В статье представлены авторские работы, выполненные в технике гобелена известными казахстанскими мастерами и художниками-монументалистами, членами Союза художников России и Казахстана Леонидом Суртаевым, Сергем Шупляком и супружеской четой Алибаем и Сауле Бапановыми. Все они монументалисты, габаритные размеры созданных ими панно и тканых полотен исчисляются метрами, участники областных республиканских и международных выставок, принимали участие в художественном оформлении знаковых для Казахстана объектов, в том числе: интерьеров административных, общественных зданий Усть-Каменогорска, Алматы и Астаны. Владеют современной стилистикой подачи образа и глубоким знанием традиций прошлого.
Ключевые слова: мастер, художник, гобелен, ткачество, выставки, творчество, Казахстан, Рудный Алтай, Усть-Каменогорск.
Tapestries – the art of hand weaving
Mukhamedzanova R. Ch.
The article presents the author's works made in the tapestry technique by famous Kazakhstani masters and monumental artists, members of the Union of Artists of Russia and Kazakhstan Leonid Surtayev, Sergey Shuplyak and the married couple Alibay and Saule Bapanov. All of them are monumentalists, the overall dimensions of the panels and woven cloths created by them are calculated in meters.
Each of them took part in regional and republican exhibitions, as well as in the decoration of significant objects for Kazakhstan, including: the interiors of administrative and public buildings of Ust-Kamenogorsk, Almaty and Astana. Each of the artists has a modern style of presentation of the image and a deep knowledge of the traditions of the past.
Keywords: master artist tapestry weaving exhibitions creativity Kazakhstan East Kazakhstan Ust-Kamenogorsk
Многие мастера стран мира, освоившие ковровое ткачество в разные исторические эпохи, создали великолепные текстильные произведения, которые ценятся наряду с шедеврами изобразительного искусства: живописью, графикой, скульптурой.
У многих народов ковры составляли приданое невесты, служили в качестве посольских даров и приношения святилищам. И в наши дни ковры имеют разнообразное применение в быту, используются главным образом в качестве украшения интерьеров жилых и общественных помещений[2, с.8].
Многие годы на художественных выставках в разных городах, странах внимание любителей искусства привлекают народные и современные ковры-гобелены, созданные лучшими художниками Казахстана. Изделия притягивают внимание посетителей оригинальностью, новаторством, безграничностью фантазии.
Один из известных художников Суртаев Леонид Николаевич родился и вырос в Горном Алтае, с. Верх-Карагуж Майминского района 20 июня 1936 года. В 1965 г. окончил художественно-промышленное училище в г. Вижнице в Закарпатье. Окончив училище, Леонид Суртаев получил специальность художника – мастера по ткачеству. Работал на ткацкой фабрике в г. Горно-Алтайске.
В 1983 г. Леонида Николаевича пригласили в г. Усть-Каменогорск (Восточный Казахстан) на работу в качестве художника по ткани на вновь открывающееся предприятие – комбинат шелковых тканей. Здесь он принимает участие в выставках различного уровня в городах Алма-Аты и Усть-Каменогорска. На выставках-ярмарках гобелены талантливого художника разбирались моментально, не было людей равнодушно проходивших мимо его работ [6].
Прожив более десяти лет в Казахстане, Суртаев возвращается в родные края в 1994 году и снова идет на ткацкую фабрику. Много времени посвящает творческой деятельности, активно выставляет свои работы на выставках.
В 2001 году после участия в республиканских и зональных выставках вступает в члены Союза художников России. В 2002 году становится первым преподавателем на отделении искусства гобелена в Горно-Алтайской детской художественной школе [7].
В свободное время занимался живописью, росписью по шелку, но основное, любимое занятие – ручное ткачество гобеленов. Выполнял он их в смешанной технике (ворс, саржевая техника) с узловязанием, со смешанным рисунком и с переброской утка через несколько нитей. Вначале создает эскиз, который переводит в картон в натуральную величину и затем использует для образца. Выбирая правильный оттенок цвета, переводит нити в ткань, выплетая определенный рисунок. Используемым материалом мастера являются отходы производства – вискоза, нитрон, лавсано-вискозная, объемно-петельная и фасонная нити. Работы выполняет на ткацком станке, который он сделал своими руками.
Гобелены художника – это удивительный мир ручного народного ткачества. В них он показывает реалистический, легко узнаваемый и несколько абстрактный мотив композиций. Трудолюбивый мастер неустанно творил произведения, которые экспонировались на выставках и часто посетители заказывали его гобелены.
В фондах музея-заповедника находится 25 гобеленов талантливого художника. Среди них есть ковры чисто декоративные, покоряющие загадочностью и мягкостью колорита.
Неповторима природа Горного Алтая. Она воспета многими нашими известными художниками. Большую часть своих полотен Леонид Николаевич посвятил этой теме: «Рудный Алтай», «Горная дорога», «Родные дали», «Марьины коренья» и другие.
Поэзия природы, созданная мастером, покоряет зрителя новизной и свежестью, раскрывая всю прелесть живой природы. Здесь можно услышать музыку глубокую и проникновенную, увидеть простор мысли и фантазии, есть изображения с четкими ясными линиями, с узнаваемым рисунком. Не существует таких тем, которые мастер не может превратить в образ. В своем творчестве художник не обошел вниманием и любителей абстрактного искусства. Он разрабатывает рисунок и создает гобелены в их любимой технике. Цветовую гамму в гобеленах мастер объясняет тем, что краски ложатся в зависимости от настроения и погоды; в солнечный радостный день и краски теплые, яркие; в ненастье рождаются серо-голубые». В гобелене «Дали дальние» Суртаев показал все цвета природы: серо-белые облака, под стать которым и горы. В средней части расположились сопки и равнина, на которых растут разноцветные травы: желтые, голубые, зеленые, коричневые, белые, серые. В нижней части, на темно-коричневом фоне ярко выделяются полевые ромашки. Один из посетителей выставки художника говорил: - «Смотришь на гобелен, на его радужные краски и представляешь себя где-то там, в далекой, не тронутой ни кем живой природе, дающей чистый воздух и радостные воспоминания о беззаботном детстве ».
Работы Л. Суртаева достойно оценены не только местными жителями. В Алма-Ате за гобелены «Одинокая сосна» и «Вечер на Телецком озере» автор награжден медалью как один из лучших художников выставки декоративно-прикладного искусства.
Гобелены художника Леонида Николаевича Суртаева украшали выставки гг. Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Барнаула, Алма-Аты, Усть-Каменогорска, а также несколько раз экспонировались в г. Горно-Алтайске
К 70-летию художника выпущен красочный альбом с репродукциями части его гобеленов, где высокую оценку дает в статье к репродукциям заслуженный художник России Сергей Дыков [6, газ. «РА», 1990 г.].
Творческая судьба художника декоративно-прикладного направления Сергея Петровича Шупляка известна далеко за пределами Казахстана. Профессиональный художник, выпускник Московского текстильного института, учился у известных профессоров живописи и композиции и других известных художников. Его имя хорошо известно среди текстильщиков, специалистов производства, любителей живописи и декоративно-прикладного искусства [5, с.126].
Родился Сергей Петрович 30 октября 1953 года в г.Алма-Аты. В 1972 г. закончил Усть-Каменогорский индустриальный техникум. В 1985 г. - Московский государственный Университет Дизайна и Технологии (МГУДиТ), факультет прикладного искусства.
Художник по гобелену, ярко и разносторонне одаренный, владеющий гармонией глубокого насыщенного цвета и редким композиционным видением. Его работы захватывают необычайным диапазоном, сочетанием в нем, казалось бы, несовместимых вещей. В начале своего творческого пути он выставлялся как художник – любитель с живописными работами в залах областного Дома творчества. А сегодня работы художника можно видеть в выставочных залах музеев, дворцов и библиотек Усть-Каменогорска и других городов Казахстана. В технике гобелена С. Шупляк по праву считается одним из лучших мастеров Республики Казахстан, представляя московскую школу [6, РА.,2001].
Активная творческая деятельность художника началась с 1974 года. Он много стал участвовать в областных, республиканских, международных выставках. Его творчество нашло большое развитие, именно в этот период времени. Стремясь к реалистическому, объективному взгляду на вещи, художник как бы уводит зрителя в атмосферу сверх земного, сказочного, ощущения.
Художник пробует свои силы в технике батик, увлекается графикой, серьезно занимается живописью. А самой большой мечтой, - по словам самого Сергея Петровича: - «является возможность, не думая о хлебе насущном, воплотить все свои замыслы в материале и увидеть гобелены и батики сказочной красоты и небывалых размеров в интерьерах офисов, залов и квартир[7, РА, 2001].
Его работам – будь то батик или гобелен, графика или живопись всегда присуще интеллектуальное начало. В работах с текстилем особенно четко прослеживается композиционный дар художника и гармония глубокого насыщенного цвета. Гобелены поражают воображение неожиданностью художественного решения, изысканностью и техническим мастерством. Секрет удачи в том, что художник одновременно и подчиняется материалу, и владеет им.
Весной 1986 года художник приступил к работе одного из монументальных произведений «Крепость Усть-Каменогорская. 1720 год», посвященного истории родного города – города Усть-Каменогорска (фото №2). На большом гобелене с левой стороны изображены предметы – глобус и подзорная труба, относящие зрителя к эпохе петровских преобразований. В верхней части гобелена виднеются мачты, паруса, флаги, символизирующие строительство русского флота. У подножья гор – крепость, над которой надпись на ленте – «Крепость Усть-Каменогорская». С левой стороны – свиток с указом Петра I, плавно переходящий в высокий гребень речной волны, где плывут лодки. Справа выткана дата – «1720», здесь же отображены языческие божества, высеченные из камня, - олицетворение азиатской степи [4, с.54].
А еще в душе художника прорастают сказки. В них светится беззаботный мир детства и доброта ко всему сущему.
Алибай и Сауле Бапановы – мастера, давно известные не только в нашей стране, создают образы на границе прикладного и изобразительного искусства. Всегда узнаваемы и совершенно иные, они не устают поражать и радовать каскадом образов, разнообразием форм, игрой воображения и глубиной ассоциаций. Мастера ткут поэтические пейзажи и жанровые композиции, реалистические и фантастические натюрморты. Создают лирические и метафорические образы кочевья, символические и мифологические сюжеты [Барманкулова Б.,1].
Алибай, художник-монументалист. В гобелене он способен воплотить даже смену тысячелетий, их сближение и расхождение в пространстве человеческой истории. Алибая привлекают и вечные сюжеты.
Одна из работ - многофигурная композиция с изображениями мифологических образов, которую авторы назвали «Миф» (фото № 3). Здесь изображение горы, дерева, птицы, животного, фигуры девушки, держащей в одной руке солнце, в другой – месяц, объединенные одной вертикальной линией магнетически притягивает взгляд.
Семейная пара Бапановых всегда в поиске новых задач и решений. Творческий путь художников – бесконечное обновление языка изображений, в которых сплетаются национальная манера чувствовать мир, современный ритм ощущений. Вещи, созданные ими, не теряют связи с повседневностью и способны существовать не только в залах музеев или галереи, но и в любом жилище.
Изделия прикладного искусства – это источник выражения видения красоты и устройства мира, выношенного душой и своими руками. Работы каждого из них неповторимы, глубиной своего творчества, уходящие корнями в самобытную национальную культуру, и индивидуальны, потому что каждый мастер вносит свое, неповторимое, тонкое, чистое творчество.
Мастера создают уникальные вещи, в которых выражено стремление донести понимание красоты реального мира. В своей творческой деятельности опираются на традиции с некоторой переоценкой культуры народного наследия. В их работах наблюдается уклон в сторону эмоциональности, образности решений, такие колоритные своеобразные вещи отвечают стилистическим устремлениям времени [3] .
Список литературы
- Барманкулова Б. «Бапановы Алибай и Сауле»: статья из альбома, Алматы, 2010 г.
- Касенова К., Шкляева С. «Учимся ткать ковры и гобелены». Алматы, 2009 - 8 с.
- Мастера прикладного искусства Казахстана, Издателство ТОО «Деловой мир Астана»
- Мухамеджанова Р. «Устье каменных гор», «Мир музея» (иллюстрированный исторический и художественный журнал №347). Москва, 2016. – 54 с.
- Мухамеджанова Р., Черкашина В. «В мире радужных ремесел» (справочно-информационный сборник о мастерах). Усть-Каменогорск, 2016. - 126 с.
- Статья в областной газете «РА» (Рудный Алтай), г. Усть-Каменогорск, 10.02. 2001
- Статья в областной газете «РА» (Рудный Алтай), г. Усть-Каменогорск
.
Мухамеджанова Райса Черяздановна, заведующая отделом
народного и декоративно-прикладного искусства,
руководитель Ресурсного центра ремесленников ВКО
Материалы международной научно-практической конференции
(16-18 сентября 2019 г.), Министерство образования и науки РФ,
Горно-Алтайский государственный университет, Горно-Алтайск,
БИЦ Горно-Алтайского государственного университета, 2019 г.,
стр. 154-158
< Предыдущая | Следующая > |
---|