В широкой системе фактов, предопределяющих сохранение и воспроизводство ценностей отечественной и мировой культуры, формирование исторической памяти и обеспечение преемственности культурно-исторического развития, особое место принадлежит музеям. Из века в век они играют все большую роль в духовной жизни общества, в просвещении, образовании и нравственно-эстетическом воспитании людей. Музей выводит за границы социума, цивилизации в мир культуры. Специфика музейного учреждения позволяет не только работать с разными возрастными и социальными группами, но и обладает многообразием способов воздействия на аудиторию, когда процесс обретения знаний стимулируется чувственным восприятием и эмоциональными переживаниями.
Развитие массовых коммуникаций значительно облегчает диалог между объектом культурной ценности и конечным его потребителем – зрителем. Мы живем в эпоху Интернет. Глобальная сеть стала важной частью культурной жизни в целом и жизни учреждений культуры в частности. Музеи постепенно включаются в этот процесс. Компьютер становится рабочим инструментом музейных работников, идет стремительное освоение виртуального пространства.
Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник позиционирует себя как музей нового типа, который стремиться соответствовать новым веяниям в науке и культуре.
В 2007 году для увеличения числа посетителей было заключено Соглашение о сотрудничестве с Государственным Русским музеем г. Санкт-Петербург и начата работа по Международному проекту «Русский музей: Виртуальный филиал». На настоящий момент наш виртуальный филиал является единственным в Казахстане. Всего в мире их насчитывается 213.
Целями создания информационно-образовательного центра стали: сотрудничество сторон по организации и обеспечению широкомасштабного применения в образовательных целях информационно-образовательных материалов «Русский музей: Виртуальный филиал», обеспечивающее доступность для жителей города и области произведений искусства и памятников художественной культуры из коллекций Русского музея, привлечение к ним внимания социально активных групп населения, особенно молодежи. Содействие и проведение совместных акций и мероприятий, способствующих возрождению и укреплению культурных, научных и деловых связей.
В основу создания центра легли многолетние научные, образовательные и методические разработки ведущих специалистов Государственного Русского музея, использующие в своей деятельности новейшие компьютерные мультимедийные технологии.
Что же такое мультимедиа? Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудио эффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Отличительными признаками систем мультимедиа являются: сочетание в одном программном продукте многообразных видов информации: традиционных (текст, таблицы, иллюстрации) и оригинальных (речь, музыка, фрагменты видеофильмов, и др.). Также мультимедиа позволяет восстанавливать экспонаты. Например, в экспозиции музея находится фрагмент сосуда, и чтобы показать его в полном виде на помощь музейным сотрудникам приходит мультимедиа, что позволяет показать цельный сосуд, а не только его фрагмент. Таким образом, посетитель музея может получить не фрагментарное представление, а цельную картину. Такой подход в построении экспозиции не только обогащает ее, но и позволяет экономить на реконструкции.
Для посетителя - это возможность: овладеть новым инструментом познания произведений изобразительного искусства, попасть в скрытый от его взгляда мир совершить серию путешествий в пространстве, открыть неизвестные стороны художественного творчества. А для музея это возможность достичь одну из целей, которую ставят перед собой музейные педагоги - подготовка разносторонне развитой личности.
Все это может предоставить посетителю медиатека эксклюзивных компьютерных программ Русского музея, коллекция CD, DVD, а также библиотека альбомов и каталогов.
Медиатека это более 600 мультимедийных программ и фильмов на основе собрания Государственного Русского музея и коллекции художественных музеев России.
Благодаря медиатеке у наших посетителей есть возможность совершить виртуальные туры по четырем дворцам, входящим в комплекс Русского музея, увидеть их уникальные интерьеры, познакомиться с экспозицией музея, в том числе и не существующего в реальности выставочного зала. Виртуальные путешествия в картины позволяют зрителю стать «непосредственным участником» событий, развивают творческое воображение.
Посетителями нашего отдела являются люди всех возрастов и социальных групп для каждой из которых подготовлен определенный материал. Учащиеся начальной школы при знакомстве с Государственным Русским музеем вместе со сказочным персонажем Фафалей начинают изучать жизнь и творчество известных русских художников таких как: И.К. Айвазовский, И.И. Шишкин, И.Е. Репин и др. Для учащихся среднего и старшего звена школы, студентов, а также взрослого населения подготовлены лекции о творчестве русских художниках, об образах создаваемых ими.
Во многом именно использование компьютерных технологий создает дополнительные возможности для образования, позволяет заинтересовать молодое поколение и повысить их мотивацию к знакомству с искусством, и культурными достижениями. Свидетельством этого становится интерес к истории искусства и повышение мотивации к познавательной и творческой активности посетителей и сотрудников филиалов.
Ежегодно Государственным Русским музеем проводятся конкурсы мультимедийных ресурсов, направленных на активизацию деятельности посетителей и сотрудников виртуальных филиалов, их совместную работу по созданию мультимедийных ресурсов, посвященных как Русскому музею, так и истории в целом, проведение серьезного и глубокого изучения выбранной темы, отражение индивидуального подхода автора.
В 2016 году наши посетители приняли участие в конкурсе мультимедийных ресурсов «А я один на свете город знаю ...». Две конкурсные работы заняли призовые места.
Это «Любимый город Семей!». Получено 3 место в номинации «Школьники 11-13 лет (коллективная работа)». И «Старый – новый город Усть-Каменогорск», получено 3 место в номинации «Школьники 11-13 лет (индивидуальная работа)»
В 2017 году прошел конкурс мультимедийных ресурсов «Мой Русский музей», посвященный 120-летию со дня открытия Государственного Русского музея г. Санкт-Петербурга. И 3 место в номинации «Школьники 14-18 лет (индивидуальная работа)» заняла работа по теме: «Красота, вдохновение, радость и тайна…» Участник: Ондасынова Куралай, г. Семей
Сотрудничество с Русским музеем это не только предоставление медиатеки, коллекции CD, DVD, а также библиотеки альбомов и каталогов, но это и новые возможности как для самих работников отдела, так и для посетителей. В чем это выражается:
Во-первых, это «Онлайн-лекторий Русского музея», который включает в себя проведение и онлайн-трансляции лекций по теории и истории изобразительного искусства, тематических встреч и консультаций с сотрудниками Русского музея, проведение специализированных семинаров и конференций, организованных в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал». С помощью этих онлайн-лекций существенно обогащаются знания, навыки общения с искусством и понимание самых разных течений и исторических поворотов.
Во-вторых, возможность сотрудникам информационно-образовательных центров «Русский музей: виртуальный филиал» принять участие в проходящих в рамках проекта научно-практических семинарах, конференциях, круглых столах которые выступают главным связующим звеном между сотрудниками музеев разных стран и городов, что позволяет обсуждать научные достижения музеев, устанавливать межкультурный диалог и сотрудничество, проводить обмен опытом и распространять знание о событиях или явлениях в музейной деятельности.
В-третьих, это возможность общения, знакомства с коллекциями и обмен опытом со всеми филиалами, участниками проекта.
В-четвертых, это возможность получить методическую помощь и дидактические материалы при подготовке материалов лекций. Подборка дидактических материалов по теме включает перечень материалов медиатеки, список онлайн-лекций, виртуальных выставок, полезные ссылки, а также список литературы.
Трансформация современного общества, науки и культуры обуславливает постановку новых задач перед музейными работниками, а также открытие ими новых граней потенциала музея проявляемых во внедрении новых технологий, технических средств, оборудования для культурной деятельности, поддержке творческой деятельности, подготовке специалистов.
Меняется мир, меняется и восприятие человека, поэтому мы музейные специалисты каждый раз вносим большие изменения в свою работу. Мы делаем экскурсию не просто интересной, а ещё и интерактивной. Новые технологии, которые внедряются в жизнь музея, становятся, таким образом, интересными и для детско-юношеского мировоззрения.
Интерактивность предлагает право посетителя на проявление свободы и творчества в пространстве музея. Она требует создания среды, для характеристики которой ключевыми являются слова «я сам» - действую, думаю, принимаю решения. Проектируя такую среду, музейный специалист обязан с самого начала продумывать, как можно организовать взаимодействие посетителя с воспринимаемым материалом.
Использование и внедрение технологий в культуру современного музея принадлежит к числу эффективных средств развития музейной среды, так как способствует активизации мышления посетителя, позволяет работать эффективно и активизирует процесс получения информации посетителем музея, делает его более удобным и управляемым. Они делают экскурсию не просто статичной, а интересной, интерактивной. Современные музеи используют новые технологии и приемы и для поддержки процесса обучения, насыщая экскурсию и экспозицию музея интерактивными приемами, позволяя лучше усваивать информацию. Таким образом, необходимость использования технологий и новых приемов в работе музеев не вызывает сомнения. Перспективы новых технологий разнообразны, они будут расширяться и открывать новые возможности, совершенствуя наш мир, человека и его музейное восприятие. Современный музей становится значимым ресурсом образования, который активно влияет на процессы развития культурогенеза. Развитие музейной культуры служит толчком для изменения мировоззрения людей и, как следствие, влияет на формирование культурогенеза, который можно рассматривать как хранение и трансляцию определенного социального опыта, а музей является хранилищем этого социального опыта.
С появлением новых технологий в культуре музея стало возможным сохранять больше подлинных вещей и передавать информацию о них новому поколению. Таким образом, технологии и приемы передачи информации развивают музей и влияют на культурогенез.
Список литературы:
- Дворко Н.И. Мультимедиа: творчество, техника, технология. — Изд-во: СПбГУП 2005.
- Лебедев А.В. Музейные представительства в Интернет. Российский и зарубежный опыт. // Тезисы доклада на II конференции «АДИТ-1998»)
- Ноль Л.Я. Информационные технологии в деятельности музея. Г. Москва, 2007
- Музей как пространство образования: игра, диалог, культура участия. Ответ ред. А. Щербакова, - М. 2012г.
- Н. Селиванов. Творческая память. Художественные образовательные медиа проекты на основе культурного наследия – М.. 2014г.
Карибаева Шинар Мерсаликовна - заведующая
информационно-образовательным отделом
Григорьева Анастасия Александровна - специалист
информационно-образовательного отдела
Международная научно-практическая конференция
«Роль музея в современно обществе: мировой опыт и региональная ситуация», Атырау, 1-2 октября 2019 г.
< Предыдущая | Следующая > |
---|