• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи научные Карчалова А.М. Этнография казахов в трудах Чокана Валиханова

Карчалова А.М. Этнография казахов в трудах Чокана Валиханова

Аннотация: статья посвящена этнографии казахов в научном наследии Чокана Валиханова и предпосылкам этнографической деятельности ученого. Статью дополняют рисунки Чокана Валиханова.

Ключевые слова: Чокан Валиханов, этнография казахов, Чингис Валиханов, рисунки. 

 

ETHNOGRAPHY OF KAZAKHOV IN THE WORKS OF THE VALIKHANOV CHOKAN

East Kazakhstan Regional Architectural, Ethnographic and Natural Landscape Preserve, Ust-Kamenogorsk

Summary: the article is devoted to the ethnography of the Kazakhs in the scientific heritage of Chokan Valikhanov and the premises of the scientist’s ethnographic activity. The article is complemented by drawings by Chokan Valikhanov.
Key words: Chokan Valikhanov, ethnography of the Kazakhs, Chingis Valikhanov, drawings.

 

 

Ил. 1. Чокан Чингисович Валиханов

 

Этнографическое наследие Чокана Чингисовича Валиханова, активная его деятельность по сбору и сохранению предметов устного народного творчества, запись исторических преданий и легенд, зарисовки жизни и быта народов Средней Азии и Казахстана принесли ученому славу именно как этнографу.

Еще с детства, с начала учебы в Кушмурунской школе, затем в одном из лучших заведений того времени – Сибирском Кадетском корпусе г.Омска, у Ч. Валиханова появился интерес к этнографии казахского народа. Уже тогда он внимательно прислушивался к историческим преданиям, легендам, любил общаться с людьми из народа. Большое внимание его воспитанию оказывала бабушка Айганым, которая для него была источником неисчерпаемых  знаний, мудрости. Светлые воспоминания о бабушке, носительнице лучших народных традиций, обычаев, Чокан сохранил на всю жизнь.

Обратимся к предпосылкам этнографической деятельности Ч. Валиханова. Исследователи отмечают роль Чингиса Валиханова, отца Чокана Валиханова, в собрании казахского фольклора, в частности поэмы «Козы-Корпеш и Баян Сулу», Еркокше и других произведений. Занимаясь археологическими раскопками, он один поставлял экспонаты для научных учреждений России. Его коллекцию предметов быта казахов составляли древняя утварь, оружие, украшения. Даже после отставки отец Чокана Валиханова продолжал заниматься этнографией [Ч. Валиханов, 1984, с. 198 ].

Как выдающийся ученый Чокан Валиханов занимает особое место в истории, этнографии и фольклористике казахского народа.  В своих трудах он передает богатство оригинальных и разносторонних глубоких мыслей и идей, выводов, интереснейших гипотез, фактических сведений, не утративших своего значения и в наше время.  Большинство его работ написано на основе историко-этнографического осмысления и толкования разнородных этнографических и фольклорных источников. Он одним из первых в историографии казахского народа высоко оценил богатство казахского фольклора, преданий, пословиц, поговорок, сказок, как незаменимых источников при изучении происхождения казахского народа, его этнической истории, языка и культуры.

 Ил. 2.                                                                                           

Портрет казаха.   Карандаш, 1856 г.

              
 Ил.3.

 Портрет молодого казаха.

  Карандаш, 1856 г.

                                                                                                

                                                                                              

                       

Так, в его очерках о Джунгарии, Записках о киргизах, Киргизском родословии приводятся ценные суждения о физическом облике казахов, который, по его мнению, образовался в XIX в. от смешения тюрков и монголов, но со значительным перевесом монгольского корня. Он отмечал, что нельзя смешивать казахов с киргизами и стремился показать их различия не только в области материальной и духовной культуры, но и в физическом облике. «В числе народов, живших в Средней Азии во времена династии Хань, китайские летописи заметили шесть племен, отличавшихся голубыми глазами и рыжим цветом волос». «Большая, Средняя и Малая киргиз-кайсацкие орды составляют один народ «казак», отличный от киргизов, называемых китайцами – бурутами, русскими – дикокаменными или черными. Эти два народа отличаются по языку, по происхождению, по обычаям» [Ч. Валиханов, 1984, т.3, стр.334].

В 1856 году Шокан присоединился к военно-научной экспедиции, возглавляемой М.М.Хоментовским. Будучи в экспедиции, Шокан собрал ориентологические, энтомологические коллекции и составил гербарий, исследовал фауну и флору Жетысу и окрестностей Иссык-куля, участвовал в составлении карты Иссык-куля. Он пристально изучал культуру древних разрушенных городов тех мест, древнюю систему орошения, остатки архитектурного наследия, этнографию и каменные изваяния. Им были записаны родословная киргизского народа, их песни, сказания, легенды, эпос «Манас».

Чокан Валиханов наблюдал и сравнивал обычаи, устройство, жизнь двух родственных кочевых народов – казахов и киргизов. Как и казахское общество киргизы делились на власть имущих и массы трудового народа. Интересны этнографические его зарисовки обычаев, верований, одежды киргизов. Яркие описания он дополняет рисунками. Он изображает киргизских манапов, одежду киргизских женщин, схемы пройденных маршрутов, рисунки местностей. У киргизов, например, по наблюдениям Ч. Валиханова в дневнике, обряд похорон идентичен с казахским народом, «как и у наших, жена должна в продолжении года с криком оплакивать смерть мужа. Когда проезжают мусульмане, словом, свои, они должны петь», то есть исполнять один из похоронных плачей. Подъехав к одному аулу, Чокан и его спутники услышали один такой плач и увидели на юрте черный флаг. «Если на юрте развевается какой-либо флаг, то там лишились одного из члена семьи. Если флаг красный – молодой мужчина, черный – средних лет, белый – старик». Очень подробно Ч.Валиханов описывает одежду и прически киргизских женщин. Они, пишет он «носят белую рубаху из дабы без воротника, обшивая грудной разрез вокруг красным шелком. Верхнее одеяние составляет у них простой халат такого вида и покроя как носят мужчины. Они носят пестрые халаты, кроме синего (считается траурным). Разница костюма и туалета замужней женщины и девушки состоит только в головном уборе и уборке волос. Женщины надевают  на голову два белых платка, один возле щек, второй на голову в виде чалмы. Девицы же носят остроконечный белый фес с маленькой кистью. Волосы же женщины заплетают в две косы, концы их соединяют в одну тонкую прядь и убирают монетами, ключами и занкирами (побрякушками), либо другими подручными вещами. Девки расплетают косы на множество тонких прядей, убирая их около ушей жемчугом, кораллом или бусами, смотря по средствам. Длина волос считается первой красотою, почему все женщины носят фальшивые косы» [Р.Б.Сулейменов, 1985, с.79 ].

На летние каникулы Чокан Валиханов уезжал к себе в Сырымбет. Эти поездки доставляли ему огромное удовольствие, давали возможность еще ближе присмотреться к жизни родного народа, производить записи народных песен, легенд и сказок и зарисовывать бытовые картины. Чокан очень хорошо рисовал (ил. 2-4).

 

 

Ил. 4. Рисунок Чокана Валиханова

Это увлечение было у него с детства, которое помогло ему в его исследованиях, путешествиях наиболее точно передать информацию. «Для наблюдательного Чокана зарисовки с натуры уже в то время являлись одним из лучших средств воспроизведения жизни народа. Находясь в ауле в окружении своих родных и друзей, он увлекся зарисовками Кушмуруна и Сырымбета, кочевок и мест стоянок аула. Этим зарисовкам периода 1847-1852 гг. Чокан дал общее название «Корпустен елге, отпускіге барғанда язмыш суреттер», т.е. «Зарисовки, сделанные во время каникул в ауле». [Ч.Валиханов, 1967, т.1, с.31].

Когда мы обращаемся к этнографическим произведениям Чокана Валиханова, небольших по объему, но обширных в плане собранного материала, возникает ощущение ясности и законченности объекта исследования.

Условно, работы по этнографии казахов в творчестве Чокана Валиханова можно разделить на два временных этапа:

1. 1835-1855 гг. – связанный с окончанием кадетского корпуса, службой в администрации и первой поездкой в Семиречье;

2. 1860-1864 гг. – отмеченный  интенсивной научной в составе Русского географического общества, общественно-политической и литературной деятельностью в г. Санкт-Петербурге, с возвращением в родные края, работой по подготовке судебной реформы в Казахстане и участием в походе М.Г.Черняева в Среднюю Азию.

 Ч. Валиханов известен как собиратель изустных сказаний (народная эпическая поэма «Козы Корпеш – Баян Сулу»), русских рукописей, нумизматики, образцов прикладного искусства народов, населявших  Казахстан и Среднюю Азию.

Таким образом, Чокан Валиханов первый казахский ученый, который передал жизнь казахского народа в рисунках, зарисовках, картах. Среди них имеются уникальные рукописи, которые хранятся в архивах Казахстана и России.  Художественные работы Чокана Валиханова представляют богатый материал не только как памятники изобразительного искусства, но и имеют высокую научную ценность, позволяя почерпнуть интересные сведения по традиционной одежде, ремеслам,  кочевому хозяйству и многому другому.

 

Литература

 Ч. Валиханов. Собрание сочинений в 5-ти томах. Алма-Ата, 1961 г.

 Ч. Валиханов. Избранные произведения. Алма-Ата, 1958 г.

 Р.Б. Сулейменов.Ч. Валиханов – востоковед. Алма-Ата, 1985 г.

 Труды по фольклору. Ч. Валиханов. Алматы, 2012 г.

 Ч.Ч. Валиханов. Собрание сочинений в пяти томах. Академия наук Казахской ССР. Алма-Ата, 1984 г.

 И. Стрелкова. Валиханов. Жизнь замечательных людей. Москва, 1983 г.

 Ч. Валиханов. Этнографическое наследие казахов. 1 том. Библиотека казахской этнографии 50 томов. Астана, 2007 г.

 Исторические личности. Сост. Тогусбаев Б., Сужикова А.. Алматы, 2007 г.

 И. Забелин. Чокан Валиханов. Государственное издательство географической литературы. Москва, 1956 г.

 Эржан Юсупов. Подвиг Чокана Валиханова. Открытие Кашгарии. К 175-летию со дня рождения Чокана Валиханова. Санкт-Петербург, 2009 г.

Макбал Мусина. Борис Тихомиров. Чокан Валиханов в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург, 2009 г.

 

А.М. Карчалова

Статья опубликована в сборнике «Алтайский текст в русской культуре»,

Министерство науки и высшего образования РФ, Алтайский государственный университет, выпуск 8, Барнаул, издательство Алтайского государственного университета, 2019 г., стр. 218-223

 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы