• Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
ИЗДАНИЯ статьи научные Черкашина В.А. Берестяных дел мастера ВКО

Черкашина В.А. Берестяных дел мастера ВКО

Статья посвящена мастерам, декоративно- прикладного искусства ВКО, которые создают из природного материала - бересты, традиционные изделия. Мастера  живут в разных городах области. И каждый из них пришел по-своему к этому ремеслу. Но их объединяет интерес к народному искусству. Они сохраняют народные традиции  и создают  прекрасные вещи, которые красивы, полезны и функциональны. В этих предметах целесообразность, красота, сочетается   с  назначением  и их использованием в быту. В их работах прослеживаются традиции, выработанные веками.

Ключевые слова: береста, туеса, традиции, мастер, прорезная резьба, роспись.

Cherkashina V.A.

The article is devoted to the masters of arts and crafts of the East Kazakhstan region, who create from natural material - bark, traditional products. Masters live in different cities of the region. And each of them came in his own way to this craft. But they are united by an interest in folk art. They preserve folk traditions and create beautiful things that are beautiful, useful and functional. In these objects, expediency, beauty, is combined with purpose and their use in everyday life. In their works traced traditions developed over the centuries.

Key words: birch bark, tuesa, traditions, master, carving, painting.

Много полезного  дает людям дерево береза. Но самое удивительное, что  и кора березы имеет многогранное использование в народном быту. Береста - верхний слой коры  березы - поистине народный материал.  Использование  коры березы уходит в глубину веков.

В прошлом, зная уникальные функциональные свойства бересты, в  каждом  крестьянском  доме, издавна широко  использовали этот природный материал для своих хозяйственных нужд. Делали и разнообразные  хозяйственные бытовые предметы необходимые  в домашнем хозяйстве. На территории нашего края в конце ХIХ- ХХ век также была широко распространена «посуда из бересты (туеса, коробки  для масла, сметаны, меда)». [1, с. 153]

 Из берестяных полос плели  и корзинки для сбора ягод, грибов, а также, делали и обувь:  галоши на валенки, плели и лапти. В нашем крае лапти не носили, но до революции, в  горной деревне Черновой Катон – Карагайского р-на (ВКО), нашли другое любопытное использование берестяных лаптей, их  плели   для того, «чтобы было удобнее передвигаться  по дну реки во время ловли рыбы (неводить)». [2 .с.5.]

На рыбную «ловлю берут с собой  для всякой мелочи берестяной кошель, носили на ремешке через плечо». [1, с.153]

Собирали бересту в конце июня. Добывали бересту двумя способами.  Первый способ - заготавливали сплошным слоем (сколотни, скалье). В с. Коробиха Катон – Карагайского р-на (ВКО)  был известен XIX – XX вв. и другой  способ заготовки: «Отпиленную чурку грели  у огня, чтобы береста лучше отставала и обстукивали со всех сторон и по звуку  определяли, когда она отстанет от древесины». [3, с.12 ]  Из сколотня  (скалье)  делали туеса-сосуды, в которых хранили и использовали для транспортировки жидких продуктов молока, меда, воды и т.д.

 Второй способ - заготавливают  бересту пластами, в виде длинных лент, свернутых в клубни. Пластовую бересту использовали для туесов, предназначенных для сыпучих продуктов, сухих трав, сбора ягод и т.д.

Стенки туесов отличались завидной прочностью. Их делали двойными, из двух цилиндров: внутреннего и внешнего. Донце и крышку вырезают из еловой  древесины. Делали на туесе крышку с  ручкой, при этом учитывали назначение сосуда. Если изделие предназначалось  для хранения сухих продуктов, то делали   ручку в виде столбика. А если туесок использовали для переноски на расстояния, то делали  ручку в виде  дуги – дужки, взявшись за которую можно  нести на покос  квас, воду (туес  - это своеобразный древний термос). Берестяная  посуда «прочная, стерильная, непромокаемая – ничего в ней не гниет, не киснет и не преет». [4, с. 64] Поэтому за все эти свойства и качества коры березы, посуду, изготовленную из бересты, называли  еще и «серебряной».[5, с.15]

Фото №1 Туеса В. Анисимова.  г. ЗыряновскНе угасает интерес к берестяному ремеслу и в наше время. Берестяные изделия, выполненные  современными мастерами по старинной технологии, привлекают наше внимание. По-разному приходят люди к занятию того или иного ремесла. У некоторых наших современников выполнение рукотворных вещей - эта внутренняя потребность. Других - к этому подвигает необходимость  немного заработать, это дает не только  дополнительные средства к жизни, но и творческую радость. А некоторых, после выхода на пенсию, подвигает  к ремеслу и свободное время. Каждый мастер имеет свой стиль, свой почерк, техническую  сноровку в  берестяном ремесле. Тем не менее, их изделия отвечают всем традиционным канонам народного искусства. То есть, одновременно они красивы, радуют глаз и являются  полезными, практичными. 

Берестяных дел мастера появляются  в разных регионах ВКО и в разный период времени. Не многочисленны люди, которые заняты этим  видом ремесла. Их не более десяти человек. И пришли к этому ремеслу по – разному.  В статье представлены  три мастера, проживающие в разных городах Восточно-Казахстанской  области.

 В городе Зыряновске, ВКО   с 1992 года занимается  берестяным ремеслом Анисимов Валерий Григорьевич, художник - оформитель, резчик по дереву. Интерес к бересте возник, когда он занимался резьбой по дереву. Его  берестяные изделия выполнены по традиционной  технологии, характеризуются  надежностью, прочностью, фундаментальностью, высоким техническим и художественным мастерством. Они  великолепны не только по технике и по стилю, но и по выразительности исполнения.  Отличительная черта изделий этого талантливого мастера - это великолепное художественное оформление берестяных работ.

Валерий Григорьевич один из немногих, который  занимается прорезной резьбой на бересте и  создает совершенно уникальные художественные предметы, высокого  исполнительского искусства. Словно ажурным кружевом  накрывает мастер  тулово и крышки, а тиснение увеличивает художественную выразительность  берестяных изделий (туесов, шкатулок). Орнаментальные ажурные  изысканные узоры на изделиях - это и сложный растительный орнамент, и мини сюжетная композиция (где птицы, солнце, люди, облака и т.д.) [6,с.66-67].  Верх и низ тулова  окаймляется декоративными  двух-трех слойными   накладными  берестяными полосками с мелко-округло-фестончатым краем. Эти берестяные полоски закрепляются, оплетаются                                                                            узкой берестяной ленточкой. (Фото №1).

Одни берестяные сосуды - широкие, приземистые с толстостенными деревянными крышками, покрытые берестой. Им соответствуют и невысокие фигурные ручки, деревянные толстостенные  п-образные,    оплетенные  посередине полосками бересты. Другие тески - маленькие,  стройные также основательно выполненные. Все его изделия  привлекательны совершенством формы  и великолепным художественным прорезным оформлением.

Ремесленное творчество Анисимова В.Г. отмечено дипломами и благодарственными письмами. А изделия находятся в частных коллекциях Казахстана, Германии, России, США. В фондах музея – заповедника  насчитывается более 29 его работ.

Фонд Евразия Центральная Азии (ФЕЦА), при поддержке компании «Шеврон», провел «Тренинг для тренеров» в г. Алма-Ате, в 2008 году  для мастеров декоративно – прикладного искусства. Участником этого мероприятия был и В.Г. Анисимов. Позже, в 2009 году при поддержке Ресурсного центра ремесленников ВКО, (в рамках программы «Развитие ремесел и  возрождение народных художественных промыслов в Казахстане, осуществляемой компанией «Шеврон и фондом Евразия Центральная Азия, при поддержке Министерства культуры и информации РК, Фонда Ержана Татищевава»)  был  организован тренинг: «Основы традиционной технологии изготовления изделий из бересты». Тренинг проходил в г. Зыряновске, где Анисимов В.Г. вел занятия, обучая пятнадцать человек, древнему  берестяному ремеслу. Здесь учились не только  жители г. Зыряновска, но и были привлечены участники из других годов области (Фото №2).

Одна из них участниц этого  тренинга - Денисова Наталья Викторовна, жительница г. Риддера. По специальности «инженер  лесного хозяйства», работала в разных сферах  и должностях в области лесного хозяйства. В Алтайской лесной опытной станции - старшим научным сотрудником, начальником научного отдела Западно-Алтайского государственного природного заповедника, главным специалистом отдела регулирования  и контроля в области лесного хозяйства и, особо охраняемых природных территорий ВК областного управления лесного и охотничьего хозяйства.

 Фото №2. Работы Н.В.Денисовой. г.Риддер

После успешного прохождения тренинга, в  свободное время, когда это удавалось, занималась Наталья Викторовна изготовлением туесов. И смогла провести  ремесленный  тренинг  по изготовлению поделок из бересты, для детей в августе 2009 года.

 В 2011 году произошла случайная встреча Натальи Викторовны, с художницей Дорошенко Верой Ильиничной, которая в сувенирном цехе предприятия ТОО «Мелисса» расписывала  деревянную токарную посуду и панно на бересте. Знакомство с художницей подтолкнуло и вдохновило брать у нее  уроки росписи. До  этой встречи Наталья Викторовна не рисовала. Получился замечательный, удивительный результат.

С этого времени она  расписывает  пейзажи на бересте и, конечно, на  туесах. (Фото №3).

Природные красоты нашего края, которые Денисова наблюдала по роду своей деятельности, теперь они находят отражения в  ее работах. Используя акриловые краски, Наталья Викторовна рисует  на бересте, как на полотне, пейзажи нашего края, животных, птиц.  Природные  шероховатости бересты: бугристость, неровности, белый цвет и черные линии подсказывают талантливой мастерице создание того или иного живописного сюжета. Ее работы  обрамлены  в большие и маленькие рамки.

Не менее интересны туеса,  без живописного оформления. Они скромны, но обращаешь  внимание на красоту и совершенство формы. В  основе этой удивительной  выразительности лежит соблюдение определенных художественных требований.  Привлекает изящная строгость сосудов, красота силуэта, фактура материала, кремового и светло-желтоватого цвета, с черными  поперечными линиями.   Изделиям мастерице присуще высокое мастерство, техничность исполнения, гармоничность пропорций.  Ручки на  крышках выполнены   в виде шляпки на ножке. Края сосуда окантовывает одной или  двумя полосками бересты с фестончатыми краями и прошивает берестяными ленточками. Использует мастерица на некоторых изделиях резьбу и тиснение, что создает дополнительное художественное оформление. Ее работы можно встретить не только на выставках в музеях области, но и в  праздничных ярмарочных мероприятиях г.Риддера.  Наталья Викторовна человек активный. Она участвует на общественных началах в различных природоохранных проектах туристическо - экологического обьединения. Входит в рабочую  группу компании «Живая природа – ООПТ» Экофорума НПО Казахстана, является тренером-консультантом по природоохранным вопросам.

Фото №3 .Изделия мастера В.Б.  Шаповалова. г.Усть-КаменогорскВ г. Усть-Каменогорске берестяным ремеслом занимается Шаповалов Владимир БорисовичВначале Владимир Борисович жил в селе Черемшанка, Глубоковского района ВКО, работал на птицефабрике начальником цеха, здесь и  познакомился  с мастером, который плел корзинки и изготавливал различные  изделия из бересты. Эти  древние ремесла привлекли его внимание. Шаповалов стал заниматься  плетением из ивового прута вазочек, корзин. С 2014 года Владимир Борисович переезжает с семьей  в г. Усть -_Каменогорск, где  принимает участие на выставках  и ярмарках. Стал увлеченно заниматься берестяным ремеслом. Он делает туеса, вазочки, плетет из берестяных полос небольшие притягательные корзинки (лукошко). Преемственность и традиционность, простота и лаконизм  присуща его работам. Бросается в глаза исполнительское мастерство: пропорциональность форм, техничность, конструктивность  исполнения,  мастер учитывает  фактурные свойства материала. Скромны его работы. Светлый и кремовый   фон бересты с  коричневатыми вкраплениями на тулове туеска мастер  дополняет прорезными кружочками и оплетает верх и низ цилиндра берестяной узкой лентой. Мастер не изощряется, не перенасыщает лишними деталями, узорами свои изделия  в этом  и заключается выразительность его работ. Фото №3. Это обеспечивает простоту, непосредственность и в целом создает своеобразную нарядность и красоту. Приобщилась и к этому  ремеслу его  жена  Ольга. Она делает  цветы, сувенирные лопаточки, выплетает небольшие корзиночки.

Изделиям Шаповалова присущи основные элементы, обеспечивающие  привлекательность, характерные для народного ремесла.  Они прочны, удобны в  практическом отношении и радуют  глаз. Покупатель на ярмарках  выбирает, чтоб изделие было простым, функциональным, недорогим и красивым. Этим требованиям отвечают работы В.Б.  Шаповалова.

Рассматривая творчество таких разных мастеров, проживающих в разных городах области,  видно, что их влечет многовековая  художественная культура, традиции древнего искусства. Индивидуальное стремление, личная сноровка и желание продолжения преемственности  традиции, проявляется  в их изделиях. Хотя мастера занимаются одним ремеслом, но каждый из них имеет свой  отличительный стиль, почерк, своеобразие  в этом виде традиционного векового народного искусства.



Список литературы

1. Архив  ВКО музея – заповедника. Полевой дневник  Бочаровой Т.П., отчет 1986-87г.5с.

2. Архив  ВКО музея – заповедника. Отчет Яковлева А.А. Катон –Карагайский р-н с. Коробиха, 2005.2 с.  

3. Блонквист Е.Э., Гринкова Н.П. «Бухтарминские старообрядцы». Ленинград,1930.153 с.

4. Горб Д.А., Шангина И.И. «Народное искусство и художественные промыслы  Ленинградской  области». Каталог выставки.  Ленинград,1984. 15с.

5.Ларин О.И. «Поклонись дереву». Москва,1985.64 с.

6.Черкашина В.А. «Очерки о мастерах». Усть-Каменогорск,2007.66-67с.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Черкашина Валентина Алексеевна, старший научный сотрудник отдела народного и декоративно-прикладного искусства,

Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник, г. Усть-Каменогорск, Казахстан

 

            INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

            
            Cherkashina Valentina Alekseevna,    

             senior researcher of the department of folk and decorative arts,

             East Kazakhstan Regional Architectural-Ethnographic and Natural Landscape Museum- 

             Reserve, Ust-Kamenogorsk, Kazakhstan

  

    

 

 

Черкашина В.А. - снс отдела народного и

декоративно-прикладного искусства музея-заповедника

 

Опубликована в сборнике «История и культура народов Юго-Западной Сибири и сопредельных регионов (Казахстан, Монголия, Китай)»,

Материалы международной научно-практической конференции (16-18 сентября 2019 года) / Отв. ред. Ф.И. Куликов, Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2019. – 370 с., стр. 311-315

 
 
 

Поиск в текстовой базе

Поиск прошедший индексацию в Яндексе

Авторизация

Счётчики

 

Top.Mail.Ru


Мы искренне рады приветствовать всех посетителей официального сайта Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника


Ежедневно, по заявкам посетителей, в здании музея по ул. Бейбитшилик, 29 проводятся виртуальные экскурсии по темам: подробнее ..
КУПИТЬ БИЛЕТ


Наш музей в залах своих экспозиций внедрил QR-коды, которые размещены на витринах, на юрте и возле отдельных экспонатов. Это дает посетителям музея и экскурсантам возможность самостоятельно знакомиться с экспонатами, выбирая язык (пока казахский или русский, в будущем и английский), на котором они будут получать информацию; выбирая объект для знакомства на свое усмотрение, получая при этом более полную и насыщенную информацию. Перейти по ссылке на QR Museum...


ПЛАН РАБОТЫ Восточно-Казахстанского областного архитектурно-этнографического и природно-ландшафтного музея-заповедника на 2023 г....

Голосования

Похожие материалы