В декабре 2019 года исполняется 100 лет со дня мученической кончины настоятеля Покровского собора г. Усть-Каменогорска, благочинного церквей Усть-Каменогорского уезда, протоиерея Александра Владимировича Дагаева, трагически погибшего от рук временщиков, господствовавших в крае в 1919 г. Взаимоотношения местного населения с различными группировками, претендующими на захват власти в крае в период установления советской власти 1918-1919 гг., представляли собой кровавую мясорубку, через которую прошли сотни людей.
Ключевые слова: Дагаев, протоиерей, настоятель, Покровский собор, Усть-Каменогорск, Усть-Каменогорский уезд, Восточный Казахстан.
Имя священномученика Александра Дагаева, посвятившего себя пастырскому служению на земле Верхнего Прииртышья в конце XIX- начале XX веков, широко известно в церковных кругах Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии Русской Православной Церкви Казахстана. По документальным и художественным описаниям событий тех лет, он был зарублен шашками анархистами-козыревцами, которые на тот момент хозяйничали в городе [Анов, 1978; Пермитин, 1979, с. 779-781;]. С момента гибели А. В. Дагаева прошло 100 лет, но его могила до сих пор не обнаружена. По версии правнучки, Маричевой Любовь Александровны, проживающей в Санкт-Петербурге, могила находится вблизи городского Ушановского кладбища [Маричева, 2017].
Источники с описанием биографии и священнической деятельности А. В. Дагаева можно представить тремя периодами: дореволюционным, советским и периодом Независимого Казахстана, кардинально отличающимися между собой своим отношением к рассматриваемой персоналии.
Дореволюционная историография по А. В. Дагаеву включает краткие биографические сведения, большей частью связана с его пребыванием в Усть-Каменогорском уезде Семипалатинской области. Два наиболее ранних источника восполняют пробелы в биографии, документально подтверждая появление Дагаева в крае: 1) Выписка из метрической книги Глубоковской Введенской церкви за 1886 год [Выпись, 1986]; 2) Записи в метрической книге Красноярской Свято-Николаевской церкви за 1887 год [Свято Николаевская церковь, 1887]. Другой документ за 1903 год свидетельствует о его преподавательской деятельности в г. Усть-Каменогорске в качестве законоучителя не только приходских, но и городских училищ [Аттестат, 1903].
Большую ценность, как для объекта исследования, так и для духовной истории края в целом, представляют труды любителей церковного краеведения конца XIX- начала XX веков, священников К. Ф. Скальского и И. С. Голошубина с подробным описанием православных приходов Омской епархии, где впервые А. В. Дагаев предстает перед нами, как благочинный протоиерей Усть-Каменогорского уезда и настоятель Покровского собора города Усть-Каменогорска [Скальский, 1900; Справочная книга, 1914].
Историография советского периода отражена воспоминаниями преимущественно мемуарного характера непосредственных участников и очевидцев установления советской власти в крае в 1917-1920 гг., сторонников революции, выходцев из рабочего пролетариата: Я. В. Кротова [Кротов, 1967], Беспаловых [Архив Беспаловых, 1961] и др., а также местной интеллигенции: краеведа Н. С. Рахвалова [Рахвалов, 1966-1976], писателей: Н. Анова [Анов, 1978], Е. Пермитина [Пермитин, 1979]. В описанных ими событиях уделено внимание отдельным персоналиям, имевших большое значение для города и уезда в целом, среди которых есть упоминания и о протоиерее А. В. Дагаеве. Однако эти сведения носят чисто субъективный характер, т.к. написанные спустя более половины века после произошедших событий, в конце 1960-х–1970-х гг., они отражают личные взгляды под влиянием советской идеологии. Общее, что объединяет эти воспоминания по отношению авторов к Дагаеву – восприятие его как идеологического противника.
Историография периода Независимого Казахстана вновь обращается к образу Дагаева. Исследователи начала XXI века дают оценку гражданского подвига протоиерея, закончившегося его неоправданной гибелью. Поэтому вопрос: кто, когда и зачем уничтожил главного пастыря Усть-Каменогорского уезда, сегодня волнует современников. Среди авторов этого периода надо отдать предпочтение представителям местной епархии в лице Преосвященнейшего Амфилохия (Бондаренко), епископа Усть-Каменогорского и Семипалатинского [Иеромонах Амфилохий, 2003] и клирика Покровского храма г. Усть-Каменогорска, заведующего с 2013 по 2019 гг. епархиальными отделами: историко-аналитическим и по канонизации отца Иустина (Ларионов) [Иеромонах Иустин, 2006], стараниями которых в том числе, Александр Дагаев был реабилитирован. Стоит также назвать имена устькаменогорских исследователей: писателя-краеведа В. И. Деева [Деев, 2001] и журналиста А. И. Колдашевой [Стрелец, 2010], пытавшихся развенчать мифологию вокруг череды убийств козыревцами известных личностей в городе Усть-Каменогорске. В. И. Деев и А. И. Колдашева высказали предположения о причастности большевиков к этим злодеяниям.
Александр Владимирович Дагаев родился 10 апреля 1861 года [Справочная книга, 1914, с. 1111], в уездном городе Бийске Томской губернии (ныне Алтайского края РФ) в семье известного протоиерея Владимира (Дагаева), оставившего заметный след в духовной истории своего города. Сын, пошедший по стезе отца, там же пережил главные события своей молодости: окончание Барнаульского духовного училища (ок. 1879) [Духовенство РПЦ, 2019], Томской Духовной Семинарии со званием студента (1884), что было весьма престижно, т.к. придавало особый статус среди своих собратьев, и принятие священнического сана [Справочная книга, 1914, с. 1111], а также женитьбу на купеческой дочери Стефаниде Дробининой [Иеромонах Амфилохий, 2003].
Начало священнического пути отца Александра совпало с назначением от 12(24) февраля 1884 года известного миссионера Алтайской духовной миссии Макария (Невского) епископом Бийским, викарием Томской епархии [Макарий, 2019]. А уже осенью, 8 ноября 1884 года [Духовенство, 2019], Преосвященный Макарий рукоположил 23-х летнего Александра Дагаева в священники и благословил его для миссионерства в отдаленный регион Томской губернии – Усть-Каменогорский уезд. Сначала, по имеющимся данным, Александр Дагаев начал служение в Глубоковской Введенской церкви под управлением Заведующего (Благочинного) священника Иоанна Колесникова, что подтверждается документом, согласно которому первого мая 1886 года он с псаломщиком Иоакимом Алексеевым совершал таинство крещения над мещанским сыном Василием Смольяковым [Выпись, 1886].
Выписка из метрической книги о родившихся за 1886 год, выданная причтом Введенской церкви села Глубокого, на предмет определения в училище мещанского сына Василия Тимофеевича Смольякова. с. Глубокое, Введенская церковь, 1900 г. Документ передан музею-заповеднику жительницей г. Усть-Каменогорска Смольяковой Н.Б.
Впоследствии Александру Дагаеву было предоставлено при Глубоковской Введенской церкви место настоятеля с временным исправлением должности благочинного 30-го благочиния [Духовенство РПЦ, 2019]. Его неоднократные служения этого периода в новой должности отмечены в метрических книгах Свято-Николаевского храма соседнего Красноярского прихода за 1887 год [Свято-Николаевская церковь, 1887, лл. 306-329]. Дальнейшая миссионерская деятельность отца Александра до конца его дней была связана с пребыванием в городе Усть-Каменогорске и окормлением паствы всего уезда.
После назначения 26 мая (7 июня) 1891 года Преосвященного Макария (Невского) епископом Томским и Семипалатинским он издает Указ от 30 декабря 1891 о переводе А. В. Дагаева на настоятельское место в Покровский собор г. Усть-Каменогорска. Однако к служению на новом месте отец Александр приступил со 2 февраля 1892 года [Покровский собор, 1892, лл. 18-19]. За добросовестное служение в качестве награды через год, в мае 1893 года, он был возведен в сан протоиерея Градо-Устькаменогорского Покровского собора [Покровский собор, 1893, л. 261, 371, 417]. В этом же году протоиерей Александр основал при Покровском соборе церковно-приходское Попечительство с целью сбора денег на строительство Трехсвятительского храма в Заульбинской слободе и помощи самым бедным прихожанам [Скальский, 1900, с. 188]. С 1894 года он окончательно утвержден в должности благочинного церквей Усть-Каменогорского уезда 30-го благочиния Томской Духовной Консистории (с 1895 г. Омской Духовной Консистории) [Покровский собор, 1894, л. 71 об, 72], что закрепило круг его обязанностей и усилило ответственность перед епархиальной властью за церковный порядок и местными гражданскими властями за мир и благополучие в округе. По воспоминаниям людей, близко знавших протоиерея Александра, он был горячим ревнителем православия, в меру строгим, совершенно бескомпромиссным, искренне любящим Бога и Отечество, неукоснительно соблюдал Церковный Устав [Иеромонах Амфилохий, 2003].
Семейная жизнь благочинного шла своим чередом. Дети рождались с разницей в два-три года. Старшая дочь Евфалия (1888-1972) родилась в поселке Глубоковском, остальные – в Усть-Каменогорске: Михаил (06.11.1892-?), Мария (18.10.1894-1925), Вивея (13.10.1896-?), Иннокентий (1899?-?), Елена (1902?-?), Серафим (01.08.1904-?), Иван (23.02.1907-?) [Покровский собор, 1892, л. 53 об.; 1894, л. 56 об.; 1896, л. 109 об.; 1904, л. 81 об.;1907, л. 23 об.]. Добротный деревянный с каменным полуэтажом дом протоиерея находился недалеко от Покровского собора, на перекрестке улицы Троицкой (ныне фрагмент ул. К. Либкнехта) и переулка Мечетского (ныне не существует). В семье любили музицировать, часто устраивали загородные прогулки. Семейным образом жизни благочинный пропагандировал достойный пример для подражания местным жителям.
Как добрый пастырь, вверенного ему благочиния, протоиерей Александр заботился о просвещении словом Христовым своей многочисленной паствы. В конце XIX века в состав благочиния входило 7 приходов Усть-Каменогорского уезда, включая городские приходы Усть-Каменогорска (Покровский собор и Троицкая церковь), Зайсана (Александро-Невский), Кокпекты (во имя св. великомученика Георгия Победоносца), сельские – Таврический (св. Великомченицы Екатерины) и Георгиевский (Рождества Пресвятой Богородицы), а также станицы Убинской (Николаевский) и 5 сельских приходов Томской губернии Змеиногорского уезда: Ульбинский, Прапорщиковский, Тарханский, Глубоковский и Красноярский на Иртыше. Православное население всего благочиния составляло порядка 31579 душ обоего пола [Скальский, 1900, с. 185-202]. В начале XX века в результате административного передела территории произошло перераспределение приходов между благочиниями, в результате чего количество приходов Усть-Каменогорского уезда Семипалатинской области увеличилось с 7 до 17, соответственно и окормляемое население увеличилось почти на 12000 душ [Справочная книга, 1914, с. 415-449].
Для духовного роста населения отец Александр организовал при Покровском соборе городские религиозно-нравственные чтения с народом, которые проходили по воскресным и праздничным дням в здании начального приходского училища [Скальский, 1900, с. 188]. По примеру своего отца, непревзойденного педагога в вопросах веры, протоиерей Александр расширял границы просвещения в целях большего охвата беднейших слоев населения уезда начальной грамотностью, открывая церковно-приходские Попечительства и в сельской местности.
Аттестат на имя Смольякова Василия, окончившего Устькаменогорское городское училище в 1903 г. С подписью законоучителя протоиерея А. В. Дагаева.
Документ передан музею-заповеднику жительницей г. Усть-Каменогорска Смольяковой Н.Б.
Являясь законоучителем, Александр Дагаев преподавал Закон Божий не только в духовных, но и в городских учебных заведениях Усть-Каменогорска, что определенным образом оказывало влияние на нравственность населения. В силу своей проповеднической деятельности, протоиерей имел очень большое влияние на народ. На правах законоучителя и уполномоченного представителя уездного благочиния он участвовал во всех городских собраниях [Летопись, 2013, с. 212, 244, 256, 350], где принимались важные для города и уезда решения.
Среди множества прочих обязанностей протоиерей Александр занимался комплектованием религиозно-богослужебных книг для церковных нужд, выписывая их через архиерейскую кафедру со складов Московской Синодальной типографии (бывший Печатный двор) и распределяя по приходам благочиния. Среди книг первостепенное место занимали напрестольные Евангелия разной величины в бархатных и металлических окладах. Помимо литургических Евангелий использовались и другие богослужебных книги: Апостолы, Псалтири, Требники, Часословы, Минеи, Триоди, певческие книги, типиконы, служебники и т.п. Часть книг, оставшаяся в крае после изъятия церковных ценностей в 1922 г., согласно декретам советской власти, и сохраненная потомками местных священнослужителей, в последующем вошла в книжное собрание музея-заповедника, сформировав наиболее редкую коллекцию православных книг кирилловской традиции [Каталог, 2016].
За свою неутомимую деятельность к 1900 г. протоиерей А. В. Дагаев из наград уже имел архипастырскую благодарность (1887), право ношения набедренника (1888), архипастырское благословение и благодарность «законоучителю-священнику» (1890), право ношения скуфьи (1892) и камилавки (1899). В 1903 году был удостоен права ношения наперсного креста, выдаваемого Святейшим Синодом. В 1907 г. с благословения Его Преосвященства Преосвященнейшего Гавриила, епископа Омского и Семипалатинского за труды по построению Трехсвятительского храма, был удостоен от прихожан поднесения золотого с дорогими украшениями наперсного креста. Также отец Александр был отмечен Императорскими наградами за государственную службу «Любящим правду, благочестие и верность». Он был кавалером орденов Святой Анны III степени (1906) и II степени (1908), Святого Владимира 3 степени (1912) [Справочная книга, 1915, с. 1111; Духовенство РПЦ, 2019], Александра Невского «За труд и Отечество». Был награжден медалями: «В память царствования императора Александра III» (1881-1894), «В память 25-летия церковно-приходских школ» (1894-1909), «В память 300-летия Романовых» (1613-1913) [Рогачев, 2016, с. 62]. Предположительно в последующем награды могли храниться в семье старшего сына Михаила.
В годы Первой мировой войны благочинный протоиерей Александр Дагаев состоял председателем Устькаменогорского Комитета, опекаемого Высочайшим Его Императорского Величества Обществом повсеместной помощи пострадавшим на войне солдатам и их семьям. Опираясь на представителей местной интеллигенции, духовенство, купечество и городскую администрацию Комитет писал воззвания к населению, письма с призывом к пожертвованиям во все частные и правительственные учреждения, организовывал различные мероприятия по сбору денег и последующей передаче их нуждающимся. Вся тяжесть решения проблемы ложилась на плечи местного городского духовенства, которое проявляло огромную деятельность по сбору пожертвований на раненых и больных воинов и на оказание помощи семьям. За усердный труд в этом богоугодном деле председателю Комитета протоиерею А. Дагаеву было присвоено звание Почетного члена Комитета [Омские епархиальные ведомости, 1915, с. 34-43].
С такими достижениями горячий ревнитель православия, пламенный патриот своего дела протоиерей Александр Дагаев предстал перед Октябрьской революцией, которая уничтожила его, как идеологического врага, и все его достижения и заслуги перед народом. Перед лицом советской власти он обнаружил себя как политический противник новой зарождающейся генерации человечества, увлеченной марксистскими идеями. Как это происходило, рассмотрим ниже.
Социальная структура дореволюционного Усть-Каменогорска в период служения протоиерея А. В. Дагаева представляла собой окраину Российской империи, отличалась некоей сословной пестротой населения, большая часть которого была православного вероисповедания и состояла из мещан, воинских чинов с семьями, казаков, крестьян, купцов и немногочисленного духовенства [Летопись, 2013, с. 162]. Духовенство по своему положению в обществе было проводником незыблемости существовавших порядков, по классовым интересам примыкало к интеллигенции. Управление городом осуществлялось местной интеллигенцией в составе чиновников и служащих различных систем: городским Головой, полицмейстером городского полицейского управления, а также уездными правлением и судом. Поддержанием порядка в городе занималась местная команда 3-го отделения Сибирского казачьего войска, переданная в помощь городским властям еще в конце 1870-х гг. [Летопись, 2013, с. 106], которая на момент описываемых событий находилась под управлением генерала П. Н. Веденина.
После падения монархии в конце февраля 1917 года политическая власть в городе и уезде к лету объединяла в себе два крупнейших направления мелкобуржуазных партий: социалистов-революционеров, так называемых меньшевиков-эсеров и партию народной свободы – кадетов. И те и другие выступали в поддержку антинародной политики Временного правительства. Перед ними стояла задача «разъяснения вреда деятельности большевиков». Кадеты выступали за войну до победного конца, за преобладание «государственных интересов», особо подчеркивали заботу о казачестве. Первые организации эсеров и кадетов в крае стали появляться весной 1917 года в ряде областных, уездных и волостных центров края. В Усть-Каменогорске партия кадетов начала действовать с 4 апреля, немногим ранее в Семипалатинске – с 18 марта [Григорьев, 1989, с. 4-6, 38, 53-57]. Первый эсеровский Комитет рабочих и солдатских депутатов, созданный в Усть-Каменогорске в марте 1917 года, находился под опекой кадетов. Возглавлял его Председатель С. Р. Павлов и секретарь А. М. Волков, учитель устькаменогорского Высшего городского начального училища, бывший в близкой дружбе с протоиереем А. В. Дагаевым, под непосредственным управлением которого в итоге находилось все руководство политикой эсеров и кадетов, выходцев из местной интеллигенции и зажиточного сословия [Кротов, 1967].
Постепенно в крае зарождалось новое пролетарское движение из рабочих горнорудной, обрабатывающей промышленности и транспортников, опиравшееся на рабочий класс и крестьянство [Григорьев, 1989, с. 7, 11]. Осенью 1917 г. возвращавшиеся с фронта солдаты стали переходить на сторону формировавшейся партии большевиков, которая начала борьбу с кадетами и эсерами. На первом собрании 14 ноября 1917 г. был избран комитет партии большевиков, всего около двадцати человек во главе с 24-летним фронтовиком Я. В. Ушановым [Кротов, 1967]. Оформление большевистской партийной организации в Усть-Каменогорске завершилось к декабрю 1917 года [Григорьев, 1989, с. 97]. Третий Западно-Сибирский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, прошедший в городе Омске со 2 по 9 декабря 1917 года, своими резолюциями о переходе власти в руки Советов и организации на местах советского аппарата, ускорил установление советской власти в крае. Съезд обратился с призывом к местным Советам свергать ставленников Временного правительства [Гражданская война, 2013, с. 5].
Первая попытка установить советскую власть в Усть-Каменогорске относится к 26 января 1918 года, когда местные большевики, арестовали начальника гарнизона, атамана 3-го отдела Сибирского казачьего войска, генерала П. Н. Веденина и под конвоем красногвардейцев отправили его в Омск. Однако по дороге генерал был отбит казаками и доставлен обратно в Усть-Каменогорск [Гражданская война, 2013, с. 5-6; Архив Беспаловых, 1961]. В итоге советская власть в Усть-Каменогорске была установлена без боя путем митинга 14 марта 1918 г. партией большевиков во главе с
Я. В. Ушановым [Историко-революционные памятники, 1987, с. 1]. По призыву большевиков трудящиеся города вышли на демонстрацию под лозунгом "Долой буржуазную думу!", "Вон из Совета рабочих и крестьянских депутатов лакеев буржуазии – эсеров и меньшевиков!" [Архив Беспаловых, 1961], после чего кадетско-эсеровская Городская дума объявила о своем самороспуске.
Однако работы по устроению советской власти в Усть-Каменогорске вскоре были прерваны военным переворотом, который по одним данным произошел в ночь на 10-е июня 1918 г. [Историко-революционные памятники, 1987, с. 1], по другим – на 18 июня [Гражданская война, 2013, с. 6]. В результате решительных действий генерала П. Н. Веденина, советская власть была свергнута, члены Совдепа арестованы и заключены в тюрьму [Историко-революционные памятники, 1987, с. 1-2; Брусенцев, с. 9-10]. За отсутствием документальных источников остается только предполагать, что первой ответной жертвой красного террора на белогвардейский террор из числа пострадавшего духовенства Верхнего Прииртышья стал настоятель Преображенской церкви дисциплинарного батальона Устькаменогорской крепости, протоиерей Сергий Васильевич Феноменов, расстрелянный летом 1918 года на глазах у своей семьи в доме на Комендантском острове [Ларионов, 2011, с. 92-93].
В ноябре 1918 г. власть в стране перешла в руки адмирала А. В. Колчака и стала носить военно-монархический характер. Колчака поддержали кадеты, эсеры не признали его власти. Период правления Верховного главнокомандующего Русской армией адмирала Колчака был связан с пребыванием в Семипалатинске подразделений Семиреченского войскового казачьего атамана В. Б. Анненкова [Иеромонах Иустин, 2014, с. 82]. Монархист по убеждению, он воспринимал большевиков, как своих классовых врагов, посягающих на незыблемость империи. Очевидно, А. В. Дагаев ассоциировал его с защитой православия и самодержавия Российской империи. 24 октября (6 ноября) 1918 года генерал-лейтенант В. Б. Анненков прибыл из Семипалатинска в Усть-Каменогорск с группой «черных гусар» [Герасимов, 1984, с 52] и в тот же день из городской тюрьмы им была увезена группа заключенных большевиков, среди которых находился председатель Совдепа Я. В. Ушанов [Архив Беспаловых, 1961]. По существующей легенде, не имеющей документального подтверждения, 25 октября (7 ноября) 1918 года по приказу атамана Анненкова его сожгли в топке на отплывшем в Семипалатинск пароходе «Монгол» [Очерки, 1970, с. 109].
Существует мнение, что казнь первого председателя местного Совдепа Я. В. Ушанова послужила предлогом к уничтожению протоиерея Александра Дагаева, тем временем до его гибели впереди оставался еще целый год. За это время произошло немало событий. Одно из ключевых – вооруженное восстание заключенных большевиков в Устькаменогорской тюрьме, которое произошло в ночь на 30 июня 1919 г. [Гражданская война, 2013, с. 84], спустя 8 месяцев после казни первого председателя Совдепа. В воспоминаниях участников установления советской власти событие после
подавления восстания казаками устькаменогорского гарнизона воспроизводит потери большевиков и пережитые ими ужасы столкновения с противоборствующей силой. Духовное же лицо, отец Александр в этом случае представлен махровым черносотенцем, неким злодеем, издевающимся над телами погибших [Архив Беспаловых, 1961]. В то время как протоиерей А. В. Дагаев, вероятно, еще не догадывавшейся о своей предстоящей гибели, исполнял элементарный пастырский долг, по христианской традиции вкладывая в руки погибших для спасения душ грамоты с разрешительной молитвой.
Летом 1919 года из Усть-Каменогорска были отправлены на фронт все части. В городе для охраны осталось не больше двух сотен колчаковцев [Ломакина, 1989, с. 155]. На фоне происходивших событий еще сильнее развертывалась деятельность подпольных большевистских групп. Другое судьбоносное событие тех лет – приезд в Усть-Каменогорск в июле 1919 года активного участника борьбы за установление советской власти на Алтае П. П. Бахеева (псевдоним будущего уральского сказочника П. П. Бажова) с целью организации в тылу противника подпольных групп, возглавляемых коммунистами и оказания помощи повстанцам при свержении монархистов. Под видом страхового агента он прожил на нелегальном положении почти шесть месяцев до окончательного падения власти Верховного правителя Колчака [Пенькова, 1983, с. 86; Рахвалов, 1976, л. 22]. В своей работе П. П. Бахеев опирался на партизанские отряды, объединявшиеся под руководством командира Н. И. Тимофеева. Для организаторов большевистского подполья в крае П. П. Бахеева и Н. И. Тимофеева А. В. Дагаев представлял опасность, как идеологический противник, т.к. на него, как на духовного пастыря, ориентировались народные массы.
В описаниях Н. С. Рахвалова, с позиции активного сторонника большевизма, раскрывается очевидность причин убийства Дагаева. Воспроизводя беседу командира партизанского отряда горных орлов Н. И. Тимофеева и подпольного агента П. П. Бахеева, устами Н. И. Тимофеева Н. С. Рахвалов озвучил красноречивый лозунг, в котором пытался найти спасение для уходящей России отец Александр – «С нами Бог и атаман Анненков» [Рахвалов, 1976, л. 28]. Следует отметить, что надпись «С нами Бог» известна как официальный лозунг со времен I-й Мировой войны. Генерал-лейтенант Б. В. Анненков сохранил ее на знамени своего отряда, по его утверждению, без слов «и атаман Анненков» [Носков, 2011].
Поколение младших современников протоиерея, принявших революцию, выразили А. В. Дагаеву и его единомышленникам свое пренебрежительно-уничижительное отношение, которое проявилось в кощунственном описании Н. С. Рахваловым знаковой встречи А. В. Дагаева с П. П. Бахеевым в доме протоиерея, куда через посыльного страховой агент Бахеев был приглашен для решения бытовых вопросов. А. В. Дагаев, не подозревавший в страховом агенте будущего члена ревкома, неосторожно высказался о большевиках, которых, по высказыванию Н. С Рахвалова от лица протоиерея, вешать надо было бы на виселицах от самой крепости до Верхней пристани [Рахвалов, 1976, л. 47-55]. Насколько это высказывание соответствует истине, мы сегодня не знаем, но при таком отношении к духовному лицу этого было более чем достаточно, чтобы внести православного «иезуита» в черный список на уничтожение.
Тем временем с разгромом Русской армии Колчака на Урале подпольная организация Усть-Каменогорского уезда начала с целью восстановления советской власти в крае интенсивную подготовку к выступлению на территории, подконтрольной Верховному правителю России [Ломакина, 1989, с. 155]. Полк Красные горные орлы, насчитывавший более 2000 бойцов, готовил захват оружия и боеприпасов. В ночь с 30 ноября на 1 декабря в результате произошедшего переворота [Рахвалов, 1976, л. 5, 6; Григорьев, 1989, с. 227] большевиками был занят Семипалатинск. В город сразу же наряду с другими партизанскими частями вошел 4-й крестьянский корпус под командованием левого эсера М. В. Козыря, властолюбивого и политически не грамотного человека [Григорьев, 1989, с. 228]. Атаман Козырь, в прошлом царский поручик, воевавший против Верховного правителя России адмирала А.В. Колчака. Большевики воспринимали М. Козыря как анархиста, т.к. политические идеи его выражались в лозунге «Советы, но без коммунистов» [Очерки, 1970, с 113].
Начало декабря 1919 года в Усть-Каменогорске было особенно напряженным. Руководство по охране города и наведению порядка было возложено на последователей революции Демина, Егорова и Есина. В штабе революции, располагавшегося в доме Демина по улице Большой (в советское время ул. Кирова, с июля 2019 – Антона Чехова), был разработан план осуществления ареста руководства гарнизона Колчака и освобождения людей, которые еще оставались в живых после восстания в тюрьме. С 5 на 6 декабря въезд и выезд в Устькаменогорск охранялся дежурным патрулем, проверявшим всех въезжавших и выезжавших. В эту ночь были арестованы и заключены под арест: командующий первым Степным корпусом полковник Иванов, начальник Устькаменогорского гарнизона генерал Веденин, помощник начальника отделения Устькаменогорской тюрьмы Матренин, председатель партии кадетов Кожевников, протоиерей Покровского собора Дагаев и многие другие бывшие руководители при власти А. В. Колчака. Людей забирали из их домов и доставляли в крепостную тюрьму, куда партизаны приводили все новых и новых сторонников Временного правительства. Утром 6-го декабря на площади организовали сбор казаков гарнизона и объявили, чтобы все они сдали огнестрельное оружие. После сдачи оружия прежний устькамеогорский гарнизон в составе 9-го, 12-го, 14-го полков был распущен по домам [Григорьев, 1989, с. 230].
На заседании Городской думы по организации советской власти и уревкома были утверждены кандидатуры: председатель уревкома И. Ф. Ляпин, его заместитель И. Т. Малашкин и член уревкома А. А. Александров, прибывшие 8-го декабря по назначению Семипалатинского облревкома в помощь оставшимся после восстания членам устькаменогорского Совдепа. Из местных председателем парткома оставался Я. В. Кротов. П. П. Бахееву поручили редактирование газеты. Выйдя из подполья, он был назначен заведующим информационным отделом Усть-Каменогорского ревкома.
Арестованных и заключенных под стражу казачьих генералов и офицеров, разместили в магазине торгового дома Семенов и Сыновья. 9-го декабря власть перешла к Совдепу [Кротов, 1967]. 10 декабря части Красной Армии и партизаны Шемонаихинского и Березовского отрядов заняли Усть-Каменогорск [Алексеенко, 1995, с. 55], 11 декабря советская власть в городе была установлена окончательно [Очерки, 1970, с 113].
В свете всех этих событий под натиском коммунистов и кадровых частей Красной Армии поручик М. В. Козырь вместе со своим политическим консультантом П. Я. Дербером вынужден был покинуть Семипалатинск и перебраться в Усть-Каменогорск, где у них было много сторонников и друзей из подразделения 4-го Семипалатинского полка, составлявших основу гарнизона в Усть-Каменогорске [Григорьев, 1989, с. 230]. 15 декабря партизанские части без боя вступили в Усть-Каменогорск [Гражданская война, 2013, с. 13].
По версии ленинградского журналиста И. Ломакиной, расследовавшей судьбу питерских коммунаров на Алтае, отряд Козырева, в первый же день вступления в город, выполняя постановление ревкома, порубил на льду Иртыша у Собачьего острова монархистов, генерала Веденина и еще около 30 белых офицеров. [Ломакина, 1989, с. 155-157], среди которых «для острастки другим буржуям» зарубили шашками протоиерея Дагаева [Анов, 1978].
По версии В. К. Григорьева, М. В. Козырь, войдя в Усть-Каменогорск, специальным приказом лишил власти первый ревком, образованный из освободившихся из тюрьмы коммунистов-подпольщиков и подчинил его себе. Устькаменогорская партийная организация, воссозданная 9 декабря, не смогла противостоять эсерам. Мещане и казачество, сотрудничавшие с руководством А. В. Колчака, надеялись на восстановление монархии. Гарнизон 3-го отдела Сибирского казачьего войска к тому времени разуверился в необходимости защиты Временного правительства и встречал вошедший в город 11-й партизанский полк с красными знаменами и музыкой [Григорьев, 1989, с. 231].
Отвечая на вопросы, поставленные в начале статьи: кто, когда и зачем уничтожил протоиерея А. В. Дагаева, с уверенностью можно сказать, что это было дело рук левого эсера, анархиста М. В. Козыря. Защитники монархии были арестованы, как минимум за 10 дней до прихода Козыря большевиками, во главе которых стоял чекист П. П. Бахеев. Что ожидало их, если бы эсеровский анархист не расправился с ними? Думается, ответ очевиден. Можно предположить, что совместные интересы большевиков и козыревцев поначалу были выгодны советской власти, т.к. руками последних были ликвидированы многие враги социализма, в том числе и протоиерей Дагаев. В последующем это позволило большевикам завуалировать свою виновность, сбросив ответственность с себя на козыревцев. В подтверждение высказываний И. В. Деева и А. И. Колдашевой, на самом деле опасность для Дагаева и других, погибших вместе с ним лиц, исходила от Усть-Каменогорского ревкома. Главным рычагом деятельности ревкома был подпольный страховой агент, особо уполномоченный Губернского ЧК П. П. Бахеев, в последующем член ревкома и активнейший деятель по установлению советской власти в крае. За два года его пребывания в городе Усть-Каменогорске (1919-1921) на нем осталась кровь погибших десятков-сотен устькаменогорцев. П. П. Бахеев (Бажов) был яростным противником своих идеологических врагов, в списке которых оказался представитель духовенства, пламенный проповедник и обличитель нечестия протоиерей А. В. Дагаев, пользующийся всеобщим уважением, но нетерпимый для новой власти человек [Иеромонах Иустин, 2006].
И все же вопросы к гибели А. В. Дагаева еще остаются. О факте его гибели впервые упоминается в воспоминаниях писателя Н. Анова о Бажове [Анов, 1978], хотя сам Н. Анов, редактор газеты «Советская власть», не был очевидцем произошедших событий, т.к. впервые приехал в город в мае 1920 года. В мемуарно-художественных и документальных источниках сплошь и рядом присутствуют разночтения в датах и деталях событий. Путаница в старом и новом стилях в итоге спровоцировала в исследовательских кругах местного краеведения Днем памяти А. В. Дагаева обозначить дату 11 января 1920 года. Сопоставив все рассмотренные источниковые данные, автор пришел к выводу о том, что день гибели протоиерея А. В. Дагаева по новому стилю приходится на 29 декабря 1919 года.
Из записей в метрической книге Покровского собора за 1919 год следует, что последними днями служения протоиерея А. В. Дагаева по части выполнения треб были 25 и 26 ноября. В эти дни он с диаконом Власием Антоновым совершил таинства крещения младенцев, родившихся в православных семьях, по иронии судьбы, благословляя на праведную жизнь мещанскую дочь Екатерину Николаеву Каранову и крестьянского сына Михаила Гавриила Ягодкина, предки которых, вросшие корнями в самодержавную Россию, встали на борьбу с ней [Покровский собор, 1919, л. 78 об.].
Что касается места гибели протоиерея, то, по всей видимости, это все-таки был Собачий остров, который упоминается в исследованиях журналиста И. Ломакиной, как место общей казни и коммунистов и белогвардейцев [Ломакина, 1989, с. 157]. Его примерное местоположение – район за Дворцом спорта и Тополиной рощей (где по весне Ульба разливалась, образуя остров) перед горой, отделяющей Сакенькин лог с Ушановским кладбищем. Подключив воспоминания родственников, прослеживаем логическую цепочку. После дикой расправы над протоиереем порубленное шашками и окровавленное тело, привязав к лошади, протащили по свежевыпавшему снегу декабрьского Усть-Каменогорска. И только через два месяца матушке Стефаниде Алексеевне Дагаевой местные чекисты отдали найденное в проруби Иртыша тело ее супруга с отсеченной головой и правой рукой, пальцы которой были сложены для иерейского благословения [Иеромонах Амфилохий, 2003]. Отданные останки отца Александра были захоронены Стефанидой Дагаевой на горе вблизи Ушановского кладбища. Дочь Мария (в замужестве Щеглова), рано ушедшая из жизни вследствие болезни в 1925 г., по сведениям родственников, была погребена около могилы своего отца. Однако опознавательные признаки могил: два деревянных креста, один большой, другой меньшего размера, как и сами могилы, до сих пор не обнаружены [Маричева, 2017].
Недостаточная изученность доказательной источниковой базы породила ошибочность в освящении биографической деятельности А. В. Дагаева. Факт его служения в 1918 году в крепостной Троцкой церкви г. Усть-Каменогорска архивными документами не подтверждается. Все таинства (крещение, бракосочетание и погребение) в течение 1918 года совершал священник Василий Федюшин с диаконом Григорием Ляшко [Троицкая церковь, 1918, лл. 1-34].
Даты рождений детей, установленные по метрическим книгам Покровского собора, и не случайно упомянутые в статье, дают возможность скорректировать датировки многочисленных семейных фотографий, имеющихся в частных коллекциях и на просторах Интернета.
14 апреля 1993 года протоиерей Александр Дагаев был реабилитирован по закону Республики Казахстан. В 2000 году он прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви [Святые новомученики, 2008, с. 373-377].
Список литературы
Н.В. Алексеенко. Усть-Каменогорск и устькаменогорцы. Век XX. Усть-Каменогорск, 1995. – 77 с.
Анов Н. Павел Бажов в Усть-Каменогорске // Мастер, мудрец, сказочник. Воспоминания о П. Бажове. М., «Советский писатель» 1978. – 592 с.
Архив Беспаловых. 1961 г. // Библиотека Я. В. Кротова. http://yakov.works/library/11_k/krotovy/yv_bespalov.html (дата обращения: 14.12.2018)
Аттестат на имя Смольякова Василия об окончании Устькаменогорского 3-х классного городского училища в 1903 г. Усть-Каменогорск, 5 июня 1903 г. ВКЭМЗ: KПнв-23-12634.
Брусенцев Н. К. Революцией призванный. Усть-Каменогорск, 1989 г. Машинопись. КПнв-13-8910.
Выпись из метрической книги. О родившихся, за 1886 год. с. Глубокое, Введенская церковь, 1900 г. ВКЭМЗ: KПнв-23-12635.
Герасимов С. Н. Яков Ушанов. Документальный биографический очерк. Издание второе. Доработанное и уточненное. Алма-Ата, «Казахстан», 1984. – 56 стр.
Гражданская война в Восточном Казахстане 1917-1922 гг: Сбор. докум. – КГУ «Центр документации новейшей истории» Управления архивов и документации ВКО, Науч. центр ист. исслед.им. ак. М.Козыбаева Семипалат. гос. пед. инст./ сост. Г.Т. Касымова, М.К. Каримов, А.М. Мамырбеков, М.И. Перебеева, Н.А. Полякова, Е.Е. Сайлаубай, Т.У. Туйсынбаева – Семей, 2013. – 519 с.
Григорьев В. К. Противостояние (Большевики и непролетарские партии в Казахстане. 1917-1920). Ин-т истории партии при ЦК Компартии Казахстана - филиал ин-та марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. - Алма-Ата: Казахстан, 1989. - 252 с.
Деев В. И. Типография найдена, типография не терялась / Областная газета «Рудный Алтай», 2001 г. / ГАВКО. История края. http://e-arhiv.vko.gov.kz/ru/Page/Index/1579 (дата обращения: 22.11.2018).
Духовенство Русской Православной Церкви в XX веке. Биографическая база данных. Религиозная организация «Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь РПЦ (Московский патриархат)», 2019 г. http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/5692/ (дата обращения: 23.06.2019)
Иеромонах Амфилохий (Бондаренко). «Священномучениче Александре, моли Бога о нас» // Православный вестник. № 1 (18), Усть-Каменогорск, 2003.
Иеромонах Иустин (Ларионов). Православие в архитектуре и истории Восточного Казахстана.– Усть-Каменогорск, 2006 г. – 128 стр. с илл.
Иеромонах Иустин (Ларионов М.М.). Русское православие в Восточном Казахстане в XVIII-XX вв. – Усть-Каменогорск, 2014 г. – 240 с. ВКЭМЗ: КП-74-36113;
Историко-революционные памятники Восточного Казахстана. Путеводитель. К 70-летию Великого Октября. Составитель: Еремеев М. Ю. Усть-Каменогорск: ОИКМ, Областной Совет общества охраны памятников истории и культуры, 1987. – 21 с. КПнв-24-12947
Каталог фонда редких книг. Московские издания кирилловской печати начала XVII-конца XVIII вв. Часть I. Составитель: Осерчева О. Н. Усть-Каменогорск: ВКЭМЗ, 2016 г. – 112 с.
Кротов Я. В. Моя биография и мои воспоминания. Первый вариант. 1967 г. http://yakov.works/library/11_k/krotovy/yv_memoirs.html (дата обращения: 14.12.2018)
Летопись города Усть-Каменогорска. 1654-1918. Составители: Г. А. Кущ, А. В. Харламов, Д. Е. Черепанов. Алматы, Издательский дом «Наследие», 2013. – 407 с.
Ларионов М. М. (иеромонах Иустин). Троицкий храм города Усть-Каменогорска: 200 лет истории (1809-2009). – Усть-Каменогорск: «Либриус», 2011. – 260 с.
Ломакина И. Памятник на Бухтарме. М.: Политиздат, 1989. – 192 с.
Макарий (Невский). Материалы из Википедии – свободной энциклопедии. https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 16.01.2019)
Маричева Л. А. Письмо-обращение правнучки А. В. Дагаева к директору музея-заповедника Н. А. Зайцеву с просьбой о помощи в поиске могилы прадеда. Санктпетербург – Усть-Каменогорск, 27 июля 2017 г. Материалы отдела РКИ.
Носков А. Исторический портрет атамана Б. В. Анненкова. Барнаул: АлтГПА, 2011. http://student.zoomru.ru/people/istoricheskij-portret-atamana-bv-annenkova/152468.1179115.s1.html (дата обращения: 19.12.2018).
Омские епархиальные ведомости. № 12, 1915 г. Омск: тип. К. И. Демидовой, 1915 г. – с. 48 // Духовенство РПЦ в XX веке. Биографическая база данных. http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/person/5692/ (дата обращения: 23.06.2019)
Очерки истории Рудного Алтая. Редколлегия: Н.В.Алексеенко, В. П. Пизиков, Д. О. Балк и др. Усть-Каменогорск: УКПИ, ВКО ИКМ. Облтипография, 1970 – с. 199.
Пенькова С. Две жизни старого дома. - Алма-Ата: Онер, 1983. - 128 с.
Пермитин Е. Собрание сочинений. В 4-х томах. Т. 2. Жизнь Алексея Рокотова. Трилогия. Кн. 1 и 2. М., Художественная литература, 1979 г.- 869 с.
Покровский собор Томской Духовной Консистории. г. Усть-Каменогорск, Семипалатинская область. Метрическая книга записей актов о рождении, заключении браков и смерти за 1892 год. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 7. Д. 1. На 108 л.
Покровский собор. Метрическая книга Томской Духовной Консистории на 1893 год. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 7. Д. 2. На 132 л.
Покровский собор. Метрическая книга Томской Духовной Консистории на 1894 год. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 7. Д. 3. На 120 л.
Покровский собор. Метрическая книга Омской Духовной Консистории на 1896 год. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 7. Д. 5. На 143 л.
Покровский собор. Метрическая книга Омской Духовной Консистории на 1904 год. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 7. Д. 12. На 244 л.
Покровский собор. Метрическая книга Омской Духовной Консистории на 1907 год. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 7. Д. 16. На 150 л.
Покровский собор Омской Духовной Консистории. Метрическая книга записей актов о рождении, браке и смерти за 1919 год. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 7. Д. 38. На 158 л.
Рахвалов Н. С. Бахеев – Бажов. Страницы жизни П. П. Бажова в Усть-Каменогорске (Очерк. Новеллы. Документы). 1966-1976 гг. Рукопись /Машинопись/ ГАВКО. Ф. 130. Оп. 13. Д. 21 б.
Рогачёв А.А., Маричева Л.А. История нашей семьи. Книга пятая. Рогачевы – Дагаевы. "Suvoroff Trade OU", Латвия 2016 год – 240 с.
Свято-Николаевская церковь села Красноярского. Метрические книги Томской Духовной Консистории на 1884-1887 гг. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 15. Д 4. Л. 358.
Святые Новомученики и Исповедники в земле Казахстанской просиявшие. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Астанайская и Алматинская епархия. ООО Изд-во «Лето», М., 2008. – 563 с. ВКЭМЗ: КП-74-36190.
Скальский К. Ф. Омская епархия. Опыт географического и историко-статистического описания городов, сел, станиц и поселков, входящих в состав Омской епархии. Омск, тип. А. К. Демидова, 1900 г. – 422 с. http://ka-z-ak.ru/index.php?Itemid=236&option=com (дата обращения: 26.02.2014).
Справочная книга Омской епархии. 1915 год. Составитель свящ. Голошубин И. Омск: тип. Иртыш, 1914 г. – 1250 с. http://ka-z-ak.ru/index.php?Itemid=235&option=com_wrapper&view (дата обращения: 26.02.2014).
Стрелец А. Загадка Козыря // Журнал «Мәдениет жаршысы. Вестник культуры», Усть-Каменогорск: Управление культуры акимата ВКО, 2010, № 10, с. 13-17, № 11, с. 13-19.
Троицкая церковь Омской Духовной Консистории. Метрическая книга записей актов о рождении, браке и смерти за 1918 год. ГАВКО. Ф. 752. Оп. 6. Д. 25. На 34 л.
Статья опубликована в сборнике на сс. 184-196: История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай) [Электронный ресурс]:
материалы международной научно-практической конференции (16-18 сентября 2019 года) / Отв. ред. Ф.И. Куликов.
– Электрон. дан. и прогр. (32,6 Мб). - Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2019. – 370 с.
email: ossercheva_olga@mail.ru
< Предыдущая | Следующая > |
---|