Генеалогия - наука, устанавливающая происхождение человеческих индивидов и отношение родства между ними, а также изучающая семейно-родственные группы, их связи и отношения в исторической динамике. Объектом генеалогии в историческом исследовании определяется, прежде всего, тем, что человек выступает одновременно как основной субъект исторического процесса и как объект исторического исследования . [1. c. 2]
У различных народов вырабатывались своеобразные традиции интерпретации данных о родстве. Изначально существовавшая, очевидно, в устной форме генеалогия в определенный период истории приобрела письменный характер. [2. c. 107.] Научный интерес к генеалогии появляется в XVIII в. в связи с бурным развитием исторической науки.
Выдающийся ученый и мыслитель татарского народа Шигабутдин Марджани (1818-1889) первым из татарских ученых обратился к проблеме истории происхождения татар от волжских булгар. Об этом он написал в своем важном историческом труде «Мус-тафад ал-ахбар фи ахвал Казан ва Булгар» (Кладезь сведений о Волжской Булгарии и Казанском ханстве) изданном в 1885 г. [3 с. 215]. «На тесную связь современных казанских татар с булгарами указывают и те родословные, которые имеются во многих татарских семьях» - пишет Н. И. Воробьев в своей книге «Казанские татары» |3. с. 19]. Родословные предков большей частью были основаны на всевозможных слухах и передавались из поколения в поколение подобно сказкам и устным преданиям [4. с. 3].
В фондах областного архитектурно-этнографического музея-заповедника хранится генеалогическое древо рода Булатовых, составленное 1 января 1924 г. одним из родственников семьи Булатовых Ахмадсалимом [5.Приложение № 1].
Редкий исторический «документ» принес в 1997 г., после смерти своей жены, вместе с другими предметами по татарской этнографии житель нашего города Владимир Федорович Моспан. По словам сдатчика, предки рода Булатовых принимали участие в крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.). Прадед работал кузнецом у одного из предводителей этой войны Салавата Юлаева. После разгрома восстания они бежали в Казахстан и остановились в с Бековка Семипалатинской области.[6.]
На бумаге, состоящей из двух склеенных частей общим размером 88x69 см нарисовано большое дерево с ветками и листьями. Контуры дерева и веток подведены чернильным карандашом, а листья - простым. Начинается древо от корня с имени Габ-дулла, затем на стволе Габдуллин от него 6 ответвлений — шестеро сыновей: Байезит, Исмагил, Исхак, Нажимиддин, Гисаматдин. Ответвление составителя начинается с правой стороны с имени Исмагил, затем Темирболат, следующее имя пропущено, видимо, составитель не смог выяснить его. Потом - Габдыуали, и на лепестке другим цветом написано имя «Ахмедсалим». Всего в генеалогическое древо включено 134 мужских имени, женских имен нет. Невыявленные имена пропущены - «пустые листья». Так, от ответвления Байезита пропущены имена пятерых, у Габдырашида — двоих, от Исхака — 12 имен, от Исмагила — шестерых. Два человека из ответвления Байезита совершили поломничество в святое место мусульман — в Мекку. На это указывает приставка «кажи» к их имени. Это — Галимджан кажи и Мухамедзариф кажи Мухамедгали [Приложение №2].
А почему составитель нарисовал именно дерево?
В словаре иностранных слов «ген» происходит от греческого слова «genos», т.е. происхождение, а генеалогическое древо- это родословная семьи изображенная в виде дерева [7.с.120]. Татарское слово «шәжәрә» происходит от арабского «шаджарат», что в переводе означает «дерево», а у казахов произносится «шежіре».
Перевод имен для нас сделала уроженка города Усть-Каменогорска Магира Мухамеджановна Кагарманова (1906 г. р.). Арабскому языку она училась с 1914 по 1918 гг. у городского муллы Габдулгафара Шамсутдинова [8].
У Магиры Мухамеджановны оказалось свое родословное древо, составленное ею в конце 1980-х гг. [8]. В отличие от составителя Ахмедсали-ма, у М. М. Кагармановой родословная составлена схематично и женские имена в нее тоже входят. Начинается родословная схема с имени Кагарман. По словам Магиры Мухамеджановны, в XVIII в. он основал село в Башкирии, ныне оно находится в Уфимской области. В конце XVIII - начале XIX в. Кагарман переехал из Башкирии в Казахстан. У него было три сына — Ахмеджан, Сулейман и Галимджан. Сулейман и Галимджан жили в Кокпектах, а Ахмеджан - в Усть-Каменогорске, он занимался торговлей с Китаем.
В родословную схему составительница включила всех членов семьи трех братьев. Под каждым именем дается дата рождения и место проживания на момент составления [8].
Уроженка Усть-Каменогорска Рашида Худжатовна Фаткулина (1946 г. р.) принесла в музей из семейного архива родословную нескольких татарских родов, составленную Халидом Закировичем Галиакберовым в феврале-апреле 2000 г. Родители автора, казанские татары, в начале XX в. приехали в Казахстан. Сам автор сейчас живет в Ал-маты. Жена Халифа Закиревича Халида Сунгатул-ловна и мать Рашиды Нажиба Сунгатулловна - родные сестры [11]. В родословную Халифа Закировича включены семь родов: Галиакберовых, Лутфулли-ных, Садыковых, Мамбетовых, Ишеевых, Ерназаро-вых, Очировых. Все они являются родственниками: сваты и свояки, поэтому родословную он рассылал всем членам семьи каждого рода.
Родословная состоит из 29 пронумерованных и подшитых страниц. Переплет — из белой плотной бумаги. Начал составитель с краткой биографической справки на каждого члена семьи с указанием места проживания, в конце дан схематичный вариант, набранный курсиыом 14 кегля. Под каждым именем указаны год рождения и специальность, иногда место проживания [11]. Автор имеет высшее филологическое образование, интересуется историей. Например, при составлении рода Лутфуллиных (вторая половина XVIII — первая половина XIX вв.) в графе пишет: «Гайси хазрет (мулла). Родился и жил в деревне Княр (ныне Татарстан). Жил в XVIII в. (даты его жизни и смерти неизвестны). О Гайси-хазрете и его потомках говорится в книге великого ученого Шигабут-дина Марджани» {7].
В родословной Марджани, составленной Нажией Ильясовой, женские имена тоже имеются. Составлена она схематично, состоит из 13 поколений, а все потомство содержит 238 имен [8].
Женщин в некоторых мусульманских государствах считают продолжателями рода. Особенно это наблюдается у приверженцев шиизма, а суннитского направления ведут родословную по мужской линии. Например, у казахов родословная считается только по мужской линии. Каждый казах обязательно должен знать хотя бы семь колен (жеты ата — каз. яз) своего рода, называя поименно прадедов в каждом роду, а место рода — в жузе и племени [3].
Анализируя сказанное, можно сказать: если первый автор, Ахмадсалим, включил в родословную только мужские имена, как это делают многие верующие суннитского направления, в том числе и казахи, он это перенял у казахов, потому что его предки живут с конца XVIII в. в Казахстане.
Современные татары нашего края каждый по своей придуманной схеме составляют родословную от какого-либо поколения. Некоторые составители включают женщин, другие считают только по мужской линии. Для этнографов важен любой вариант, потому как генеалогическое древо составляется многими народами еще издревле, оно передавалось из поколения в поколение. Наша же задача дальнейшее их изучение, исследование и сохранение в фондах музея различные варианты разных лет.
Источники и литература
1. Мустафин Г. М., Мунков Н. П. и др. История Татарстана XIX век // Казань: Магариф, 2003. С. 215-217.
2. Воробьев Н. И. Казанские татары. Казань: Татгосиздат, 1953.
3. Шакарим Кудаиберды-улы. Родословная тюрков, киргизов, казахов и ханских династий // Алма-Ата. «Жазушы» 1990.
4. ВКОЭМ КПнв-3-2816. Генеалогическое древо рола Булатовых.
5. Сообщение информатора Моспан В. Ф., записанное со слов 2 октября 1990 г.
6. Сообщение информатора М. М. Кагармановой, записанное со слов в 1997 г.
7. Из семейного архива Р. X. Фаткулиной «Родословная составленная Халидом Галиакберовым».
8. Ахметжанов Марсель. Родословная Шигабутдина Марджани: На татарском
Б. М. Кумарова
Книга «История формирования материальной и духовной
культуры татар Казахстана и Сибири»
Материалы международной научно-практической конференции.
Усть-Каменогорск, 2006г.