народных сказок безбородого обманщика Алдара-Косе. Как известно, данный персонаж знаменит тем, что всегда защищал бедных и, с помощью своего ума и ловкости, обманывал и наказывал жадных богачей, а также лентяев и глупцов. Автору в своей работе полностью удалось передать все основные особенности его образа. Поза пастуха, выражение его глаз и лица выдают умного, находчиво, но, в то же время, очень добродушного человека. В целом, данная работа проникнута большим юмором, что делает ее очень притягательной для зрителя.
Современные мастера резьбы по дереву нашего края, создающие скульптуры в казахском национальном стиле, наряду с изображениями животных и людей воплощают в них разнообразные абстрактные образы. К числу подобных творений относится скульптурная композиция «Кобыз» мастера из города Семей Андрея Борисовича Завгороднего, о творческом пути которого следует рассказать отдельно.
Склонность к художественному искусству у него проявился еще в школьные годы, когда он посещал студию изобразительного искусства, особенно увлекался лепкой из глины и пластилина. В 1990 году окончил СПТУ №10 г. Семипалатинска по специальности «Лепка архитектурных деталей». Резьбой по дереву занимается с 1998 года. Первые навыки этого ремесла получил от своего дяди Корнилова Михаила Федоровича, который был профессиональным художником [3]. Сюжет и рисунок для своих работ придумывает самостоятельно, орнамент берет из литературы. В своем творчестве использует опыт казахских и других мастеров декоративно-прикладного искусства и постоянно совершенствует свое ремесло.
Скульптура «Кобыз» в 2012 году экспонировалась на выставке «Дыхание весны», проходившей в стенах Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника, после чего была передана в его фондовое собрание. Она представляет собой помещенное на круглое основание стилизованное объемное изображение черного цвета, напоминающее по своей форме казахский музыкальный инструмент с аналогичным названием. В нижней части композиции имеется вставка из кожи цвета слоновой кости в виде равнобедренного треугольника с округлым вогнутым основанием. На ней черными красками изображена копия фрагмента наскальных рисунков, найденных на Алтае: крупная фигура оленя с большими ветвистыми рогами, бегущего по горам на фоне звездного неба, перед оленем – изображение солнца. Поверхность дерева с лицевой стороны декорирована контурной росписью светло-охристого цвета, также имеющей вид разнообразных древних изображений на камнях. Струны музыкального инструмента натянуты в верхней части на двух стилизованных стрелах из дерева, на основаниях которых светло-охристым и черным цветами изображены круги с символами мужского и женского начала. В середине композиции струны крепятся на одной стреле аналогичной формы с изображением двух кругов с общим центром окружности. В нижней части скульптуры, на основании, они привязаны к декоративной детали, состоящей из косточек, украшенных казахским национальным орнаментом в технике гравировки. На ручке кобыза и на его основании, с обеих сторон элемента из кости, имеются плоские металлические накладки бронзового цвета в форме традиционного казахского национального орнамента «трилистник».
Как видно из вышеприведенного описания, оригинальность этой скульптуры состоит в том, что она выполнена в комбинированной технике. Наряду с резьбой по дереву мастер при ее создании использовал различные приемы художественной обработки металла и кости. Кроме того, в ней заложена глубокая оригинальная идея. Если рассмотреть все элементы, образующие композицию, становится понятно, что она символизирует собой весь исторический путь, который прошел казахский народ от древности до наших дней и показывает преемственность национальных ремесленных традиций с творениями мастеров былых эпох.
С недавнего времени с нашим музеем начал сотрудничать еще один искусный мастер резьбы по дереву – Андрей Борисович Белякин, также проживающий в городе Семей. По образованию он является учителем изобразительного искусства и черчения, занимается самыми разнообразными видами искусства: живописью, скульптурой, оформлением дизайна и т.д. Постоянно участвует в городских выставках декоративно-прикладного искусства, не раз награждался благодарственными письмами и памятными подарками. С 2014 года выставляется в областном архитектурно-этнографическом и природно-ландшафтном музее-заповеднике. За это время его фонды пополнились несколькими работами мастера, среди которых особо следует выделить декоративную скульптуру «Звуки степи», посвященную казахской национальной тематике.
Основа скульптуры представляет сбой светло-коричневую подставку в форме квадрата со скругленными углами, на которую в задней части установлен высокий корень коричневого цвета с бежевыми природными вкраплениями. Он образует два ствола, похожих на искривленное дерево с тоненькими ветками. В центральной части к нему на переднем плане прикреплено уменьшенное объемное изображение кобыза коричневого цвета, имеющего черно-серые кожаные струны. Головка музыкального инструмента (басы) украшена крупным резным орнаментальным узором. Также в нескольких местах он декорирован резными накладками и подвесками, изготовленными в технике резьбы по кости.
Как и работа С. Завгороднего данное скульптурное произведение изготовлено в комбинированной технике. Вместе с тем изображение кобыза, запечатленное в нем, имеет более реалистичный внешний вид. При этом его общий замысел является тем же. А.Б. Белякин в своем скульптурном творении также стремится показать древние истоки казахских национальных музыкальных и ремесленных традиций. Об этом говорит сам образ музыкального инструмента. Ведь, как известно, кобыз был изобретен предками современных казахов еще в незапамятные времена и по некоторым данным является прародителем всех смычковых музыкальных инструментов на земле. Донести свою идею до зрителя автору также помогает форма корней, на которых закреплен инструмент. Они напоминают по своим очертаниям высокие извилистые вековые деревья, символизирующие долголетие и глубочайшую жизненную мудрость.
В целом, скульптурные работы из дерева, посвященные казахской национальной тематике, несмотря на свою сравнительно небольшую численность, занимают важное место в фондовой коллекции Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника. Все они отличаются большой оригинальностью исполнения и характеризуют своих авторов не только как искусных резчиков по дереву, но как людей, увлеченных историей и культурой той страны, в которой они живут. И пусть далеко не для всех вышеназванных мастеров Казахстан является родиной, творческая биография каждого из них очень тесно связана с этой землей. Именно поэтому все их творения проникнуты безграничной любовью к ней. Этим объясняется то безграничное обаяние и душевное тепло, которое излучают каждое из них. Благодаря этому все они нашли свое место в различных экспозициях музея и привлекают огромное внимание его посетителей.
Список литературы
- Смагулова Г.М. Каталог «Национальные мотивы в художественных произведениях мастеров резьбы по дереву в фондах музея» - Усть-Каменогорск: Восточно-Казахстанский областной этнографический музей, 2003. – 60 с.
- Черкашина В.А. Очерки и мастерах. – Усть-Каменогорск: Медиа-Альянс», 2007. – 140 с.
- Архивы музея. Акт №56-1988 год. ВКЭМЗ. КП-10-18139.
- Архивы музея. Акт №63-2012 год. ВКЭМЗ. КП-63-33467.
КАСТЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2018
МУЗЕЙ В ЭПОХУ ГИПЕРКОММУНИКАЦИИ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ
Материалы научно-практической конференции, Алматы, 2018 год.
С. 173-178.
Бемм Максим Александрович,
Младший научный сотрудник отдела народного и декоративно-прикладного искусства
Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника,
Казахстан, г. Усть-Каменогорск.
< Предыдущая | Следующая > |
---|